Род Суворовых-Максимовых. Родоначальники

На территории современного Суворовского района Тульской области (бывший Лихвинский уезд Калужской губернии), где расположена родовая деревня Кошелёвка рода Суворовых, за период 1846-1918 годы найти сведения из ревизских сказок и метрических книг (МК) можно в Государственном архиве Тульской области (ГАТО), в частности:
ГАТО фонд 93 опись 1: Лихвинский уезд. МК рождение, брак, смерть 1857 - 1902 гг. МК рождение 1846 - 1893 гг.;
ГАТО фонд 93 опись 2: Лихвинский уезд. МК рождение, брак, смерть 1872 - 1908 гг. МК рождение 1889 г, МК браки 1903 г.;
ГАТО фонд 93 опись 3: Лихвинский уезд. МК рождение, брак, смерть 1909 - 1915 гг. МК рождение 1904 г.

По Лихвинскому уезду есть и ревизские сказки (РС), и метрические книги (МК), и инвентаризационные ведомости (ИВ), но в малом количестве. В ГАТО в 86-м фонде, 3 опись есть:
012 Ревизские сказки Лихвинского уезда 1782 год
013 Ревизские сказки Лихвинского уезда 1782 год
014 Ревизские сказки Лихвинского уезда 1782 год
015 Ревизские сказки Лихвинского уезда 1782 год
060 Ревизские сказки Лихвинского уезда 1795 год
061 Ревизские сказки Лихвинского уезда 1795 год
062 Ревизские сказки Лихвинского уезда 1795 год
106 Ревизские сказки Лихвинского уезда 1811 год
107 Ревизские сказки Лихвинского уезда 1811 год
108 Ревизские сказки Лихвинского уезда 1811 год
167 Ревизские сказки о крестьянах Лихвинского уезда 1816 год
168 Ревизские сказки Лихвинского уезда 1816 год
169 Ревизские сказки г. Лихвин и уезд 1816 год
264 Ревизские сказки Лихвинского уезда 1834
265 Ревизские сказки Лихвинского уезда 1834
266 Ревизские сказки Лихвинского уезда 1834
267 Ревизские сказки Лихвинского уезда 1834
268 Ревизские сказки Лихвинского уезда 1834
365 Ревизские сказки о купцах и мещанах по г. Лихвин за 1850 год
419 Ревизские сказки о мещанах города Лихвин 1857-1858гг
476 Ревизские сказки Лихвинского уезда 1858 год
477 Ревизские сказки Лихвинского уезда 1858 год
478 Ревизские сказки Лихвинского уезда 1858 год
опись 5
30 Подушная опись Лихвинского уезда экономической Добринской волости за 1821 год
43 Ревизские сказки Жиздринского, Лихвинского и других уездов Калужской губернии за 1833-1836 гг.,
76 Документы Лихвинской уездной ревизской комиссии о подготовке и проведении 10-й народной переписи 1858 г.: население / переписка, доп. сведения о неучтенных лицах, доверенности помещиков 1857-1858 гг.

ГАКО (Государственный архив Калужской области) также имеет фонды Калужской провинциальной канцелярии. ф.221, 539 ед. хр.; 1724, 1726-1776 гг.
Калужская канцелярия учреждена по указу Петра I от 29 мая 1719 г. в связи с образованием Калужской провинции, являлась административным и судебным органом. Упразднена в 1776 г. в связи с образованием Калужского наместничества. В ГАКО хранятся: Указы Сената, камер-коллегии, Московской губернской канцелярии. Протоколы и журналы заседаний Калужской провинциальной канцелярии о самовольном захвате крестьянами помещичьей земли, о порубке леса, о розыске беглых крестьян, проведении рекрутских наборов, об отдаче под суд и наказании розгами беглых солдат и скрывающих их лиц, о проведении переписи мужчин. Сведения об изобретателе-самоучке Р.А. Глинкове.

Опись 2 фонда Калужской канцелярии содержит ревизские сказки Лихвинского уезда:
45 РС Лихвинского уезда 1762 год,
46 РС Лихвинского уезда 1762-1765 гг.

