Ч. 3 Пернатые военнообязанные

Предыдущая страница    http://proza.ru/2020/05/02/1908

Гибель большого числа голубей, не долетевших до своего дома, объясняется несколькими причинами: необычно суровая для Франции зима, снегопады, густые туманы, перелёт через линию фронта, где по ним стреляли солдаты (был приказ уничтожать голубей).

Более того, немцы специально завезли ястребов для уничтожения голубей.

После войны жители Парижа предложили включить голубя в герб города, но это предложение не приняли. Тогда парижане решили увековечить память отважных аэронавтов и птиц в бронзе.

Открыли подписку, собрали необходимую сумму, и скульптором статуи Свободы, подаренной Францией Соединённым Штатам Америки, Фредерик-Огюст Бартольди создал монумент, который открыли в 1906 году.

Но в мире нет ничего вечного. Фашистские оккупанты в 1944 году уничтожили этот прекрасный памятник.

Меня интересовало использование голубей, прежде всего, в военных целях, поэтому ничего не пишу о гражданской голубиной почте, а она была хорошо развита в разных частях земного шара, например, в Новой Зеландии.
 
Успех использования голубей во франко-прусской войне навёл на мысль многих военных в разных странах применить голубиную почту в своих армиях и на флоте. Предполагалось, в частности, использовать голубиную почту для сообщения с осаждёнными крепостями.

Правительства разных стран стали поощрять разведение почтовых голубей, любители принялись улучшать породы «почтовиков».  Принимались законы, по которым уничтожение почтовых голубей считалось серьёзным преступлением со всеми вытекавшими из этого последствиями для виновных.

Естественно, отрабатывались и контрмеры для борьбы с вражескими почтовыми голубями – обучали, по примеру немцев, соколов. В крепостях и в больших городах создавались специальные военные голубятни. Голубей тренировали летать на большие расстояния, приучая возвращаться домой.

Отрабатывалась методика тренировок, и готовились специалисты для работы с почтовыми голубями. За всем этим устанавливали строгий надзор, а таможенная служба бдительно следила за тем, чтобы почтовых голубей не вывозили за рубеж.

Все владельцы почтовых голубей подлежали регистрации. В случае уклонения от неё следовало суровое наказание, а в военное время могли и расстрелять как шпионов.

В конце 1870 годов во Франции организовали службу почтовых голубей в военно-морских базах в Тулоне, Бресте, Нанте и Марселе. На каждом военном корабле, выходившем из порта, устанавливалась голубятня.

Голубей выпускали с кораблей, начиная с расстояния 5 миль от берега. Постепенно это расстояние увеличивали до 300 миль. Большинство голубей долетало до своих «домов». Конечно, если птица очень уставала, то погибала, голубь ведь не водоплавающий.

Кроме того, птиц приучали не пугаться дыма и грохота при стрельбе из орудий. Итальянские моряки пошли дальше: они стали учить голубей летать туда и обратно.

В России почтовых голубей для военного ведомства впервые купили в Бельгии в 1885 году. Они предназначались для пограничного Варшавского военного округа. В 1888 году военный министр утвердил «Положение о военно-голубиной почте», а вскоре уже создали военно-голубиные станции.

Гражданских любителей почтовых голубей поощряли денежными премиями от военного ведомства, но в случае войны голуби подлежали «мобилизации». Военные голубятни располагались в крепостях так, чтобы птицы были защищены от попадания снаряда.

Была предусмотрена и автоматическая (!) сигнализация на голубятне при возвращении голубя. Каждому птенцу на восьмой день появления его на свет божий надевали на ножку металлическое кольцо, на котором были выгравированы год рождения и номер голубя, название станции и герб Российской империи.

А когда этому юнцу исполнялось полтора месяца, на крыло несмываемой краской наносили клеймо с обозначением станции  и номера голубя.

На каждой станции имелся список «личного состава» голубей с указанием, в каком направлении и на какую дальность полёта его дрессировали.

 Во время первой мировой войны во французской армии насчитывалось 130 тысяч,  в армиях Англии и США  270 тысяч военно-почтовых голубей, в германской армии –150 тысяч голубей, а вот точное их число в российской армии мне выяснить не удалось.

Однако значение, которое придавалось военно-голубиным станциям в российской армии, можно оценить уже потому, что ими заведовали офицеры в высоких званиях. В 1909 году начальниками военно-голубиных станций были: в Варшавской крепости – капитан Николай Сократович Вознесенский,
 
в Брест-Литовской крепости – подполковник Яков Иванович Петерсен, в Новогеоргиевской крепости – капитан Иван Несторович Глыба, в Ивангородской крепости – капитан Константин Несторович Каффна, в Осовецкой крепости – капитан  Евгений Захарович Осницкий,

в Одессе – капитан Евдоким Григорьевич Геруцкий, в Севастопольской крепости капитан Иосиф Евменович Комар, во Владивостокской крепости – подполковник Виталий Алексеевич Ющенков.
 
Продолжение http://proza.ru/2020/05/06/1039
 
На открытке: памятник аэронавтам и голубям в Париже, уничтоженный гитлеровцами в 1944 году.


Рецензии
Владимир, столько интересного узнала для себя из ваших двух глав об этих удивительных птицах! А раньше только подкармливала подсолнечными семечками да фотографировала, совершенно не задумываясь об их уникальных способностях, хотя краем уха слышала о голубиной почте. Как многого мы не ведаем о наших братьях меньших! А то и попросту обижаем животных и птиц.

Мария Панина Кавминводы   01.04.2024 23:07     Заявить о нарушении
Спасибо, Мария! Но Вы и я их не обижаем.
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   02.04.2024 11:57   Заявить о нарушении
На это произведение написано 37 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.