Русская изба хозяевами красна

«Вспомним житьё великорусской крестьянской семьи, и мы найдём много общего с приведенными нами описаниями. «У русских, … есть семейства из пяти и шести женатых братьев, которые с женами и детьми живут в одной избе или, по крайней мере, на одном дворе; все заодно работают и все повинуются или старшему брату, или отцу, или даже деду, который часто едва двигается с места, но не отрекается от семейной власти, от своего первенства. Все невестки в послушании у одной старшей или у самой матери их мужей. Таким образом, в избе помещается несколько поколений. Избы у русских крестьян часто попадаются курные: дым выходит в волоковое окно или в растворённую дверь. Большая печь в углу и полати составляют необходимую принадлежность всякой избы» (А.Н. Афанасьев).

Автор свидетельствует: данное описание А.Н. Афанасьева есть точное отражение избы, дома и семейно-родового уклада в домах рода Суворовых-Максимовых. Именно такой семейно-родовой уклад, порядок и обустройство был в дедовских избах-домах рода Суворовых и рода Максимовых. Эти семейно-родовые уклады ещё сохранялись и были средой жизни в раннем детстве моего отца и моей мамы в 1918-1922 годах XX века.

Этот традиционный уклад и быт автор тоже лично видел и испытал на себе в начале 60-х годов XX века – будучи вместе со старшим братом Юрой и отцом отправлен нашей мамой в деревню Дальнее Русаново на летние каникулы. В этой деревне проживала родная сестра моего отца – Головкина (Суворова) Мария Ивановна замужем за Головкиным Максимом Прокопьевичем, 1913 года рождения, гвардии рядовым, сапёром, инвалидом-ветераном Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Именно здесь в деревне Дальнее Русаново автор успел увидеть и ощутить традиционный русский крестьянский уклад XIX века рода Суворовых-Максимовых, о котором идёт речь во Введении в фотохронологию истории рода Суворовых-Максимовых.

На картинке: «Чаепитие в крестьянской избе» (1902) – картина Ивана Семёновича Куликова (1875-1941) русского художника, живописца, мастера портретов и бытовых сцен. В 1905 году на Всемирной выставке в Льеже за «Портрет моей матери» (1903) Куликов был награждён Большой серебряной медалью. В том же году за картины «В праздничный день» (1906) и «С фонарями в саду» (1906) он получил премию Куинджи. В 1915 году за цикл картин о Муроме Куликов был удостоен звания академика живописи Императорской академии художеств. С 1919 года Куликов долгое время руководил художественным отделом в Муромском музее. Из брошенных, обречённых на разграбление и уничтожение дворцов и дворянских усадеб он собирал картины, рисунки, скульптуры, предметы прикладного искусства, архивные документы, книги, исторические реликвии. Им были спасены уникальные коллекции графов Уваровых в Карачарове. В разные годы, помимо прочих работ, Куликовым были написаны портреты: императора Александра III, Портрет матери (1903), М.М. Матвеева (1939), лётчика В.П. Чкалова (1940), писателя Максима Горького (1939), артиста А.Л. Дурова (1911), археолога А.С. Уварова. Умер И.С. Куликов и похоронен в Муроме.


Рецензии