В ГАКО по Лихвинскому уезду за 1873 год в Ф.33 оп.6 д.664 хранятся Метрические книги за 1873 год. церквей г. Лихвина: Троицкого Собора, Введенской, Спасо-Преображенской; Лихвинского уезда: Введенской ц. с. Березово Дальнее, Покровской с. Вырское, Ильинской с. Глубокое, Николаевской (о родившихся за май и июнь месяцы) с. Гостунь (то же Никола Гостунь), Казанской с. Грязново, Зачатиевской с. Доброе, Троицкой с. Долбино, Одигитриевской (о родившихся) с. Дупли, Георгиевской с. Егорьевский погост, Знаменской с. Знаменское, Успенской с. Истик, Николаевской с. Китищи, Богоявленской с. Кипеть, Одигитриевской с. Князь Михайлово, Николаевской с. Никольское, Покровской с. Покровское, Христо-Рождественской с. Полошково, Троицкой с. Ржавцы, Георгиевской с. Сытичи, Успенской (о родившихся и умерших) с. Ханино, Покровской с. Хлыстово. В этот перечень не вошла деревня Кошелёвка, так как в ней в то время не было церкви.

Очень вероятно, что в перечисленных фондах есть сведения о предках рода Суворовых, жителях деревни Кошелёвка. К сожалению, автор не сумел вовремя (до всемирной коронавирусной пандемии 2020 года) лично обратиться в ГАТО и теперь это возможно сделать только дистанционно, используя электронную почту и средства сети Интернет. Поэтому по роду Суворовых у автора пока нет точных дат рождения зачинателей нашего рода – прадеда Егора Ивановича Суворова и его жены, прабабушки, имя, отчество и девичья фамилия которой также пока неизвестны, а также их сына, деда рода Суворовых, - Ивана Егоровича Суворова, родителя и отца автора – Сергея Ивановича Суворова.

Предок рода Максимовых документально известен. В ревизских сказках Павловского уезда Воронежской губернии за 1858 год по селу Бабки записаны крестьяне: Изонов, Попов, Торопянин, Рябков, Щипичев, Теперин, Пивоваров, Богатырев, Дуров, Романцов, Парусов, Степанов, Аникеев, Поросенков, Востроглазов, Вилков, Плахин, Щипачев, Питраков, Кельмянинов, Терентьев, Ермов, Быков, Ухи(а)нов, Рябков, (Гаетилов), Пярин, Малышев, Салдаткин, Ильин, Птицын, Торопынин, Максимов, Романцов, Тетерин. В этом списке указан единственный крестьянин села Бабки с фамилией «Максимов» – Никита Максимов, прадед автора и практический родоначальник нашего семейного рода Максимовых, отец моего деда по материнской линии Василия Никитовича Максимова.

Облик прадеда рода Суворовых трудно восстановить (нет никаких фото или иных изобразительных средств, документов), известно только из воспоминаний моего отца, Сергея Ивановича Суворова, что его дед был с седыми длинными волосами и окладистой бородой, что ходил он летом по большей части босиком и одет был в простую домотканую крестьянскую одежду. Единственным запомнившимся элементом одежды деда, мой папа вспоминал особый красивый витой кожаный шнурок-пояс, свитый из разных тонких и разноцветных полосок кожи, с кистями. Этот шнурок-поясок достался прадеду рода Суворовых по наследству от его отца, пра-прадеда Ивана, который (якобы) не имел фамилии вовсе, потому что был беглый вольный, прибившийся к сторожевому кошу-стану (будущая деревня Кошелева, Кошелёвка).

Когда это было? Никто уже не помнит и не ведает. Также никто из живых потомков рода Суворовых не помнит даты рождения и даже смерти своих предков, а возможные документы (свидетельства о рождении и смерти) затерялись во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, ремонтов и переездов с места на место. Увы, только мама автора Нина Васильевна Суворова (Максимова) и я сам в 1957 году занялись делом сохранения и исследования нашего семейного и родового архива. До этого времени в семьях рода Суворовых редкие фотографии сохранялись, как говорится, «навалом», бессистемно, не в хронологическом порядке и не в альбомах.

