Умение артельно работать и бунтовать

Зато как весело, азартно, дружно, быстро и результативно работали в артелях русские люди! Как воевали русские дружины, роты, батальоны и полки! Умение артельно работать, бунтовать и воевать – это одна из главных особенностей национального характера русского народа и нашего рода Суворовых-Максимовых. Только для этого почему-то обязательно требовалось выполнения одного условия – артель, семья, род должны были иметь застрельщика, вожака, бригадира, командира, главу, иначе ничего у артели не получалось.

Если русские люди, даже самые близкие и родные, сходились вместе на вече (родовое или вечевое собрание), чтобы обсудить какую-либо общую проблему, то обязательно начинался гвалт, словесная толчея, сумбур мнений и суждений. Спор, конфликт, ссоры продолжались пока не находился кто-то, кто брал на себя обязанность решительно предложить единственно правильное решение проблемы, чудесным образом учитывающее мнения всех, обуздывающее самых рьяных спорщиков и приводящих мир (семью, артель, род, общество) к успокоению и дисциплине. К сожалению, русская народная пословица: «Мужик умён, да мир – дурак», - это про нас.

Всем известно крылатое выражение «Русский бунт – бессмысленный и беспощадный». В главе 13 своей повести о Пугачёвском восстании «Капитанская дочка» (1836) А.С. Пушкин (1799-1837) написал: «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!». Та же мысль содержится в его повести «Пропущенная глава», которая не вошла в окончательную редакцию «Капитанской дочки» и сохранилась только в черновой рукописи: «Не приведи Бог видеть русский бунт — бессмысленный и беспощадный. Те, которые замышляют у нас невозможные перевороты, или молоды и не знают нашего народа, или уж люди жестокосердные, коим чужая головушка полушка, да и своя шейка – копейка». Эта мысль великого русского поэта и писателя всегда применяется в прямом смысле её содержания, так как точно выражает национальный характер многонационального русского народа (Источник: Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. — М.: «Локид-Пресс». Вадим Серов. 2003).

Для нас характерен вечевой, соборный, стихийный поиск истины через единство и борьбу двух противоположных методов саморазвития – разрушения и созидания. При этом всякое коренное и судьбоносное резкое изменение в жизни и жизнедеятельности семьи, рода, общины, рода, племени имеет характер освобождения от какого-либо гнёта, застоя, притеснения. Недаром всем миром, всем многонациональным народом дореволюционной России был принят гимн «Интернационал» с такими первыми словами:

Вставай, проклятьем заклеймённый,
Весь мир голодных и рабов!
Кипит наш разум возмущённый
И в смертный бой вести готов.
Весь мир насилья мы разрушим
До основанья, а затем
Мы наш, мы новый мир построим,
Кто был никем — тот станет всем!

Припев:
Это есть наш последний
И решительный бой;
С Интернационалом
Воспрянет род людской!

Вот так, артельно, в традиционной русской форме организации, как артельных разбойничьих групп, ватаг и революционных отрядов, так и артельных бригад, коллективов, обществ, профсоюзов и партий, совершались все русские революции в начале XX века, разрушался старый русский мир самодержавного царизма и создавался новый невиданный ранее русский мир союзного социализма. А в основе этого исторического процесса единства и борьбы двух противоположностей – разрушения и созидания – русская артельность, артель.

Сейчас современному («цивилизованному») человеку трудно понять, осмыслить и принять ту истину, что традиционная русская артельность ещё совсем недавно (100 лет назад) практически наполняла всю народную хозяйственную жизнь – от натурального сельскохозяйственного производства до организованного распределения и потребления произведённого. В энциклопедическом «Словаре Брокгауза и Ефрона» перечисляются виды русских артелей XIX века:
артели промысловые (рыбный, тюлений, моржовый, китовый и пр. промыслы),
артели охотничьи,
артели по ловле соколов и кречетов,
артели сбора таможенных пошлин,
биржевые артели грузчиков-дрягилей,
артели каменщицкие, плотницкие,
артели кузнецов, извозчиков, чернорабочих,
артели бортников,
артели арендаторов земли, косарей,
артели старателей, землекопов, бурлаков,
артели ямщиков, лодочников,
артели нищих,
артели лирников,
батальонные артели,
артели кредитные, страховые, банковские,
артели харчевые, квартирные,
артели сырьевые, солепромышленные, извозно-промышленные, горнозаводские,
артели иконописные,
артели крестьянских оркестров,
праздничные молодежные артели-«складки» и прочая, и прочая, и прочая…

На фото: 1863 год. Знаменитый «бунт» 14-ти академических художников-дипломантов, возглавляемых Крамским. Оканчивающие курс ученики Академии отказались писать дипломную работу на далёкую от жизни тему из скандинавской мифологии и демонстративно вышли из Академии. Выйдя из Академии, «бунтари», образовали «Артель художников», из которой впоследствии и образовалось «Товарищество передвижников». Артель и Товарищество представляли собой принципиально новые, своеобразные общественные организации художников, противостоящие Императорской Академии художеств. В состав Товарищества в разное время входили кроме учредителей и многие другие замечательные мастера отечественного изобразительного искусства, в том числе Абрам Архипов, Виктор Васнецов, Исаак Левитан, Василий Поленов, Константин Савицкий, Валентин Серов, Николай Ярошенко. Членами объединения передвижников были также Илья Репин и Василий Суриков, творчество которых знаменовало вершину русского дореволюционного изобразительного искусства.
Передвижники — русские живописцы, скульпторы, графики, которые входили в крупнейшее русское прогрессивное, демократическое художественное объединение второй половины XIX — начала XX века, — «Товарищество передвижных художественных выставок». Товарищество возникло по инициативе Григория Мясоедова, Василия Перова, Ивана Крамского и Николая Ге. Его членами-учредителями, помимо упомянутых четырёх художников, были также Лев Каменев, Алексей Саврасов, Илларион Прянишников, Михаил Клодт, Иван Шишкин, Константин Маковский, Алексей Корзухин, Валерий Якоби. Рождение Товарищества было подготовлено развитием русского реалистического искусства и особенно искусства 1850-х — 1860-х годов. Эти годы были временем, когда в России широко развернулась борьба демократических сил за революционную ликвидацию самодержавия и крепостничества.
Художники-передвижники на прилагаемой фотографии.
В 1-м ряду (сидят слева направо): С. Н. Аммосов, А. А. Киселёв, Н. В. Неврев, В. Е. Маковский, А. Д. Литовченко, И. М. Прянишников, К. В. Лемох, И. Н. Крамской, И. Е. Репин, Ивачев (служащий в управлении Товарищества), Н. Е. Маковский. Во 2-м ряду (стоят слева направо): Г. Г. Мясоедов, К. А. Савицкий, В. Д. Поленов, Е.Е. Волков, В. И. Суриков, И. И. Шишкин, Н. А. Ярошенко, П. А. Брюллов, А. К. Беггров.


Рецензии