C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Игра в поддавки

После второй кофе-паузы Президиум опустел. Принимающим решения стало ясно – доверия к пространным речам нет.

Мнимая значимость дальнейшего заседания утомила зал. Внимание присутствующих переключилось на соседей. Насущные проблемы одинаковы – продажи, дотации, зарплаты и налоги.

Продуктовые сети нахраписто вытесняли с собственного рынка местных товаропроизводителей. Их интерес – крупные партии стандартного товара с ароматизаторами и антисептиками для длительного хранения.

В гуле собравщихся различимо недовольство уменьшением дотаций. В экономике кризис, возможности бюджета ограничены, а Правительство требует начислить сверх нормативного гарантийного уровня выплату северных надбавок. Сидящие в зале работодатели понимают – с искусственно увеличенного фонда оплаты труда возрастут и выплаты по налогам. Куда ни кинь везде крестьянину обрубленный конец.

Тотальный пессимизм похож на поздний осенний слякотный дождь со снегом. Желание двигаться вперед, вдоль раскисших колейных канав, пропадает.

И, лишь за редким исключением в зале наблюдается оптимизм. В нашем случае внешне им обладали двое. Один коренастый, белобрысый, круглобокий и круглолицый мужчина лет сорока Мельничук Иван Федорович, и высокий стройный брюнет, лет тридцати пяти – Николай Сергеевич Федько. Они были претендентами на грант по семейной ферме.   В их оптимистичные планы входило получение субсидий.

- У меня в Белоруссии есть знакомый, - поделился идей Иван.  Он разводит коров, молоко от которых могут пить все, даже аллергетики.  В нем есть ген, который позволяет употреблять его даже тем, кто не пил его с детства. Год как идею вынашиваю. Заказал проектно-сметную документацию на 200-головник. Стоимость вышла пятьдесят миллионов рублей.

- Вместе с оборудованием? – спросил Николай.

- Да. Из этих пятидесяти миллионов собственных по условия гранта должно быть десять миллионов. Придется брать кредит в банке, – вздохнул Иван.

- А у меня все проще, я собираюсь кукурузу выращивать. Есть у меня в аренде пятнадцать гектаров муниципальных земель. По гранту потребуется пять миллионов на закупку трактора и сельхозтехники. Собственных средств придется добавлять пятьсот тысяч рублей, - сообщил Федько.

Мечты окрыляют. Сидя в уютных мягких креслах концертного зала, арендованного для проведения годового собрания, Иван Федорович и Николай Сергеевич прониклись взаимной симпатией. Оговорили условия совместной деятельности. Один соглашался поставлять кукурузу на корм скоту, другой навоз для полей.
 
К концу заседания в Президиуме остался один человек, заместитель министра Петр Тихонович Бережной. Он объявил:

- Прием заявок на конкурсный отбор продлен до конца месяца. У вас осталось двадцать дней. Поторопитесь. Особенно те, кто еще не дооформил документы.

Два соискателя  после его слов испытали легкую эйфорию, подобную той, что вскруживает голову спортсмену в начале старта. Длительная подготовка заканчивалась. Процесс пошел. Пора приступать к делу.

Условия участия размещались на сайте Министерства. К главным требованиям относились -  наличие земли и собственных средств у соискателей, а также поддержка местных властей в виде ходатайства.

На первом этапе отбора составлялась оценочная шкала по которой подсчитывалась итоговая сумма баллов. На втором, заключительном этапе, соискатели выступали с коротким докладом перед конкурсной комиссией о сути своего проекта.  Члены комиссии, чиновники министерств и ведомств, представители общественных организаций и банков, выслушав доклад задавали вопросы, знакомились с анкетными данными и, как правило, дружно голосовали. Один человек – один голос.

В теории голоса равны. На практике имелся магнит, встроенный в процедуру отбора. Значительная часть членов комиссии голосовала так, как считал нужным председатель.  Им был Петр Тихонович Бережной, вежливый, спокойный, рассудительный и авторитетный. Часть членов комиссии составляли его прямые подчиненные. Они прислушивались к мнению своего начальника. Представители других министерств и ведомств, исходя из чиновничьей солидарности также всегда придерживались мнения профильного министерства. Очевидность решающего мнения Петра Тихоновича была бесспорной.

За неделю до начала конкурсного отбора Николай Иванович Федько встречался с Бережным. Петр Тихонович встретил его в своем темно-коричневом, притененном из-за отделки стен и мебели, кабинете радушно.  Они были женаты на сестрах, и частенько время отдыха проводили вместе, на семейных праздниках, пикниках, рыбалке, охоте.

Улыбаясь хозяин подбодрил гостя:
- Все документы собрал? Все пройдет нормально.
- Все подготовил – ответил Федько.
- Знаешь, меня твоя сумма смущает, какая-то она не совсем серьезная?
Вопросительный взгляд Бережного смутил Николая Ивановича.
- Нет ли у тебя более интересного проекта?

- У меня нет, - оправдался Федько. Но есть интересный проект по производству безаллергенного молока, и он рассказал Петру Тихоновичу о проекте Мельнучука.

- Вот это уже интересно, бери его за основу. Все расчеты по проекту представлены нашему инвестиционному отделу. Сейчас исполнителя вызову, девочки название сменят, и вперед, действуй. Взял инициативу в свои руки Бережной, добавил:

- Но у меня есть еще одно  предложение, сметную стоимость надо увеличить с пятидесяти до ста миллионов рублей.

Увидев беспокойство на лице гостя успокоил:

- Часть средств погасим за счет кредита. С банком договорюсь.
 
- Но все равно доля собственных средств возрастет до двадцати миллионов рублей. Так оговорено условиями гранта, - засомневался Федько. У меня таких средств нет.

- Никаких своих средств вообще не надо, - слова Петра Тихоновича звучали убедительно, разрушая остатки сомнений Николая Ивановича.

- Подряд отдадим фирме «С», ее директор со мной в хороших отношениях, он документы на часть дополнительных работ и материалы оформит как выполнененных за счет собственных средств.

На заседании конкурсной комиссии в проекте Мельничука была обнаружена неувязка. Ему было предложено доработать его до следующего года. Проект Николая Ивановича Федько был в числе победителей. Через пять лет его ферма вышла на проектную мощность. Продукция имела хороший спрос. Тем не менее, из-за завышенной первоначальной стоимости проекта осталась проблема с выплатой процентов и тела кредита банку.

Вскоре после череды претензий Николай Иванович был вынужден из-за долгов уступить свой бизнес банку. В котором, после выхода на пенсию, работал заместителем председателя Правления Петр Тихонович Бережной, будучи совладельцем банка.


Рецензии
В первый послевоенный год, после оккупационного голодания я восстанавливался у тети, у которой была корова. Стада паслись на естественных кормах.
Взрослые и дети понятия не имели о пищевых проблемах при употреблении молока.
С уважением,

Радиомир Уткин   17.04.2021 21:07     Заявить о нарушении
Радиомир,благодарю за отзыв.Многое не знали теперь благодаря исследованиям выявили людей не восприимчивых к молоку,но для них уже действительно нашли альтернативу.Тут ,есть другая проблема-пищевая химия начиная с пальмового полу-технического масла заканчивая различными консервантами.Продуктами по наиболее низкой цене кормят в детских садах,школах и больницах ,то есть закладывают мину под здоровье нации.С уважением.

Семяшкин Григорий   17.04.2021 22:08   Заявить о нарушении
Значит мне повезло.Танк не раздавил и на настоящей мине не подорвался.
Удачи!

Радиомир Уткин   17.04.2021 22:19   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.