Тетерев и куропатка

       Семья карельских лесорубов из посёлка Вокнаволок готовилась ко сну. Точнее родители уже спали вовсю, а вот маленький Юркки не мог долго заснуть. Уже и тёплую калитку  съел и парного молочка на ночь попил, и в постельку бабушка его уложила, а сон никак к нему не идёт.
– Спи, Юркки, – просила его бабушка, – не в люльке же тебя качать, подрос ты уже, осенью в школу пойдёшь. Завтра утром вставать рано придётся, привыкай.
– Не засыпается мне никак. Муммо, расскажи мне сказку. В прошлый раз ты мне такую хорошую про лису и утку рассказала, что они мне даже во сне приснились.
– Хорошо. А ты Юркки, закрой глазки и слушай. Я буду тебе тихонько рассказывать, чтобы папе и маме не мешать. Ведь им завтра рано утром на работу идти нужно. 
    
         В давние времена, – начала она сказку, – когда это было уж сейчас никто и не помнит, другие у зверей и птиц обычаи и повадки были.
В соседнем с нами лесу жила–была куропатка. Когда была маленькая, то вместе с другими братиками и сестричками гуляла она по лесу, щипала травку и ягодки в лесу. Особенно нравились им черника и морошка. Они раньше других созревают и такие сладкие, что когда наешься, даже хочется  глаза закрыть от удовольствия. Мама–куропатка оберегала всех шесть своих птенцов. Они у неё грелись под крыльями, когда наступала холодная ночь, и слушали её советы – как нужно вести себя в лесу, чтобы в беду не попасть. Каких зверей остерегаться нужно, а какие тебе зла не сделают.

– Волк–Суси, это ваш враг, – говорила она.  Увидите его - сразу прижимайтесь к земле, чтобы он вас не заметил. Летать научитесь – улетайте сразу. Лиса–Кетту, тоже рада будет вас поймать и съесть на обед. Не верьте им, даже если они улыбаются. А  вот Заяц–Янис вам зла не сделает, ведь он сам всех боится. Белка–Орава вам тоже не страшна. Она только шишки грызёт, да бельчат своих пасёт.  Лось–Хирви сам огромный и могучий, не боится ни волка - Суси, ни  большого медведя–Карху, но он вас никогда не тронет. Только под ноги ему попадать не надо – наступит своим копытом и не заметит.  Первый ваш друг это сорока–Харакка. Она всегда даст знать, когда опасность рядом, её стрекотание далеко слышно.
 Но случилось так, что молодая куропатка увлеклась однажды ягодами и заблудилась в лесу. Не стало рядом мамы–куропатки, братишек и сестрёнок. Но она не погибла. Мама ведь недаром научила её, как жить в лесу.
На следующий год, когда куропатка стала взрослой, встретилась она с молодым куропачем. Они вместе гуляли и клевали ягоды.  Полюбили они друг друга, хотели деток заводить,  да пришла беда. Когда паслись куропатки на вырубке в брусничнике, подкараулил их из–за куста старый хитрый лис и сцапал молодого куропача. Видно, забыл тот наказ родительский: рядом с кустами ягод не клевать. Там может враг  твой прятаться. Так и получилось.


Погоревала куропатка, но жить надо и пошла она вновь по ягоды. Уже похолодало. Брусника и клюква соком налились. Старый большой медведь, тоже кормился на болоте. Но куропатке он не мешал. Ему некогда было за птицами гоняться, нужно к зиме побольше жиру накопить. Зимой из–под снега ягод ему не достать, вот и спит он в берлоге до весны. 
Прилетел на болото, где жила куропатка, красавец тетерев. Он был больше, чем её погибший друг куропач. А еще он так красиво пел, сев на березу посреди болота.   Рано поутру, с восходом солнца, начинал он распевать свои необычные песни сильным голосом.  Далеко его было слышно, даже до соседнего болота доносилось тетеревиное  пение.
 « Ур–р–ль, урль–ху–ху–гу» – начинал он выводить свои рулады.  Потом набирал черный красавец  воздуху в грудь побольше и его пение становилось шипящим и свистящим: «Чу–у–шш–и, чу–ус–шш–и, чу–у–всш–сш–ии». Такое пение хоть раз услышишь – ни с чем не спутаешь.  Куропатки так петь не могут.

– Муммо, – вдруг отозвался Юркки в темноте, которому такой интересной эта история показалась, что он заснуть не успел, а теперь уже и не хотел. – Я слышал такие звуки из лесу весной, когда у меня был день рождения.
– Всё правильно, внучек. Иной раз тетерева близко к нашей деревне подлетают.
– Муммо, рассказывай дальше.

