Русская печь-матушка

Главным объектом в русском крестьянском доме-избе была, несомненно, печь, очаг, огонь. Русская печь была единственным источником тепла в избе, поэтому все жилые срубы и хозяйственные клети (пристройки) располагались либо вблизи, либо вплотную к стенам дома-избы. Печь (очаг) был общим для всех, кто проживал в доме-избе или в срубах-клетях, поэтому приготовленная в печи пища составляла общий обед и ужин. Таким образом, во время обеда и ужина за одним большим столом на длинных лавках располагалась вся семья хозяина дома, родственники и гости. Огонь в печи даже в 60-е годы XX века негласно воспринимался всеми домочадцами как домашнее божество, охраняющее и обеспечивающее дом теплом и обилием, счастьем и спокойствием всех членов семьи или рода. Огонь очень уважали, огня боялись, огонь почитали и ублажали его почти мистическим образом. Тётя Маруся (Мария Ивановна Головкина), например, даже разговаривала с ним по утрам, когда растапливала печь, уговаривала огонь и свою печку «не сердиться, не ворчать и не дымить».

Обожание, трепетно-опасливое и уважительное отношение к огню (вероятно, из-за пожароопасности) неизбежно распространялось и на весь дом, то есть на избу, пристроечные срубы и клети, дворовые постройки, сараи, овины, кошары, загоны для скота, сеновалы, дровницы и навесы. Самым большим несчастьем в русской деревне был случайный пожар, а самым страшным преступлением – поджог. Поэтому к огню в русских деревнях относились с максимальным вниманием, а к огню в русских печках – с благоговением, как к божеству, к члену семьи, к почти человеческой сущности. Кстати, тогда автор впервые услышал из уст Максима и Марии Головкиных странное слово «пенат». Этим словом они называли огонь в печи, причём «с большой буквы», как имя человека или «ангела-хранителя».

На картинке: «Русская печь в крестьянской избе» (1869) - картина Василия Максимовича Максимова (1844-1911). Невозможно представить русскую избу без печи. В ней готовят пищу, на ней спят. Этим, пожалуй, ограничиваются знания современных людей об этом предмете. А ведь печка умеет лечить, предсказывать погоду, стирать и не только! Первая русская печь появилась в X–XI веках, это было сводчатое глинобитное строение, немного отличающееся от традиционного привычного варианта. Та печка, которую сегодня знают все, стала возводиться в домах в начале XVIII века. Есть поговорка «Плясать от печки». Возникла она не просто так, а потому что перед тем как начать строительство избы, люди прикидывали место расположения печи. Планировка остальных посещений зависела именно от этого. Сначала строили опечье, то есть специальный массивный настил, на котором затем располагали все печные аксессуары, а их было немало – кочерги, хлебные лопаты (на них выпекали вкусные караваи), ухваты. Под опечьем находилось подпечье, место, где в холодное время года сидели куры. Они не должны были мерзнуть, иначе семья могла лишиться свежих яиц. Женщинам печь заменяла стиральную машину, а зола - отбеливатель. Белье укладывалось в горшок из чугуна, заливалось водой. Туда же кидался мешочек с золой, взятой из печки. Горшок ставили в печь и кипятили. Чудеса, но после этого белые вещи становились не просто чистыми, а приобретали белоснежный оттенок. К тому же увеличивалась их прочность (Источник: https://kulturologia.ru/blogs/311217/37258/).


Рецензии