Русская одухотворённая вера

По рассказам моего отца, Суворова Сергея Ивановича и моей мамы Суворовой (Максимовой) Нины Васильевны, оба моих деда, Иван Егорович Суворов и Василий Никитович Максимов, любили читать «жития святых», Евангелия, духовную литературу. Оба деда часто вспоминали и приводили в пример деяния духовных авторитетов, среди которых на первом месте у Ивана Егоровича был Сергий Радонежский, а у Василия Никитовича какой-то священнослужитель высокого ранга, имя которого автор пока не раскроет. Скажу только, что Василий Никитович Максимов был знаком и даже дружен с этим священником. Мои папа и мама не были очень-то религиозными людьми, но в детстве каждый в своих родовых семьях под учительством родителей изучал «Закон Божий», читал Библию, заучивал молитвы, одну из которых они заучили наизусть и даже тихонько, как бы в шутку, читали нам с Юрой. Это была молитва «Отче наш», причём на церковнославянском языке и с ударениями стародавнего строя языка:

«О;тче наш, И;же еси; на небесе;х! Да святи;тся имя Твое;, да прии;дет Ца;рствие Твое;, да бу;дет во;ля Твоя, я;ко на небеси; и на земли;. Хлеб наш насу;щный даждь нам днесь; и оста;ви нам до;лги наша, я;коже и мы оставля;ем должнико;м нашим; и не введи; нас во искуше;ние, но изба;ви нас от лука;ваго».

Отец автора, Суворов Сергей Иванович, рассказывал, что в родительском доме в Кошелёвке свято хранились за «божницей» стародавние книги, к которым строго-настрого было приказано не прикасаться. Мой папа, конечно же, «прикасался» к этим книгам, листал их ветхие страницы, но ничего не понимал в странных витиеватых буквах, значках над ними, в строчках и словах, они были написаны на «старозаветном языке», который уже почти все забыли, помнил только отец моего папы Иван Егорович Суворов. Очень редко, по глухим зимним вьюжным вечерам, при свете чадящей лучины в светце, Иван Егорович нараспев читал детям «жития святых» и учил их «уму-разуму». Причём дети слушали его речь и странные слова старославянского или церковнославянского языка, как музыку или колыбельную песнь.

Мама автора, Суворова (Максимова) Нина Васильевна, рассказывала, что у них в родительском доме в Кабаново Орехово-Зуевского района Московской области, у мамы и папой, была большая и обширная библиотека со множеством интересных книг, журналов и альбомов с иллюстрациями. В домашней библиотеке Василия Никитовича и Юлии Александровны Максимовых было: полное собрание томов энциклопедии Брокгауза и Эфрона; подшивки журнала «Нева» и «Вокруг света» за много лет; все произведения классиков мировой и русской литературы; много альбомов нот с музыкальными произведениями и клавирами церковных песнопений; альбомы собраний картин Третьяковской галереи и Русского музей, а самое главное, духовной литературы: Священное писание – Библия (несколько изданий, в том числе подарочное издание с подробным толкованием, как награда); Закон божий; Молитвослов; книги по богословию и богослужению; Жития святых; альбомы икон с комментариями; книги по истории Церкви; Каноническое право; передвижная библиотечка «новоначальным», а также разные словари и справочники, в том числе по светским наукам (философии, русскому языку и литературе, математике, физике, химии, географии, истории, биологии). Мама говорила, что в их семье никогда не было недостатка в книгах и знаниях, причём по любому вопросу или поводу. Кстати, всё, что нужно было знать девочке о себе, о своём организме, о женском поведении и отношениях с мужчинами, моя мама узнала не на улице, не от подруг и «добрых тёть», а из книжек, которые заботливо собрала для своих дочерей их мама, моя бабушка по материнской линии Юлия Александровна Максимова (Конёва).

На фото: «Жития святых», издание XVIII века. Место пользования: Приход храма равноапостольной Марии Магдалины села Андреево-Мелентьево Ростовской области. В 1553 году русский царь Иван Васильевич (Грозный) приказал построить печатную мануфактуру, которую возглавил дьякон Иван Фёдоров. Появление книгопечатания на Руси принято связывать с первой печатной книгой «Апостол», которая увидела свет 1 марта (14 марта по новому стилю) 1564 года. Духовные православные книги необходимо читать, чтобы познавать смысл Божьего Откровения и научиться жить в соответствии с Законом Божьим.


Рецензии