Новый Уренгой. Разное... и тундра

Новый Уренгой. Юлька. http://proza.ru/2020/04/17/1070   

        Событий в Новом Уренгое было много. Особенно запоминающиеся произошли в первый год моей жизни там. Но, наверное, это и естественно. Всё-таки новое место, новые люди.
       В январе отморозила глаза. Оказывается, и такое бывает! Вышла из офиса, опять к ночи. Ветрюган невозможный, прямо в лицо! До общаги всего две минуты ходу при обычных условиях, а тут, преодолевая ветер, шла долго и упорно. Едва добрела, а утром еле разлепила глаза. Покраснели, опухли, резь невозможная. На работу пришла, все на меня смотрят – хихикают: типа, хорошо ночь гульнула… Им бы так, злопыхателям! Только новый механик сочувственно покачал головой: «О, девонька, глазки-то отморозила, как же ты так?»
       - Для такого дела предусмотрена защита, видела черные шлемы шерстяные, лицо закрывают, а для глаз только узкая прорезь? - спрашивает.
       - Видела, конечно, но кто бы мог подумать?! У нас в Якутии при таких морозах (минус сорок) ветров нет. Совершенно другое всё, – отвечаю.
       - Ты не в Якутии, уж привыкай,- и, немного погодя, принёс мне такой шлем.
    С тех пор, если я поздно выходила с работы, да ветер, одевала это шлем. «Ну и видончик!!!!» - глядела на себя в зеркало и хохотала. Хорошо никто не видит: шлем плюс меховая шапка женская на голове - прямо  страшилка для ограбления! Но такой прикид и правда спасал, больше я глаза не отмораживала. Болеть они перестали только на второй день, я отмачивала  их пакетиками зеленого чая - снимала опухоль и резь. Тот же главный механик и научил.
       А когда наступили полярные дни – не спала трое суток - не могла, хоть и шторы плотные мне повесили на окна. Видимо, от того, что солнце в зените - нет сна, хоть ты лопни! Тогда на помощь пришёл директор. Он, видя моё сонное состояние на работе, спросил: «Совсем не спится? Сегодня пятница. Домой идите пораньше. Купите бутылку красного вина полусладкого. Выпейте стакан перед сном, часов в десять вечера, не закусывайте и ложитесь спать. Утром проснётесь, как огурчик».
       Я рассмеялась: «Так и спиться можно. По стаканчику каждый вечер».
       Директор ответил без улыбки: "Вам больше одной ночи не понадобится, поверьте моему опыту. У самого так было, пока не привык. Я ведь тоже не местный житель".
       Последовала его совету, благо магазин недалеко. Доплелась до него - и обратно в общагу, как зомби. Дотерпела с трудом до десяти часов. Выпила - и провалилась. Директор не сказал, какого дня утром я проснусь. Это было воскресенье - почти полдень! Бодренькая, как огурчик. А есть хочу! Но и правда, дальше я спала, как сурок, при всех полярных днях, все десять лет, что там прожила.

* * *
       И вот наступила осень! Поскольку моя работа сидячая, за компьютером, я завела для себя порядок: каждую субботу после работы ходить - разгонять организм. Девчата, с которыми я познакомилась на сайте знакомств, жили в северной части города. А я - в южной. Между нами километров пять по городу, через мосты двух рек. Много магазинов, центр южной части города, площадь, Дом культуры, озеро Молодежное и еще немало интересного, так что поход не скучный. На окраине южной части города, так называемой «шайбе», в тот момент начиналось строительство района девятиэтажных домов новой планировки. Прохожих было мало, больше на автобусах ездили. И я стала практически первопроходцем. Из окон автобуса смотрели на меня люди с любопытством. Им казалось - это так далеко! Мои подруги тоже удивлялись, что я хожу к ним в гости пешком. А у меня на это путешествие уходило от силы часа полтора туда и столько же обратно. Я старалась в магазины не заходить, чтобы не занимать руки, да и тогда это уже не прогулка. Вот это была классная подзарядка для работы на следующей неделе!
       И сколько красоты я увидела, особенно осенью, в тундре! А какие рассветы! Туманы над реками и осенние закаты! Природа одарила этот город всеми красотами, какие существуют на Севере.