Кстати, с 1957 года мои мама и папа так же начали сохранять практически все документы на всё, что случалось в жизни и приобреталось в дом. Вот почему у автора скопился большой архив самых разнообразных официальных документов, писем, открыток, инструкций по использованию и паспортов бытовых приборов, предметов и вещей, а также счета, квитанции, справки, буклеты, которые также являются документальными свидетельствами жизнедеятельности семьи-рода Суворовых. С 1957 года, после приобретения фотоаппарата «Смена-2», мой папа, Сергей Иванович Суворов, начал активно заниматься фотографией и у нас в семейном альбоме и архиве появилось много разных жанровых и портретных фотографий. Эту традицию фотографирования важных событий в жизни нашей семьи продолжил и я, автор данной Фотохронологии истории рода Суворовых-Максимовых.

Таким образом, для определения вероятной или возможной даты появления на свет предка рода Суворовых, автор воспользуется данными о средней продолжительности жизни крестьян начала XIX века (ориентировочно с 1858 по 1887 год). Считается что продолжительность жизни в Российской империи XIX века (без учёта детской смертности) была крайне низкой, что все умирали к 30 годам и что 30-летние считались уже «стариками». По статистике средняя продолжительность жизни граждан в дореволюционной Российской империи составляла 31-32 года. Эта средняя продолжительность жизни (31 год) рассчитана на всех родившихся, с учётом высокой младенческой и детской смертности в России. Поэтому есть данные о продолжительность жизни для тех, кто пережил детство и дожил до старости.

В трёхтомной монографии Бориса Николаевича Миронова: «Российская империя: от традиции к модерну» (Изд. С-Петербург, 2014-2015 гг.), которая по общему признанию  является «единственным в мировой историографии обобщающим, фундаментальным, комплексным и системным исследованием социальной истории России с конца XVII века до 1917 года», «выдающимся трудом, не имеющим аналогов в отечественной историографии» (в России книга трёхтомник В.Н. Миронова издавался дважды) в Таблице 4,7 «Жизненный цикл у православных крестьян в 1857 г. и у сибирских горожан в 1873-1874 гг.» сказано, что:

Крестьяне-мужчины вступали в первый брак в возрасте 24-25 лет, а крестьянки-женщины – 21-22 года. Горожане Сибири соответственно 25-26 (муж) и 21-22 (жен). Возраст крестьян при рождении первого ребёнка – 26-27 лет (муж) и 23-24 года (жен), а возраст молодых родителей сибирских горожан – 27-28 (муж) и 23-24 (жен). Детородный возраст женщин дореволюционной России, как крестьян, так и сибирских горожан, заканчивался одинаково в возрасте женщин в 39-40 лет. Возраст мужчин при рождении последнего ребёнка в семье для мужчин-крестьян составлял 42-44 года, для мужчин-горожан Сибири – 45-50 лет. Крестьянские мужчины и женщины после вступления в брак жили вместе (соответственно) 35-36 лет (муж) и 39-40 лет (жен). Данных о продолжительности жизни в браке для сибирских горожан в таблице нет. После рождения последнего ребёнка, крестьяне-мужчины жили ещё 24-25 лет, женщины – 27-28 лет, а среднее число рождений на одну крестьянку в 1857 году составляло 7-8 (сибирские городские женщины рожали 6-7 раз).

Таким образом, в 1857 году в Российской империи православные крестьяне-мужчины жили (полный срок жизни) 59-61 год, а крестьянки-женщины - 60-62 года. По расчётам Владислава Борткевича (1890) средняя продолжительность жизни православного населения России в 1874-1883 годах составляла 57 лет (в общем). В работе «Смертность и продолжительность жизни в России» (19) русского статистика и демографа, исследователя в области демографической, санитарной статистики и социальной гигиены, доктора медицинских наук, академика АМН СССР Сергей Александровича Новосельского для всего населения Европейской части Российской империи средняя продолжительность жизни при рождении в 1896-1897 годах составила 31.32 год для мужчин и 33.41 года для женщин. Тем, кто достиг 20 лет от роду, в среднем предстояло жить ещё 41.13 и 41.22 года соответственно, что означает общий срок жизни 61 год.

