Дом царя Давида в Новом Завете

Как известно евангелисты Матфей и Лука указывают на то, что Иисус Христос происходил из рода царя Давида, приводя при этом довольно подробную родословную. В некоторых вариантах она заканчивается плотником Иосифом, а в некоторых изданиях (таких как дореволюционное издание Библии для детей, которое было у меня) она восходит к деве Марии. Хотя, скорее всего, так как Мария была единственным ребёнком у своих родителей, её обручили с родичем, то есть и Мария, и плотник Иосиф были потомками царя Давида. На это указывает ещё тот факт, что девочка воспитывалась при Иерусалимском храме, значит, она имела на это статусное право.

Но в Новом Завете был ещё один человек, чьё происхождение из дома Давида (по женской линии) признавалось его современниками, но почему-то Евангелия об этом скромно умалчивают, хотя в тот момент он носил самый высокий титул в своём колене и мог считаться его главой.  Это реальная историческая личность, – наси (принц) Синедриона Гамалиил.  Его предок Гилель был пришельцем в Иудее, и его возвышение связанно с удачным браком на женщине из рода царя Давида, а так же с его удивительными умственными способностями, которые позволили основать школу толкования закона Моисея Бет-Гилель (Дом-Гилеля) и получить титул наси. Эта школа находилась на Храмовой горе, и во время жертвоприношений в Храме пребывали он сам,его ученики,дети и внуки. Одним из его внуков и был молодой Гамалиил, который не мог не знать свою юную родственницу Марию, которая тоже жила при Храме.  Они пребывали в одном месте в одно и то же время и находились пусть и в отдалённом, но родстве. Возможно, они вместе изучали Тору, гуляли на Масленичной горе, и когда, неожиданно для всех Мария забеременела от Святого Духа, именно дед Гамалиила  наси Гилель как наиболее влиятельный в роду, принимал решение о её судьбе. Забеременевшую вне брака девушку, по закону должны были забить камнями. Но Гилель, памятуя о том, какую помощь оказали ему женщины дома Давида, не мог бросить камень в несчастную девушку. Он, как и его потомки, отличался довольно смелыми феминистическими взглядами. Пожилой плотник Иосиф стал отличным решением проблем. Интересный момент, род занятий Иосифа – плотничество и род занятий  Гилеля (до того как он стал наси) – дровосек переводится как «человек работающий с деревом». Когда Спаситель родился, некий старец Симеон присутствовал на его обрезании в Иерусалимском храме. Кстати Симеон это имя отца Гамалиила. Обрезание у евреев — это семейное мероприятие, непосредственно процедуру производил кто-нибудь из колена Левия (священнического колена), присутствовать могли только близкие родственники. Процедура производится на восьмой день, то есть Иосиф и едва оправившаяся после родов Мария с новорожденным, идут из Вифлеема в Иерусалим (приблизительно 10 км). И пока в Вифлееме избивают младенцев, спокойно делают Иисусу обрезание.
 
Потом Иосифа и Марию с новорожденным отсылают подальше с глаз долой в Египет, где в те времена находится большая еврейская диаспора. Скорее всего, это было действительно бегство от гнева Ирода Великого, но вот против кого был этот гнев? Как бы там ни было, после возвращения из Египта Святое семейство отправляется в захолустный Назарет. В Иерусалим их явно никто не приглашает. Недалеко от Назарета расположились деревушки с общим названием Кариот. Они, как и Назарет относятся к землям колена Иуды, одного из сыновей патриарха Иакова. Любой, кто хоть раз бывал на Святой Земле, знает, как невелики здесь расстояния. Здесь все друг друга знают, а уж плотника знают точно все. Не исключено что Иисус из Назарета и Иуда из Кариота - друзья детства. Неспроста Иисус, когда провозгласил себя Христом, доверил именно Иуде немалую казну. Еврей, пусть даже и на половину, никогда не доверит деньги человеку, которого плохо знает, или который не является его родственником.

