Интернат... 5-я часть или - Мое первое платье!
Шью я с тринадцати лет.
Повзрослев, занятие это не жаловала вовсе и не думала даже, что придёт время, когда я стану шить для себя с удовольствием.
Очевидно, "виноват" в этом известный всему миру канал, что вдохновляет многих шить, вязать, готовить, мастерить...
Причина моей нелюбви к шитью, как я полагала до времени, была банальна, - неприятие нашей учительницы по домоводству, звали которую Людмилой Владимировной.
Требовательная, скупая на похвалу она, можно сказать, "мордовала" нас нещадно, заставляя раз за разом распарывать и переделывать кривую строчку.
Мы пыхтели... - пороли и перестрачивали до тех пор, пока не добивались того, что на её взгляд выглядело более-менее приемлемым.
Людмила Владимировна учила нас вымётывать петли, показывала копировальные стежки (силки), смётывание деталей к примерке и знакомила с разными приёмами шитья.
Отдаю должное упорству этой женщины!... - это она заложила в нас аккуратность в шитье и точность в построении выкроек.
В шестом классе мы уже знали бельевой и другие простые швы, а на уроках труда шили мальчиковые трусы и шаровары. К примеру, фартук или простой сарафан из ситца, мы смогли бы сшить особо не заморачиваясь, а еще, могли аккуратно выметать петли на рубашках и блузках, отшитых для интернатовских детей в ателье города.
Подобные навыки не представляли для нас особой сложности и бывало, меня хвалили за выметанные петли, такими ровными и красивыми они получались.
Судя по моим работам и решив, что я сумею сшить что либо на заказ, мама привела свою знакомую с тем, чтобы я сшила этой женщине сарафан. Дело было на летних каникулах, - нас перевели в седьмой класс.
Осмотрев отрез тонкого, похожего на дымку шифона, - опасаясь испортить дорогую ткань, я отказала маминой знакомой.
Однако, поработать с дорогой тканью мне все же пришлось, и случилось это в седьмом классе, незадолго до нового года.
Мой крёстный, которого я очень любила, переехал с семьей в Камышин и мы переписывались с ним.
Решив сделать мне подарок к новому году, он отправил небольшую бандероль почтой и это была первая посылка, которую я получила собственноручно.
Дома, развернув лёгкую бандероль, я онемела от восхищения и радости!... В руки, ласково обволакивая их, лег отрез красивой ткани, цвета темной морской волны. Ткань, что прислал мне крёстный, была мягкой и почти невесомой шерстью!
По всей поверхности материала были вытканы яркие, разноцветные узелки, как будто рассыпалось крашенное пшено... - это было сделано очень искусно и красиво!
Подобную красоту я видела впервые, и чтобы понять, справлюсь ли?... - отнесла отрез учительнице по домоводству.
Людмила Владимировна осмотрела ткань, смяла её, затем резко встряхнула и одобрительно кивнув, сказала:
- Прекрасный кашемир, и что немаловажно, - ткань тебе к лицу!
- Чего бы ты хотела сшить из неё?... - спросила она и пока я думала, предложила:
- Давай сошьем платье приталенного силуэта и расклешенное к низу. Вырез сделаем под горлышко, а спинку платья украсим капелькой с застежкой на воздушную петельку.
Я согласилась и Людмила Владимировна тут же набросала эскиз платья в моей рабочей тетради по домоводству.
Выкройку по формулам, которые мы заучили наизусть, я начала строить сразу же, прямо в кабинете, где мы шили. Немногим позже, волнуясь, - сама раскроила свое платье на большом столе для кроя.
Людмила Владимировна не помогала, она лишь посматривала в мою сторону, заранее предупредив, что если я не сделаю должных припусков на швы, о чём она постоянно твердит на уроках, платье будет испорчено.
Сметав своё платье к первой примерке и отметив, как ладно оно сидит на мне, я обрадовалась, но Людмила Владимировна оценила первую примерку сдержанно:
- Платье село хорошо, но радоваться рано... - раскрои рукава и при смётывании не забудь сделать посадку там, где нужно. Вметай рукава, как я вас учила, а там посмотрим...