Сравнивая среднюю продолжительность жизни населения Российской империи в 1874-1883 годах (таблица Борткевича) и 1896-1897 годах (таблица Новосельского), можно определить срок дожития для разных возрастов мужчин и женщин. Так, например, с младенческого возраста в 1874-1883 годах мальчики в среднем жили 26,31 лет, в 1896-1897 годах – 31,32 года, а девочки (соответственно) – 29,05 лет и 33,41 года. После 10 лет жизни мальчики в среднем жили (соответственно по указанным периодам) – 44,59 лет и 48,67 лет, а девочки – 45,03 и 48,65 лет. Если ничего не случалось экстраординарного и юноши достигали возраста 20 лет, то средний срок их жизни (по указанным периодам) составлял – 37,37 лет и 41,13 год, а девушек – 37,65 и 41,22 года. После 30 лет жизни мужчины ещё жили (по указанным периодам) в среднем 30,39 и 33,38 лет, а женщины – 30,60 и 34,12 года. После 40 лет жизни мужчины в среднем проживали ещё 23,41 и 26,64 лет, а женщины – 23,65 и 27,10 лет. Те, кто доживал до 50-летнего возраста, в среднем в указанные периоды жили (соответственно): мужчины – 17,08 и 19,98 лет, женщины – 16,97 и 20,22 лет. После 60 лет жизни мужчины в среднем могли прожить (соответственно) – 11,67 и 14,15 лет, женщины – 11,42 и 14,15 лет. Мужчины, достигшие возраста 70 лет, могли прожить ещё (соответственно) 7,92 и 9,72 года, женщины – 7,84 и 9,86 лет. 80-летние мужчины в 1874-1883 годах жили в среднем ещё по 5,59 и 7,07 лет, 80-летние женщины – 5,71 и 7,09 лет. Глубокие 90-летние старцы-долгожители (соответственно) в среднем могли ещё прожить 5,04 и 5,84 лет, а старухи-долгожительницы – 4,98 и 6,05 лет.

При составлении стародавних ревизских сказок XVIII века и метрических книг XIX века дьяки и приходские священники (в 3-й части МК) должны были записывать причину смерти и возраст умершего. При этом эти данные, как правило, записывались со слов родных или родственников, либо определялись «на глазок», то есть примерно, приблизительно, а то и наугад. При этом возраст человека, записываемого в документ, округляли до полного, например, не по возрасту молодцеватого, самоуверенного и хорошо развитого крепкого юношу-рекрута называли «двадцатилетним», а хрупкую, юную, но красивую и бойкую молодицу, сразу же «невестили» и давали ей 16 лет от роду.

Традиция «округлять» очень давняя на Руси и в России. Так, например, более половины «округлённых» возрастов давали людям старше 50 лет от роду, так как они чаще забывали свои дни и года рождений. Число «округлений» срока жизни увеличивается для 60-летних. Только в возрасте до 50 лет даты рождений и смертей в МК записывались более-менее точно.

Определение возраста человека «округлённо» или «на глазок» было обычным делом. Так, согласно ст. 112 Устава о воинской повинности от 1 января 1874 года сказано, что «… возраст определяется по наружному виду: 1) во всех случаях, когда нет никакого законного документа о летах; 2) лицам христианских исповеданий: в том случае, если возраст показан только в ревизской сказке и возбуждено сомнение в правильности этого показания, и 3) лицам нехристианских исповеданий во всех случаях, когда возникнет сомнение в правильности имеющихся о возрасте документов, не исключая и метрик; но если в показаниях о возрасте по метрике и по ревизской сказке нет разноречия, то хотя бы и было возбуждено сомнение в правильности этих показаний, возраст определяется, согласно означенным документам, а не по наружному виду…». (Источник: Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе. Том XLIX. Отделение первое. 1874. Спб, 1876. сс. 16-17).

Точные записи дат рождений и смертей в метрических книгах (МК) начали делать в России только с конца XVIII века, сразу после Указа Синода от 23 ноября 1779 года «Об исправном содержании метрических книг во всех приходских церквах». Больше половины верифицированных, то есть удостоверенных документально по точным датам рождения, родились в России в первую треть XIX века (до 1833 года), остальные – до 1853 года. С этого момента, особенно после отмены в России в 1861 году крепостного права, в церковно-приходских книгах священники начали записывать практически всех родившихся и почивших мирян, потому что русские люди сами теперь хотели быть в списках и в святцах живущих крещёных православных. Анализ дат рождений и смертей по МК показал, что 52% записей о смерти верифицированных (удостоверенных) сделаны в 30-летний пореформенный период с 1861 по 1890 годы (то есть в период рождений в первой трети XIX века), ещё 33% записей сделаны в период с 1891 по 1918 годы. Таким образом, средняя продолжительность реального срока жизни верифицированных людей XIX века составила 60,13 лет.

