Родная русская земля, вотчина, дом

У вас, мои дорогие читатели, однофамильцы, родные, близкие и друзья, может сложиться впечатление и мнение, что я приукрашиваю, привираю, придумываю некие добродетели предкам, прадедам, дедам и родителям нашего рода Суворовых и Максимовых. В дальнейшем вы убедитесь, что автор говорит правду, строго и принципиально придерживаясь принципа объективности, фактической логичности, доказательности и документальности своих доводов, рассказов и историй. Если автор использует какие-либо информационные данные, то только из официальных, научно обоснованных, энциклопедических, опубликованных и общепринятых источников с указанием их выходных реквизитов и адресов ознакомления.

Вот и изложение религиозно-языческого значения конструкции, обустройства и интерьера русской избы-дома рода Суворовых-Максимовых автор почерпнул из статьи в журнале «Отечественные записки», 1851, № 6 «Религиозно-языческое значение избы славянина» Александра Николаевича Афанасьева (1826-1871) — русского собирателя фольклора, исследователя славянских преданий, верований и обычаев, духовной культуры славянских народов, историка и литературоведа, надворного советника (1859), автора многих произведений и фундаментального историко-филологического труда «Поэтические воззрения славян на природу» (3 т., Москва, 1865-1869).

Дело в том, что родная земля, вотчина, дом, семья, род, родня для прадедов, дедов и отцов рода Суворовых-Максимовых были тем основанием, фундаментом, основой, которая придавала им силы и смысл жить, трудиться, страдать, бороться и побеждать. Поэтому для наших предков, дедов и отцов понятие «дом», мир в доме, лад в семье, правильная (праведная) жизнь были не только конкретным воплощением избы, дома, квартиры, вотчины, сада и огорода, но, прежде всего, духовным понятием, энергией, если хотите, «святым духом» их характеров. Дом для русского человека – это всё (далее цитатное изложение статьи А.Н. Афанасьева).

«Славянин вследствие естественных условий, определивших первоначальное развитие его быта, был по преимуществу человеком домовитым, семейным. В кругу родной семьи или рода, который представлялся тою же семьёю, только разросшеюся, проходила вся его жизнь, со всем её обиходом и со всеми торжествами; в семье сосредоточивались самые живые его интересы и хранились самые заветные предания и верования. Оттого изба, в которой жило семейство славянина, имела для него великое значение. Как место, свидетельствующее о быте предков, изба должна была пользоваться и особенным почетом; но, кроме того, изба была местом пребывания пената и совершения различных религиозных обрядов. Любопытно проследить те языческие верования, какие славянин связал с своим жилищем» (А.Н. Афанасьев).

На картинке: «Вот моя деревня, вот мой дом родной…». Начальные строки стихотворения «Детство» (1865 или 1866 г.) русского поэта-крестьянина Ивана Захаровича Сурикова (1841-1880). Картина современного художника.


Рецензии