Не только куропатка любовалась тетеревом Чернышом, она так его для себя назвала. Тетерев–косач  тоже заметил  пеструю скромную курочку, которая не сводила с него глаз. Они познакомились:
– Киируна, – назвала она себя ему. – Что привело тебя к нам, Черныш? - спрашивала она.
– Решил отдохнуть, подкормиться и дальше на юг мне пора лететь, скоро белые мухи с неба падать начнут.
– А ты оставайся, – предложила куропатка, – зачем тебе на юг лететь? Здесь перезимовать можно.
– Все на юг летят: журавли и лебеди, гуси и утки, даже дрозды и чибисы, вот и мы, тетерева, вслед за ними.
– Лебедям, гусям и уткам, вода нужна. Здесь вода зимой замерзает, другим земля мягкая с червяками, а тебе это не нужно. Меня мама – старая куропатка научила, как в наших карельских краях зиму пережить. Оставайся, я тебя научу, вдвоём веселее зимовать.

Остался Черныш с куропаткой. Как снег выпал, Киируна побелела вся. Только глаза и клюв черными остались, да два чёрных перышка в хвосте. Очень ей шел этот наряд.
– Экая ты у меня красавица, – ворковал тетерев куропатке, – точно невеста, лучше всех в округе.  Никого краше нет.
Еду они добывали вместе. Черныш клевал березовые и ольховые серёжки, рябиновые ягоды и почки ивы. А  куропатка разрывала снег, и доставала пищу из–под снега, да и от её чёрного друга многое сверху падало на снег.  Когда нужно было устраиваться на ночь, Киируна зарывалась в глубокий мягкий снег. Тетерев бухался в снег прямо с ветки вниз головой и уходил с разгону вперёд, а след за ним на поверхности почти не оставался.
Иногда волк или лиса выходили  на охоту. Главной добычей для них был заяц и они искали его. Бывало, проходили они рядом с тем местом, где ночевали куропатка и друг её косач. Но слух у тетерева очень острый и спит он чутко, не забывает никогда про опасность. Заслышав шаги, которые были совсем рядом, он выскакивал из снега и взлетал вверх, громко хлопая крыльями. Это всегда было так неожиданно и громко, что не только лиса, но и даже волк отпрыгивали от испуга в сторону. Не один раз он, таким образом, спасал жизнь своей подруге.

Но вот настала весна. Засветило солнце, растаял снег, стало легче птицам пищу добывать.
Всё чаще Черныш улетал от подруги. Поблизости от их болота начали вскоре раздаваться песни других тетеревов, повадился и друг Киируны к ним на игрища. Возвращался к ночи, побитый и взъерошенный.
– Опять с соплеменниками дрался? – спрашивала его подруга
– Да, задал я им жару, – хвастался Черныш.
 – То–то опять ты прилетел с подбитым глазом и перья на крыльях повыдраны. Хватит уже драться, ведь ты взрослый, пора о семье думать.
Но тот молча заваливался спать, не слушая воркотню куропатки.
Однажды Киируна сказала своему неугомонному другу: «Хочется мне деток завести, давай приглядим место для гнезда». Тетерев фыркнул, а потом заявил:
– Нет. Не буду я с тобой деток заводить. Я с красивой тетёркой познакомился – не чета тебе. Ты и ростом не вышла, да и вид у тебя невзрачный.
А куропатка уже сменила свой белоснежный наряд на простенькое пёстрое платьице. Обидно ей стало.
– Как же так, Черныш? Ведь мы с тобой зимовали и друг другу помогали, а ты улететь от меня хочешь? Не отпущу я тебя ни к какой тетёрке.
– Попробуй, – фыркнул косач и хотел, было, взлететь.
Киируна крепко  вцепилась ему в хвост. Он хлопал крыльями изо всех сил, стремясь освободиться.  От усталости  всё же выпустила она хвост неверного друга, а он от неожиданности пролетел десять шагов, с закрытыми от напряжения  глазами и с разгону угодил головой прямо в толстую берёзу.  Чуть насмерть не убился тетерев от удара об дерево, даже кровь над глазами выступила.

С тех пор у  внуков тетеревов, что от Черныша пошли, брови красные как кровь. А крайние перья в хвосте, который перепёлка ему чуть не выдрала,  у тетеревов–косачей с тех пор загнуты в разные стороны.
Но они этим хвостом теперь даже хвастаются, особенно, когда по весне свои игрища с драками затевают,  чтобы тетёркам понравиться.
Киируна нашла себе вскоре хорошего друга из рода белых куропаток и вскоре вокруг счастливой пары пищали восемь симпатичных пёстрых пушистых птенчиков.
            
Куропатки с той поры  тетеревов себе в друзья не зовут. Не хотят они с неверными ухажерами  дело иметь, хотя тетерева больше на юг из Карелии зимовать никуда не улетают. Им и тут хорошо.


Апрель 2020. Эспоо.         


Рецензии
Хорошо написано. Прочитала и внучке прочту.
Спасибо.
С улыбкой.
Иралео

Ирина Склярова   16.06.2023 05:27     Заявить о нарушении
Спасибо Ирина. Эта сказка не для самых маленьких. Буду рад, если ей тоже понравится.

С уважением.

Евгений Пекки   26.06.2023 17:51   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.