Абсолютное большинство (75%) жителей России в XIX веке, особенно крестьян, выглядело старше своих лет. Наука объясняет такой феномен «внешней прибавки возраста человеку» плохим состояние здоровья человека из-за недостаточного или однообразного питания, заболеваний, тяжёлого физического труда. Для городских обывателей, мещан и буржуа XIX века характерными были болезни сердца и сосудов, лишний вес или излишняя худоба, дряблость мышц, сухость и обезвоженность организма, неправильный образ жизни (алкоголь, курение), различные новообразования на теле, а также «определённые заболевания соответствующие определённому возрасту» (патологии).

Известно, что в условиях недостаточного или нерационального питания «детскому и отроческому возрастам свойственны: рахит, детские инфекции (корь, скарлатина, краснуха, ветряная оспа, коклюш, дифтерия), хорея, спазмофилия; туберкулез костей, туберкулезный менингит, милиарный туберкулез». В юношеском и молодом возрасте относительно часто молодые люди болели острым ревматизмом, лёгочным туберкулезом, острым аппендицитом. В зрелом возрасте организм человека наиболее устойчив и менее всего подвержен заболеваниям, но в этот период чаще люди болели разными «болезнями обмена», в том числе и передаваемый воздушно-капельным или половым путём. В старческом возрасте у людей XIX века чаще всего «встречаются главным образом хронические катары слизистых оболочек, атеросклероз, склеротические изменения внутренних органов, новообразования».

Согласно верифицированным записям, как правило, возраст завышался у 67% людей старше 80-ти лет; у 26% - старше 70-ти лет, у 13%  - старше 60-ти лет, у 23% - старше 50-ти лет и только у людей в возрасте от 21 до 49-ти лет возраст завышался на 1-2 года от реального. Моложе своих лет в России XIX века выглядело 25% людей, причём только на 1-3 года. Эта «моложавость» достигалась: хорошим сбалансированным питанием и здоровым образом жизни с юных лет; строгим воспитанием и воздержанием от порочных излишеств; поддержанием и сохранением отменного здоровья; необременительным развивающим трудом; образованностью; переменой мест, путешествиями, пешими и конными прогулками. Особенно эффективным средством обеспечения «долгой молодости» были сохранение хорошей родовой наследственности и продуманная система брака, то есть подбора женихов и невест, ладно подходящих по всем параметрам жизнеобеспечения друг к другу. Кроме этого, внешняя «моложавость», особенно барышень и молодых женщин, достигалась применением средств косметики.

Намеренное занижение своего возраста требовалось людям в XIX веке по разным причинам. «Молодой, значит, здоровый» - так говорили, когда нанимали работников на работы или забирали в солдаты. «Молодились», как правило, все перед праздниками; одинокие, чтобы выйти замуж или жениться; безработные. Согласно исследованиям по разным причинам старались «официально», то есть документально занизить свой реальный возраст до 33% людей старше 20-ти лет, 50% - старше 30-ти лет, 75% - старше 40-ка лет, 31% - старше 50-ти лет, 7% - старше 60-ти лет и 29% - старше 70 лет. «Занижать» возраст 80-летние уже не могли по объективным возрастным причинам.

Пока записи гражданского состояния (рождения, брака, смерти) осуществлялось священниками в церковно-приходских метрических книгах, причины смертей писались на основе симптомов хорошо известных в народе заболеваний и травм, но наиболее частая запись причины смерти – «от старости», «от усыхания» или просто «пришло время» (32% записей о причинах смерти). 20% записей о причинах смерти – «простуда» и «чахотка» (туберкулёз). Следом идут по частоте применения: от водянки (водяной), от удушья, сляглою, от порока сердца (остановка сердцебиения, сердечная недостаточность, тромб и т.д.), от древности (дряхлости), от горячки (воспаления тела), от воспаления лёгких, от удара, от резей в животе (желудке, кишках), от ревматизма, от преклонных лет, от неизвестной причины, от желчи, от дряхлости, от убиения (в результате убийства).

