Предыстория села Бабка. Каменная баба

Долго, очень долго, примерно с IV века до середины XVI века коренные обитатели Подонья и вятичи Среднего Дона страдали от набегов кочевников, «гуляющих в Диком поле». После распада монголо-татарской Золотой Орды здесь совершали разбойничьи набеги крымские татары. «Для защиты земель российского Московского государства была построена Белгородская черта, включавшая 27 городов-крепостей, но территория будущего Павловского уезда Воронежского наместничества не была защищена от татарских набегов».

Известно, что село Бабка Павловского уезда Воронежского наместничества было основано в XVII веке. Село получило название по протекающей рядом реке Бабка, которая в разное время называлась по-разному: Бабочка или Бабий Лог. Возможно, бабами называли птиц-пеликанов, обитавших в этих местах или журавлей, которые вели себя как заботливые матери и бабы, по преданию приносили в семьи новорожденных.

«На окраине села Бабки было болото – Бабья заводь, — на котором обитало множество птиц-баб, а луг рядом с заводью также назывался Бабьим». Кроме этого, в окрестностях и по берегам речки Бабочки (Бабий Лог) в древности «стояли каменные истуканы или идолы-бабы», указывающие на места и границы стоянок и завоеваний древних кочевников. Возможно, какая-то выразительная или памятная местным старожилам каменная статуя дала наименование новому поселению, возникшему после основания в 1586 году (434 года назад) на юге России русского сторожевого города-крепости Воронеж.

На картинке: Половецкое каменное изваяние XII-XIII вв. – «Каменная баба» из села Старая Криуша Петропавловского района Воронежской области России. Необычное каменное изваяние было найдено на Кургане, близ села Старая Криуша. В народе статую окрестили «Каменной бабой». Местные жители неоднократно пытались избавиться от этого идола, считая, что он приносит беды и несчастья. Теперь «Каменная баба» обосновалась в Воронежском областном краеведческом музее. Эта статуя сначала была перевезена в город Калач, а из города Калача её вернули обратно, потому что она и там приносила неприятности для местных жителей. Старый Криуш и «чёрные археологи» не раз покушались на древнее изваяние. Аналогичная статуя, стоявшая рядом, недавно бесследно исчезла. Краеведы, узнав, что памятник археологии кочует по области, решили спасти уникальный экспонат. По оценкам специалистов, «Каменной бабе» из Старой Криуши около тысячи лет. Древняя скульптура высотой почти два с половиной метра сделана из известкового камня, её вес — 2 тонны. В воронежском краеведческом музее это уже четвёртый подобный экспонат. Историки предполагают, что таким образом в Х веке половцы увековечивали родоначальников племени и прославленных воинов.
«Население, не знающее истории, видя перед собой идола, приносило ему дары. А всё, что происходило вокруг, накладывало отпечаток на человека. Отсюда и вера в силы этой каменной бабы. Но и на бессилие её тоже находился ответ местного населения. Часто лица таких каменных изваяний испещрены ударами орудий или оружия, шрамами. То есть люди им мстили» (археолог Александр Курьянов). Народная молва гласит, что каменные идолы непредсказуемы. К примеру, в Калаче, где до приезда в Воронеж находилась древняя статуя, убеждены в том, что именно она наводила засухи и град (Изложение статьи корреспондента НТВ Ольги Черновой от 18.10.2003 г.).


Рецензии