Русская общинная артельность

Другой характерной чертой национального русского характера, в том числе в роду Суворовых-Максимовых, была артельность, то есть выполнение каких-либо работ или дел сообща, артелью профессионалов своего дела. Так, например, артелью или обществом (общиной) строили дома и хозпостройки, обрабатывали надельные земли, убирали урожай, косили и собирали сено, пасли скотину, обустраивали общественные территории, деревни и сёла, строили церкви, организовывали ярмарки и торжища. При этом каждый старался быть мастером своего дела, своего таланта, профессионалом в избранной им специальности, чтобы в артели быть не просто участником, а лидером в своей области знаний, навыка или жизненного опыта. Например, наш дед по отцовской линии, Иван Егорович Суворов, был непревзойдённым шорником – мастером по приготовлению кож, кожаных изделий, конских сбруй и упряжей. Его двоюродный брат, дед Аркадий, был мастером в деревенской артели плотников, столяров и краснодеревщиков, которая славилась и была «нарасхват» в Москве, Московской, Калужской и Тульской губерниях. Дед Аркадий, например, учил автора работать с деревом, делать скворечники и лучшие в деревне Дальнее Русаново лёгкие рогатины, вилы-трезубцы и грабли для ворошения скошенного сена.

Привычка, обычай и традиция организации артельной (семейной, коллективной) работы проявлялась самым естественным образом в жизнедеятельности фактически всех представителей рода Суворовы-Максимовых. Например, само собой подразумевалось, что пахать и вскапывать весной участки земли должны были все мужчины семьи (проживающие совместно родственники), а делать грядки и готовить землю к посеву семян – профессионалы (глава семьи, отец). Также готовить угощение на праздничное застолье должны были все женщины семьи (родственники – участники застолья), а украшать, выставлять угощение на стол и делить на части еду – хозяйка (жена главы принимающей семьи).

Кстати, ещё с первобытных времён в русском народе сохранилось инстинктивное понятие счастья – это быть и остаться с частью чего-либо общего, цельного, ценного, вкусного, желанного. При этом русская артельность закономерно проявлялась характерной национальной особенностью – «выборно-монархическим началом и свободно-суровой дисциплиной». Главенство и лидерство общепринято молчаливо (по фактическому или естественному праву) признавалось и устанавливалось (выбиралось, избиралось, признавалось) всеми членами артели (семьи, рода, родичами) и свободно, то есть добровольно соблюдалось с суровым осуждением и наказанием ослушников и нарушителей этой национальной русской традиции («Дисциплина нужна, иначе порядка не будет в богатой русской земле» - говорил отец автора Сергей Иванович Суворов, учитель труда и машиноведения со стажем 27 лет в Суворовской средней школе «2).

На картинке: «Общий жертвенный котёл на престольный праздник» (1888) – картина Иллариона Михайловича Прянишникова (1840-1894) — русского художника и педагога, мастера жанровой живописи, действительного члена Петербургской академии художеств (с 1893 года), одного из основателей «Товарищества передвижников».


Рецензии