Перечень болезней, от которых могли умирать подданные Российской Империи, был впервые перечислен в Сенатском указе от 29 февраля 1764 года: 1) от родимца, 2) от зубов, 3) от оспы, 4) от сыжи, 5) от фрянок, 6) от водяной болезни, 7) от горячки, 8) от чахотки, 9) в родах, 10) от задушенных от матерей, 11) колотьём, 12) параличём, 13) в безумии, 14) от старости, 15) всякими несчастными случаями, 16) от кровавого поносу, 17) от падучей болезни, 18) от жабья, 19) от скорбушу и 20) от болезни неизвестной. Кстати, возраст тех, кто умер «от старости» был в пределах от 57 до 79 лет, причём считалось, что период «древности» наступает с 68 лет и конкретно в 80-летнем возрасте, «дряхлость» в 66 лет от роду, а «преклонный возраст» в 61 год. Термин «старость» широко применялся как в народе, так и официально к людям разного возраста, от 40-летних до 60-летних. Как правило, люди становились «старыми» в тот момент, когда в их семьях и родах рождались внуки, а они становились дедушками и бабушками. С этого момента у «стариков» существенно менялись их статус (правовое положение старшинства), функции, масштабы и виды их трудового участия в семейных делах и в домашнем хозяйстве. Достигнув возраста 40 лет, люди XIX века должны были «думать о старости»…

«Возраст – степень возраста или взрослости, молодости и старости; обычно принимают пять таких степеней или возрастов: младенческий, отроческий, юношеский, мужеский и старческий; можно бы прибавить утробный и дряхлый, да вставить ещё после младенческого, ребячий или детский; после юношеского, возмужалый; после мужеского, середовой и нетяглый. Возрастам дают семилетний и полусемилетний сроки» - так определяет понятие «возраст» В.И. Даль в своём «Толковом словаре живого великорусского языка». Пожилого человека Даль определяет как «подстарка, близкого к 50-ти». (Том I. М., Русский язык, 1989. с. 200). По классификации В.И. Даля в России в XIX веке существуют возрасты:
утробный – 0 лет,
младенческий – 0-7 лет,
ребячий (детский) – 7-14 лет,
отроческий – 14-21 год,
юношеский – 21-28 лет,
возмужалый – 28-35 лет,
мужеский – 35-42 года,
середовой – 42-49 лет,
нетяглый (нетрудоспособный) – 49-56 лет,
старческий – 56-63 года,
дряхлый – после 63 лет.

Для дальнейшего использования в Фотохронологии истории рода Суворовы-Максимовых данных статистики по возрастам, автор принимает к сведению, что «во 2-й половине XX века возрастная граница пожилых людей выросла на 5-10 лет (с 50-ти до 55-60 лет), что было связано с ростом продолжительности жизни в мире в целом», а также, что «согласно статистическим данным, средняя продолжительность жизни в СССР постоянно росла: рост за 46 лет (с 1939 по 1985 годы) составил 52%. При этом только за 16 лет (в том числе и военных) (с 1939 по 1955 годы) средняя продолжительность жизни выросла на 36%. (Источники: Урланис Б.У. Рождаемость и продолжительность жизни в СССР. М.,1963. сс. 103-104.; статья: «Верификация возраста крестьян XIX века» от 19.07.2016 г. на Генеалогическом форуме ВГД. Автор: долгожитель форума «MaxOl»).

Ныне в СССР и России принята такая система возрастной периодизации старшего поколения (1965 г.):
пожилой возраст – это 61-74 года для мужчин, 56-74 года – женщин;
старческий возраст – 75-90 лет – мужчины и женщины;
долгожители – 90 лет и старше – мужчины и женщины.

