Из плеяды победителей. Окончание гл. 1

Начало главы 1 - http://proza.ru/2020/04/27/1027

А потом последовали грозные звонки с командного пункта и вопросы, почему мы стреляли без разрешения. Оказывается, заблудившись, искал свой аэродром истребитель ЛАГ-3. К утру велено было представить объяснение. В назначенный час мы пришли на КП, там нас уже ждали. Кроме наших командиров, были ещё три представителя от лётчиков. Доложив по всей форме о своём прибытии, мы попросили разрешения задать вопрос, что с лётчиком и самолётом. Я вся похолодела, когда услышала, что самолёт сбит, и уже не слышала, как ругали нас и говорили назидательные речи. Катя сказала, что она и без команды стала бы стрелять, так как была уверена, что самолёт был чужой. Когда все высказались, у меня хватило смелости сказать, что дисциплина у лётчиков слабая и что в следующий раз таких лётчиков собьют другие, так как у нас все умеют стрелять.

На какое-то мгновенье стало тихо, потом поднялся старший по званию лётчик, встал рядом с нами и, улыбнувшись, извинился за неправильную информацию. Оказывается, самолёт не был сбит. Катя прострочила ему "крылышко", но он благополучно сел на свой аэродром. Лётчики и мы долго помнили этот случай. Тут же был и командир пострадавшего самолёта. Он хотел увидеть зенитчиков, которые так быстро его обработали. По его утверждению, в лучах прожекторов он находился не более 10-15 секунд, но это ему, видимо, показалось, на самом деле мы видели его дольше. В конце концов, всё кончилось благополучно. Мы с Катей, а также, наверное, и лётчик, были довольны, что он остался в живых. Командиры гордились тем, что на обороне объекта стоят зенитчики с высокой боевой готовностью. Нас с миром отпустили на свой пост, а с лётчиками мы расстались друзьями.

По мере отступления немцев отпала необходимость в мощной охране объектов, и наш дивизион осенью 1943 года отправился на запад. Там мы воевали в составе 2-го Прибалтийского фронта… Наш дивизион участвовал в боях под Калинковичами в Белоруссии, в которых зенитчики понесли большие людские потери. Жители этого города бережно хранят память о защитниках. В городе есть улица, которая называется «Улица зенитчиц». Я не была участницей этих событий, так как нашу пулемётную роту перевели в 33-й зенитно-пулемётный полк. Путь проходил в направлении города Риги…».

Расчёт, а затем взвод, которым командовала Нина Петровна, был лучшим в полку. В качестве комсорга дивизиона вела большую воспитательную работу.  В апреле 1945 г. она «За самоотверженную работу в боевой подготовке, в воспитании личного состава и личный пример в период Отечественной войны» представлялась  к награде орденом Красная Звезда. Но орденоносцем стала не за проявленные на фронте отвагу, мужество и решительность, а за трудовую доблесть в мирное время...

После войны бывшая зенитчица, награжденная медалями «За боевые заслуги» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», вернулась в родной университет и перешла на вновь созданный радиофизический факультет, где готовили специалистов по разработке радиолокационной техники. Той самой, которой так не хватало в военную пору.

Защитив в 1949 г. диплом радиофизика Н.П. Антонова связала свою  жизнь с предприятием, создающим радиолокаторы. Высокий инженерный уровень радиофизика Н.П. Антоновой проявился при конструировании РЛС, отмеченной в 1952 г. Сталинской премией. Молодой инженер приобрела бесценный опыт разработчика антенно-фидерных устройств. И уже в 1957 г. она  возглавила разработку антенно-мачтового устройства (АМУ) для другого локатора, созданного за четыре года до этого также с участием талантливого радиофизика. Использование АМУ на четверть увеличивало дальность и  в полтора раза - предельную высоту обнаружения РЛС. Нина Петровна впоследствии отмечала: «Серийный выпуск АМУ был поручен заводу № 217, ныне Электромаш. АМУ было началом биографии Электромаша как радиотехнического предприятия. Вначале было много трудностей: высокие требования по точностям изготовления «волновых каналов» (элементов антенны – прим. авт.), требования к фидерному тракту были новыми для предприятия. АМУ выпускалось в значительных количествах, работало во всех климатических условиях. Полигонные испытания АМУ прошли с незначительными замечаниями. Но когда первые серийные изделия оказались на позициях, то вскоре буквально посыпались рекламации о выходе из строя «волновых каналов». Хотя во время разработки проводились испытания на обнаружение резонанса, но, по-видимому, условия испытаний не совсем соответствовали реальным условиям... Был очень напряженный период поиска размеров и конфигураций мест креплений вибраторов, при которых бы не наступал резонанс. Когда все вопросы были решены уже ни при выпуске, ни при эксплуатации нареканий не было». Наверное, половину из своих четырёх трудовых десятилетий она провела на испытательных полигонах СССР.