* * *
       Тундра - это вообще отдельная планета, прилепленная к городской черте! Бордовая расцветка арктоуса арктического, мелкие листики которого островками стелются по поверхности земли. Рядом с ним - белым ковром олений мох или ягель по-научному, а еще кладония оленья - мягкий, пушистый. Это он на земле такой. А сорвешь его - через пару часов станет жестким и царапающим, будто мстит за то, что сорвали. К этому бордово-белому наряду добавляются осенние желтые листья северных березок, низкорослых, тоненьких, от этого кажущихся нежными и очень хрупкими. А еще мохнатые иголочки елей, которые к этому времени тоже становятся желто-коричневыми, осыпаются и создают рыхлый мягкий ковер возле своих стволов. Иголочки потом разметет ветер, и вся тундра усеется ими, украшая черную, проблескивающую между арктоусными и ягельными островками, землю. Ощущение, что ты где-то далеко от города - а он совсем рядом, только дорогу перейти.
Одно время я снимала квартиру на Северке, окна которой выходили на тундру. Ничто не мешало любоваться ею каждый день. В выходные я садилась на кухонный диванчик и наслаждалась этой красотой. На закате вся тундра блестела и сливалась в один цвет. Красные облака - красная тундра, бордовые облака - бордовая тундра. Только серые облака не меняли ее красоты, они серые, а она цветная.

* * *
       Излюбленным местом моих пеших прогулок стало болото, расположенное на другом краю северной части города. Оно тоже разное в разное время года. Удивительное сочетание черной воды, зелёных кочек, белых (от растущего на них ягеля) очертаний берегов, желтых березок и елей. И очень-очень ароматный воздух - чистый, кристальный. Здесь и место необычное. Деревья уже не карликовые, а ели и березы с толстыми и высокими стволами. По воде плавают утки - настоящие, дикие, жирные. Они громко крякают, будто отпугивают зрителей, наблюдающих за ними - или, наоборот привлекают?

* * *
       И реки… одни названия меня сначала поражали: Евояха, Седэяха, Тамчаруяха, и дно рек - почему-то красное...
      В них отражаются березки и солнце, и закат, и рассвет, облака, и всё, что движется по мостам. Мне скажут – везде так. Конечно, если не считать чистейшую бело-голубую воду, несмотря на ее красное дно. Вода в реках холодная, даже летом. А в Седэяхе - двойное дно. И хоть устроили на ней пляж уренгойский, с природным мелким песочком, но купаться запрещают. Только где в России вы видели дисциплинированный народ? Его и на Севере нет. Написано «НЕЛЬЗЯ» – а у нас всё можно, даже с моста прыгнуть, несмотря на табличку «С моста не прыгать, глубина 50 см». В воде сваи железобетонные. Но охотники экстрима прыгают, и в редких случаях такие прыжки обходятся без травм. Были и погибшие. Сейчас таких прыгунов становится всё меньше, полиция летом дежурит возле пляжа круглыми сутками. На этой же реке устраивают купели на Крещение. А для нежелающих стоять с бутылками в очереди возле церкви пробивают проруби для набора воды.
       А ледоход какой! Льдины размером побольше плывут степенно, а мелкие суетятся между ними. Течение реки в это время быстрое, крупные льдины наседают на маленькие и подминают их под себя. Те выныривают - и опять попадают под следующие большие льдины. Такое хаотичное движение становится смешным, прямо как у людей: мелочь - кыш, взрослые идут. Стоишь на мосту - и не отрываешь взгляда, можно до бесконечности за ними наблюдать. Но холодно, ветер дует…
       Правда, всю эту красоту можно увидеть только в северной части города.