По советской статистике средняя продолжительность жизни (лет) в СССР была:
в 1927 году – 44 года;
в 1939 году – 47 лет;
в 1955 году – 64 года;
в 1956 году – 67 лет;
в 1958 году – 68 лет;
в 1959 году – 69 лет;
в 1961 году – 70 лет;
в 1975 году – 70,4 лет;
в 1980 году – 70,9 лет;
в 1985 году – 71,4 год;
в 1990 году – 65,3 лет;
в 1995 году – 64,5 лет (у женщин – 71,6 года, у мужчин – 58,1 года);
в 2000 году – 66,3 лет (у женщин – 72,2 года, у мужчин – 59,0 года);
в 2005 году – 66,3 лет (у женщин – 72,4 года, у мужчин – 58,9 года);
в 2010 году – 68,9 лет (у женщин – 74,8 года, у мужчин – 63,0 года);
в 2013 году – 71,5 лет (у женщин - 76,3 года, у мужчин - 66,1 года);
в 2018 году – 72,91 года (у женщин - 77,82 года, у мужчин - 67,75 года).

Основываясь на приведённых данных средней продолжительности жизни и возрастных периодов подданных Российской Империи в XIX веке и отсчитывая от известных дат рождения моего отца Сергея Ивановича Суворова (04.10.1918 года) и моего деда по материнской линии Василия Никитовича Максимова (28.01.1887 года), путём несложных вычислений, попытаемся определить вероятные даты рождения и основных событий в жизни крестьянских предков рода Суворовых-Максимовых.

Мой отец, Сергей Иванович Суворов, старший в череде выживших детей Ивана Егоровича и Анисьи Сергеевны Суворовых из деревни Кошелёвка Лихвинского уезда Калужской губернии. Согласно воспоминаниям моего отца в семье Ивана Егоровича и Анисьи Сергеевны Суворовых «было много детей, но выжили только мы четверо: я, Мария Ивановна (дальнерусановская), Анатолий Иванович, Егор Иванович и Клавдия Ивановна». Отец говорил, что в их роду был ещё один ребёнок («первенец»), но он умер во младенчестве от голода и бескормицы во время первой Мировой войны 1914-1917 годов. Достоверно, с учётом слов моего отца, будем считать, что общее количество детей в семье Ивана Егоровича и Анисьи Сергеевны Суворовых было пять.

В России XVIII - XIX веков (да и ранее тоже) среди крестьян, дворян, бояр и князей нормой считалось рождение до 10-12 детей одной матерью, потому что, чем больше детей рождается, тем выше вероятность, что кто-то из них сумеет выживет. Дело в том, что на Руси и в России (впрочем, как и во всём мире) до XX века была очень высокая младенческая смертность. На Руси и в Российской Империи рождение детей был христианский и моральный долг каждой замужней женщины перед семьёй и родом мужа.

Естественно, количество родов зависело от здоровья мужа и, в первую очередь, матери, от взаимоотношения супругов и от материального благополучия семьи (рода мужа). Главная задача замужней женщины – как можно быстрее родить ребёнка, детей. Беременность, как правило, наступала вскоре после венчания (точно – в год венчания) и длилась положенные 8 месяцев. Замужние женщины на Руси, как правило, рожали детей после свадьбы практически через каждые 3-4 года, но только если не было последствий от тяжких родов, нарушения здоровья женщины-матери и взаимоотношения супругов были основаны на взаимной любви и на уважении жены-матери в роду супруга. Если были какие-либо препятствия, угрожающие жизни жены-матери, то в рождении детей делали перерыв на 1-2 или 3 года. Так, например, мой отец родился в 1918 году, его сестра Мария Ивановна Суворова в 1922 году (через 4 года), старший средний брат Анатолий Иванович Суворов в 1927 году (через 5 лет), младший средний брат Егор Иванович Суворов в 1931 году (через 4 года) и младшая сестра Клавдия Ивановна Суворова в 1936 году (через 5 лет). Таким образом, наша бабушка Анисья Сергеевна Суворова через каждые 4-5 лет после первого ребёнка рожала новых своих детей.