Через одиннадцать лет после триумфального дебюта в качестве главного конструктора  АМУ Н.П. Антонова возглавила разработку новой РЛС. Спустя два года работа завершилась успешными государственными испытаниями. Что стало очередной жизненной высотой Нины Петровны.

Два десятилетия (!) поставлялся в Войска ПВО, ЗРВ и ВВС, а также на экспорт этот локатор.  Он стал мировым рекордсменом - всего было выпущено почти 4000 комплектов, в том числе свыше 1200 в экспортном исполнении. Вклад Н.П. Антоновой в отечественную радиолокацию отмечен орденом Трудового Красного Знамени и многочисленными медалями.

В период работы Н.П. Антоновой на предприятии было создано свыше 25 типов и модификаций локаторов и в каждом из них есть частица её творчества. Двадцать два года она руководила лабораторией фидерных устройств. Её авторитет был абсолютным благодаря честности и принципиальности во всех жизненных ситуациях, исключительной ответственности не только за результат работы, но и за людей – своих коллег и подчинённых. Общественные интересы она - семейный человек всегда ставила выше личных, а в сотрудниках возглавляемого ею коллектива стремилась воспитывать самостоятельность, ответственность и настойчивость в решении стоящих задач.

Коллеги ценили Нину Петровну не только за высочайший профессионализм, как одного из  лучших специалистов по антенно-фидерным системам. Героическая женщина, главный конструктор всегда была примером самоотдачи в деле государственной важности, бескомпромиссности в вопросах нравственности и справедливости, исключительной личной скромности и доброжелательности. Поэтому сотрудники гордились  этим сильным духом, талантливым и красивым человеком. Выйдя на пенсию Нина Петровна Антонова, занимаясь семейными делами, помогая воспитывать внучку, продолжала до последних дней жизни поддерживать связь с предприятием и своими бывшими коллегами.

продолжение следует


Рецензии
Доброе утро, Володя. Женщины и война... Такие несовместимые по сути своей вещи. Быть на фронте в качестве врачей, медсестёр - это уж куда ни шло. Но Лётчицей! Каким же надо быть смелым и духовно наполненным человеком, чтобы избрать для себя такую службу. Счастье, что Нина Петровна Антонова успела встретить Победу и продолжить дело, которое стало для неё главным в её жизни - теперь уже на поприще разработок радиолокационной техники. Светлая память Нине Петровне. И великая благодарность вам, Владимир, за удивительные воспоминания о наших родных советских людях.

Раиса Лунева   11.11.2023 09:06     Заявить о нарушении
Вы, Раиса Сергеевна, верно подметили несовместимость жестокости и смерти с любовью и рождением. Ведь основное предназначение женщины - продолжение жизни. Война, напротив, уничтожает всё живое. Нина Петровна была, поистине, героическим человеком. Добрую память о ней хранят все, кому посчастливилось знать её. Во время войны она воевала зенитчицей (не лётчицей),защищая небо над страной. Мирная профессия тоже связана с небом. Спасибо за отклик на публикацию о замечательном советском человеке.

Масленников 309   12.11.2023 06:07   Заявить о нарушении
Извини, Володя, не хотела такого ляпа: просто я дикарь - для меня, всё, что сопряжено с небом, трактуется - лётчик. Пусть Нина Петровна смотрит на нас с неба и пожелает скорейшего окончания войны! Мы её любим и помнит!

Раиса Лунева   12.11.2023 08:23   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.