* * *
       Территориально город разделен по сторонам света: Север, Юг, Запад, Восток. В простонародье это: Южка, Северка. Западная и Восточная промзона. Промзоны говорят сами за себя – там располагаются промышленные базы, гаражи, автобазы и тому подобное. В Западной промзоне ещё и аэропорт. Северка и Южка - это жилые кварталы, мелкие и крупные офисы строительных и газпромовских предприятий. На Северке - администрация города, мемориал Славы с огромной стелой и вечным огнём, студенческий городок, деревянная красивая церковь на высоком  берегу реки, и много ещё чего интересного; на Южке - железнодорожный вокзал, мечеть - как игрушка, новая красивейшая церковь, площадь, где проходят все парады, концерты по праздникам, здесь же Дом культуры «Газодобытчик» и кинотеатр «Октябрь». В Нерюнгри тоже есть  кинотеатр «Октябрь» - меньше размером, да и отделкой,  как внутренней, так и наружной, не блещет. Конечно, здесь отрасль богаче. Сравнивая два северных города, всё время жалела свой Нерюнгри - красавец когда-то, он в годы перестройки превратился в создание со стертыми до серых панелей фасадами домов, с разбитыми тротуарными дорожками и крупными дырами в асфальте дорог. Даже без ночного света фонарей на улицах. Здесь, в Новом Уренгое, всё противоположно… Ничего, будет и в Нерюнгри праздник! Уже сейчас, на день написания, жизнь там налаживается. В Новом Уренгое, как и в Нерюнгри, все удобства рядом, в смысле детских садов, школ, магазинов, больниц и поликлиник. Другое дело обслуживание - это уровень местный и, конечно, оставляет желать лучшего.

* * *      
     Новый Уренгой начинался с Южки. Он - одногодка Нерюнгри, семьдесят пятого года рождения, двадцатого столетия. В те годы Советский Союз осваивал северные края России одновременно со всех сторон. В Восточной части - Якутия, строительство Байкало-Амурской магистрали. В Западной - Тюменская область, которую потом разделили на несколько территорий: Тюменская область непосредственно (столица Тюмень), Ханты-Мансийский автономный округ (столица Ханты-Мансийск), Югра (столица Сургут) и Ямало-Ненецкий округ (столица Салехард). Если Нерюнгри стал столицей Южной Якутии, угольного края, то Новый Уренгой – «газовая столица» России.
       На окраине Южки - знакомые деревяшки, двухэтажные панельные щитовые дома с кучей мышей и тараканов, как и в Нерюнгри. Видимо, это неотделимое соседство жителей деревяшек всех регионов. И горят они так же часто и страшно. Ближе к центру - девятиэтажки, а берега озера Молодежного окаймляют пятиэтажки. Озеро - небольшое пятно в черте города, но тоже место знаменательное – здесь проходят осенние заезды по воде на снегоходах (эту забаву впервые увидела на Дне города), а в марте, в день народов Севера – его празднование, с катанием на оленях, играми, танцами, концертом и рынком товаров Севера: рыбой, мехами, унтами, разными игрушками и прочими атрибутами ненецкого народа. Ставятся юрты, в них разные угощения и предметы бытового убранства. Интересно, конечно, особенно в первое время. В Якутии такой праздник называется День оленевода, но принцип празднования тот же.

* * *
       Но всей красоты тундры, что есть на Северке - ни на Южке, ни на западе, ни на востоке города нет. Чтобы это увидеть, надо выехать из города на порядочное расстояние. Поэтому со временем я перебралась жить на Северку, и уже в непосредственной близости обожала тундру.

* * *
       Муж моей знакомой как-то сказал, что только из-за тундры не уедет из Нового Уренгоя.

       Если бы это было возможно…

Продолжение… Новый Уренгой. Ураган. http://proza.ru/2020/05/06/63


Рецензии
Вот и погуляли мы по окрестностям Нового Уренгоя!
Когда бы еще случилось?
Спасибо, Эля, за картинки удивительной северной природы!

Наталья Чистякова 2   05.05.2020 10:26     Заявить о нарушении
Пожалуйста, Наталья Павловна, Вас ими не удивить, сами из таких краёв.
Север, достоин восхищения всегда и в любой части света!
спасибо за отзыв!

с уважением,

Эля Рассолова   05.05.2020 10:58   Заявить о нарушении