Продолжая фактическую периодичность рождений, принимая общее количество детей в семье-роду Ивана Егоровича и Анисьи Сергеевны Суворовых равное 5 детей, предположим, что за 4-5 лет до рождения Сергея Ивановича Суворова в 1918 году, то есть в 1913-1914 годах, родился его старший брат (первенец). Согласно приведённым статистическим данным «крестьяне-мужчины вступали в первый брак в возрасте 24-25 лет, а крестьянки-женщины – 21-22 года», а «беременность, как правило, наступала вскоре после венчания (точно – в год венчания) и длилась положенные 8 месяцев». Таким образом, 1913-1914 минус 21-22 года даёт нам дату рождения Анисьи Сергеевны Суворовой – 1892-1891 или 1893-1892 годы.

Бабушка Анисья Сергеевна Суворова, в девичестве Иванова из деревни Волки Лихвинского уезда Калужской губернии, умерла в день рождения её внука Альберта Эдуардовича Кисничан, сына Клавдии Ивановны Кисничан (Суворовой) 31 марта 1978 года точно в возрасте 84,5 лет (медицинская справка о причине смерти). 1978 минус 84,5 года даёт нам точную дату рождения бабушки Анисьи – 1893,5 год. А это один из годов, вычисленных по датам рождения детей Анисьи Сергеевны и Ивана Егоровича Суворовых!

Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что Анисья Сергеевна Иванова, уроженка рода Сергея Иванова из деревни Волки Лихвинского уезда Калужской губернии, родилась летом 1893 года, в 21 год от рождения, в 1914 году, вышла замуж за Ивана Егоровича Суворова из деревни Кошелёвка Лихвинского уезда Калужской губернии, переехала к мужу в Кошелёвку и в 1914 году родила своего первенца, старшего брата своего второго ребёнка, моего отца, Суворова Сергея Ивановича (1918 года рождения).

Согласно статистике XIX века в России крестьяне-мужчины вступали в первый брак в возрасте 24-25 лет, значит, муж Анисьи Сергеевне Суворовой (Ивановой) – Иван Егорович Суворов, дедушка автора по отцовской линии, – родился в 1890-1889 году (1914 минус 24-25 лет). Родители автора, Сергей Иванович Суворов и Нина Васильевна Суворова (Максимова) не раз вспоминали и говорили при нас, что, например, старшая сестра моей мамы, Мария Васильевна Соловьёва-Максимова, была на 3 года старше моего папы, Сергея Ивановича Суворов и родилась в в 1915 году. В шутливых спорах на тему: «кто в доме главный», моя мама, лейтенант медицинской службы во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов осаживала моего папу, младшего лейтенанта во время той же войны, а затем они соглашались, что «род Максимовых тоже на «чуточку» (на 2 года) старше рода Суворовых». Дело в том, что папа моей мамы, мой дедушка по материнской линии Василий Никитович Максимов из села Бабка Павловского уезда Воронежской губернии, родился в 1887 году, за 2 года до рождения в 1889 году моего деда по отцовской линии Ивана Егоровича Суворова.

Известно, что в роду Суворовых-Максимовых были родные и двоюродные братья и сёстры, а также другие родственники, которые жили не только в родовых деревнях (Кошелёвка, Волки, Дальнее Русаново, Ханино, Калуга, Суворов), но и разошлись по России – от российской Москвы, до казахстанской Алма-Ата, крымского Севастополя и других мест постоянного проживания. Поэтому у дедушек автора - Ивана Егоровича Суворова и Василия Никитовича Максимова – тоже были свои старшие и младшие братья и сёстры, о которых автору мало что известно. Вот почему своё хронологическое повествования в Фотолетописи рода Суворовых-Максимовых я, автор, по древней традиции, по справедливости и по старшинству лет жизни начинаю с 1887 года, года рождения Василия Никитовича Максимова. При этом опять же по древней патриархальной и общепринятой традиции родоначалия во главу рода Суворовых-Максимовых автор ставит фамилию «Суворов».

На картинке: «Богоматерь с младенцем» (1885-1893). Фрагмент росписи Владимирского собора в Киеве. Автор фрески: Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926). Образ Богоматери возник из древнейших образов первобытной Великой Матери мира и с тех пор господствует в представлениях всех людей на Земле о материнском животворящем начале и триединстве Отца, Сына и Святого Духа, соединившихся и возродившихся в ней – в маме, в бабушке, в бабе, в Исть-Ба, в избе, в доме, в лоне, в родных пенатах.


Рецензии