Село Бабка. Вотчины

В документе 12-3 «Дозорной книги 1615 года» ревизионного воеводы Григория Фёдоровича Киреевского об откупе ухожьев записано: «Да на Воронеже откупныя вотчины, по обыском Воронежских служилых и всяких жилецких людей за отцов их духовных и за их руками, а что с тех вотчин идет в Государеву казну откупных денег и за кем ныне те вотчины в откупу именем, в том обыску написано. Вотчина Хворосанской ухожей за полковым за казаком за Максимом Мошковым, а откупу с него двенадцать рублев с четвертью. Вотчина Лисогорьевские ухожей за пушкарем за Дениском за Тимохиным, а откупу с тое вотчины двадцать рублев. Вотчина Подулской ухожей Боршевского монастыря за игуменом за Семеном с братьею, а откупу с тое вотчины платить двадцать рублев. Вотчина Сосенской ухожей за Феткою за Шераповым сыном Жеребятева, а откупу с тое вотчины платить двадцать рублев. Вотчина Богатой Затон за казаком за Онохою за Исаевым сыном Долгополова, а откупу платить с тое вотчины пятдесят рублев». Среди этих вотчин и ухожаев – Бабий Лог (Бабка).

«С 1 сентября 1614 года в подчинение Воронежу были переданы незаселённые земли к югу от города, вплоть до земель донских казаков. Промысловые угодья («ухожьи») воронежский воевода князь Никита Петрович Борятинский (потомок черниговских князей рода Рюриковичей) стал ежегодно сдавать «на откуп» для рыбной ловли, сбора меда диких пчел, добычи пушных зверей. Размеры Воронежского уезда резко увеличились и достигли примерно 40 тыс. квадратных километров. Это почти вся территория современной Воронежской области» (Владимир Размустов, автор статьи: «Градоначальники. Правители Воронежа – от Семёна Сабурова до…», «Судьбы» №34 2013 г.).

Внутри воронежского укрепления жители города проживали в слободах, формируемых по роду службы и занятий. Казачья, Стрелецкая, Пушкарская, Затинная и пр. Вне крепости, у реки, находился только Успенский мужской монастырь со слободой, а также – несколько укрепленных усадеб служилых «детей боярских» с вооруженной охраной – «воротниками».

Всего в Воронеже в 1615 г. насчитывалось 964 мужчины – главы семей. Основная часть обитателей города-крепости – военные: служилые люди (стрельцы, казаки, пушкари и др.) – 664 человека. У них во дворах проживало еще 96 работников («бобыли и захребетники»). 59 человек принадлежали к категории «торговых людей», 88 – монастырских ремесленников и крестьян. Были и другие группы населения. От «первых воронежцев», переписанных писцами воеводы Григория Киреевского , пошли известные воронежские династии, например, «казак Терех (Терентий) из крепости Венев» – родоначальник дворянского рода Веневитиновых.

Из-за того, что татарские набеги на Воронеж и грабежи окружающих сёл, вотчин и ухожаев совершались часто, в Дозорной книге 1615 года особо отмечено, что «сигнальный колокол в крепости Воронеж разбит от частого употребления». (Владимир Размустов, автор статьи: «Градоначальники. Правители Воронежа – от Семёна Сабурова до…», «Судьбы» №34 2013 г.).

На картинке: Пример Писцовой книги XVII века. Во время воеводства Борятинского в Воронеже был подготовлен «Список с Воронежских книг письма и дозору Григория Киреевского стоварищи лета 7123 году» (Дозорная книга 1615 года). Это самое полное и раннее из сохранившихся описаний воронежской крепости и уезда. Группе московских подьячих было велено «для письма и дозора» обследовать состояние крепости и провести «учёт служилого люда». Подлинник Дозорной книги 1615 года, 390 страниц документа, хранится в Российском государственном архиве древних актов.


Рецензии