Оценку за это платье, учительница обещала выставить, как четвертную и я очень старалась, так как редко удостаивалась от неё даже четверки.
Но более всего, мне хотелось удивить девчонок и мальчишек из нашего класса, ведь о том, что мы с учительницей шьем платье - никто не знал.
Столько лет прошло, а я помню каждый шов того платья!...
Помню обмётывание срезов вручную, подгибку низа швом "козлик", обработку горловины и ту самую "капельку", обтачку которой мне никак не удавалось вывернуть...
Провозилась я с "капелькой" долго, однако, после эмоционального напоминания учительницей о надсечках и последующего за этим подзатыльника, обтачка легко вывернулась и легла должным образом.
Мы успели вовремя! Платье было готово, а до новогоднего вечера оставалось еще целых три дня!
Собираясь на вечер, я вертелась перед зеркалом и нарадоваться не могла, глядя на свое отражение.
Очерчивая силуэт, ткань красиво ниспадала к подолу платья, образуя мягкие складки. Рукава в три четверти и та самая "капелька" с застежкой на воздушную петельку, - всё это, для меня, четырнадцатилетней, было необычно, ново и сравнимо, разве что с платьем Золушки, на её первом балу!
Мне запомнилось первое прикосновение к той прекрасной ткани, и то, с каким удовольствием я шила своё первое платье!
В моде, тогда, была прическа "Бабетта" и я, как сумела, соорудила ту красоту у себя на голове, подвязав ленточкой из атласа, подаренного мне Людмилой Владимировной.
В актовом зале интерната, в центре его, стояла огромная, до потолка ёлка! Игрушки и стеклянные бусы, дождик из фольги и дед Мороз - всё это было на каждом новогоднем празднике, однако, до седьмого класса, любые торжества проводились по утрам и назывались они - "Утренниками".
Теперь же, наш праздник был перенесен на вечернее время и назывался он - "Вечер для старшеклассников"!
Это был совсем иной статус!... - мы выросли!
После традиционного поздравления директором интерната, а потом и концертного представления, зазвучала музыка и начались танцы!
Один за другим, ко мне подходили мальчишки из нашего и классов постарше, чтобы пригласить на танец.
Весь вечер я танцевала и ни разу не вспомнила нашу строгую учительницу по домоводству, - главную причину моего бурного успеха в тот незабываемый праздничный вечер!...
************
Как-то, за утренним чаем, мы с мужем говорили о нашей молодости, вспоминали детство... - я и рассказала ему про своё первое, сшитое мною, платье!
- А ты напиши об этом, - посоветовал мне муж.
Я согласилась, тем более, что в памяти, вместе с благодарностью за строгость и науку, всё еще жила легкая досада за тройку в четверти... - ту самую тройку, которую-таки вывела мне наша строгая учительница по домоводству.
Позже, Людмила Владимировна сказала мне:
- Я не берусь говорить за всех, но вот что касается тебя... - она сделала недолгую паузу, внимательно посмотрела на меня и добавила, - шить, ты будешь!
Так за что же тройка?... - удивилась я.
- А это для того, чтобы ты на всю жизнь запомнила свое первое платье!...
Спасибо Людмиле Владимировне!... - я запомнила!
Всякий раз, принимаясь шить что-либо, я вспоминаю требовательность и строгость нашей неулыбчивой Людмилы Владимировны.
Вспоминаю и мысленно благодарю её за эти качества!...
май 2020г.
На фото - наш класс.
Я, справа, возле нашей классной руководительницы.
Продолжение http://proza.ru/2020/05/14/1897
Свидетельство о публикации №220050402291
Вы очень хорошо пишите. Очень честно и с добром, без зла и чернухи. Спасибо Вам.
С уважением,
Наталия Воронцова
Ната Воронцова 19.07.2021 08:46 Заявить о нарушении
Наши первые платья... - настоящие, красивые, а особенно, когда это сопричастно с дорогими нашему сердцу людьми!... - такое никогда не забудется!
С уважением и теплом,
Лариса Проскурина
Лариса Проскурина 13.07.2021 14:16 Заявить о нарушении