Село Бабка. Костромские предки 1741 г

После удачного похода русского царя Петра I на Азов и взятие его в 1696 году татарские набеги на русские земли прекратились, в Подунавье начали строиться постоянные поселения. К осени 1698 года здесь появилось 18 населенных пунктов, в которые устремились беглые служилые люди и крестьяне близлежащих мест. Кроме того, из центральных уездов России к берегам реки Битюг были принудительно направлены сотни дворцовых крестьян («государевых людей»). В 1708 году по Указу Петра I вся Россия впервые была разделена на губернии. Земли по Дону и вокруг него заняла огромная по масштабам Азовская губерния с центром в городе Азове. С 1711 года центром губернии стал город Воронеж, а с 1725 года губерния начала именоваться Воронежской.

После восшествия в 1741 году на престол Всероссийская императрица Елизавета Петровна (1709-1762), младшая дочь Петра I и Екатерины I, одарила всех, кто помогал ей прийти к власти и преданно ей служил землями, поселениями, вотчинами, крепостными крестьянами. Среди них был граф А.Б. Бутурлин. Получив огромные земли в Воронежской губернии, Александр Борисович Бутурлин организовал здесь свою воронежскую вотчину с центром в слободе, названной по его фамилии. Сюда были переведена часть подданных имений из-под Москвы и Смоленска, а так же граф Бутурлин «накликал» к себе украинцев на условиях освобождения их от уплаты податей. По елизаветинскому указу 1741 года даже буддийским ламам разрешалось проповедовать на территории Российской империи своё учение, а все ламы, пожелавшие приехать в Россию, приводились к присяге на верноподданство империи и освобождались от уплаты налогов.

В 1741 году в село Бабки по указу переселили из Костромского уезда Московской губернии помещика Фёдорова с крепостными крестьянами. Возможно, в составе этих русских переселенцев были и предки моего прадеда по материнской линии, отца моего дедушки – крестьянина Никиты Максимова. Дело в том, что ни мой дедушка по материнской линии Василий Никитович Максимов, ни моя мама Нина Васильевна, ни её старшая сестра Мария Васильевна, ни их младший брат Николай Васильевич, ни другие наши родственники по материнской линии, не имеют никаких ярко выраженных южнорусских, окраинных, украинских («черкесских») или казацких черт характера, темперамента и внешности. Наоборот, характерными особенностями личности моих родных по материнской линии были типичная русская красивая внешность, покладистый характер, терпеливость, скромность и молчаливое сдержанное достоинство.

Моя мама, Нина Васильевна Суворова (Максимова), очень хорошо понимала и ей был очень близок характер, образ, натура, поведение и судьба костромской девушки Ларисы Огудаловой – героини пьесы Островского «Бесприданница». Её, как и Ларисе, соответствовали та же одухотворённая красота; верность своему выбору; целеустремлённость; увлечённость; решимость; бескомпромиссность; доверчивость и вера в добро, любовь и людей; жертвенность ради своей веры – основы своего скромного, но принципиального достоинства личности. Возможно, такими были характерные черты всех переселенцев из подмосковного Костромского уезда в воронежское село Бабка, но в роду Максимовых они были наиболее ярко выраженными. (Источник данных: Официальный сайт администрации Бутурлиновского района Воронежской области». «Общая характеристика района»).

На картинке: «Крестьянский обед в поле во время жатвы» (1871). Художник: Константин Егорович Маковский –. Холст, масло. Первая премия Общества поощрения художеств (1871): «Главные персонажи, и бытовые детали, и пейзажный фон разъясняют смысл происходящего, передают то, что накрепко вошло в обиход крестьянской жизни. Строгая закономерность построения картины с четким делением на планы позволяет ясно воспринять воплощенные в ней образы людей и природы. Сюжет трапезы дополнен необходимыми, говорящими в рассказе деталями: на треножнике подвешен котел, в нем варится еда, распряженные лошади кормятся возле телеги, то там, то здесь разложен нехитрый походный скарб. Наблюдательно и тонко показаны герои полотна: в лицах и фигурах крестьян ни напряжения, ни позирования «для зрителя». В этих, не лишённых индивидуальности образах, художник подчеркивает обобщающие черты: его мужик — не «несчастный, пьяный захудалый», а труженик, хозяин, женщины тоже не похожи на «некрасовских», дети не вызывают жалости и сострадания. Безусловно, Маковскому удалось незамысловатую, выхваченную из жизни бытовую сцену поднять над будничной повседневностью». (Коллекция и правообладатель: Таганрогский художественный музей. Правообладатель изображений. Госкаталог: №3507588).


Рецензии