 В возрасте 12-13 лет когда еврейские мальчики отмечают бар-мицву (совершеннолетие) Иисус с Марией и Иосифом идёт в Иерусалим, где в Храме беседует с мудрецами, среди них и наси Синедриона Гамалиил, и первосвященник Анна . Все поражаются мудрости юноши, и он счастлив быть здесь в Храме, здесь его место, а не в пыльном Назарете. Но, несмотря на всю его мудрость, решение принято не в его пользу. Иисус кричит: «Мне должно быть в доме Отца моего», но нет! Ещё на долгие годы его возвращают в захолустье. Однако нельзя судить строго наси Гамалиила, возможно он сделал это из самых лучших побуждений. Для дома Давида настали не лучшие времена, умерли Гилель и сын его Симеон, а власть в Храме и всё золото уже много лет крепко держит в своих руках первосвященник Анна, вокруг него, словно рой ос, его сыновья и зятья; схватка с ними будет насмерть. Гамалиил знает, как опасны эти люди, как часто плиты храма орошаются кровью. Но он также знает и то, что пройдёт время и Иисус всё–таки сядет напротив сокровищницы Иерусалимского храма и будет смотреть, достаточно ли денег туда кладут его бывшие противники. А сейчас надо ждать, надо собирать вокруг себя людей и искать союзников.
Идут годы, наси Гамалиил ловко лавирует между саддукеями, Иродиадами, и римлянами. От последних он получает потомственное римское гражданство, а от народа Израилева звание Раббан великий Учитель, в то время как даже к Иисусу обращаются просто раби. Однако дом Анны готовится дать битву дому Давида.  По обвинению в мятеже и убийстве римского солдата к Пилату Понтийскому попадает некий Варраван, чьё имя правильнее записать как Бар раббан то есть сын великого учителя. Скорее всего, это Абибас, он известен своими антиримскими настроениями и впоследствии всё-таки погибнет во время мятежа. А теперь Гамалиилу предстоит страшный выбор - он может подать голос за Христа, но в руках Пилата ещё его сын. Анна и Кайафа всё рассчитали правильно. Они удержали власть, и ещё несколько десятилетий будут дразнить «римских гусей» своей кредитно-денежной политикой, и кончат кровавой Иудейской войной.

 Гамалиил же потерял Иисуса, выпотрошенное тело Иуды тоже свидетельствует о том, что его смерть была не менее страшной, чем у Христа. Однако у наси есть ещё козыри в рукаве. Ему удаётся защитить «пойманных на горячем» апостолов.  За эту услугу его родственник Стефан и его группа становятся распорядителями средств у апостолов. Но Стефан относится к эллинизированным евреям, испытавшими большое влияние греческой культуры с её богами и детьми богов. Он, как и его старший родственник имеет римское гражданство, его образование и социальное положение, раздражает многих сыновей Торы, простых и зачастую бедных людей. И если бы он распоряжался деньгами молча, может быть он и не стал бы первомучеником, но стоило ему открыть рот, как толпа забила его камнями. Это стало хорошим уроком для амбициозного юноши из Тарса ещё одного ученика Гамалиила. Болтливый Стефан никогда не нравился Саулу, он чувствовал в нем сильного соперника. Используя всё своё влияние Саул (он же Савл, он же после усыновления в римский род Сергия Павла – Павел) начинает гонения на христианских вождей, после которых имена большинства апостолов от 70 больше нигде не встречаются, да и  судьба многих из двенадцати известна только из апокрифических преданий  III-IV века.
 
Но что бы одолеть костяк - Иакова, Иоанна и Петра одних усилий юного фарисея мало. "Сыновья грома" не робкого десятка, они хотели сесть по правую и левую руку от Иисуса в его Царстве. И Иаков, и Иоанн имеют римское гражданство (это становиться понятным по способу казни «мечом» Иакова и ссылке на Патмос, остров для ссылки римских граждан, Иоанна), их нельзя просто так взять и забить камнями или распять. В дело снова вступает Гамалиил, он не забыл смерти своего внука. Благо политические события складываются удачно к власти в Иудеи и Самарии приходит потомок Маккавеев и Ирода Великого гуляка и транжира Ирод Агриппа, человек чтущий Тору и иудейскую законность, но совершенно не умеющий обращаться с деньгами. Где бы он был без жены? А где бы его жена была без своего благочестивого наставника раббана Гамалиила? Ирод в отличие от Синедриона обладает властью и над римскими гражданами еврейского происхождения. Судьба апостола Иакова решена, Агриппа казнит его мечом. Неуверенного Петра на этот раз пощадили, но преподнесли хороший урок, не пустив ночью в дом. Дальше Саул не будет с ним церемониться, и позволит себе даже публичные нравоучения старика.

Гамалиил же прожил ещё около 15 лет. Предвидя будущую катастрофу Иудеи, он создавал и укреплял связи по всему Средиземноморью. Он заложил фундамент, на который ещё несколько лет опирались Саул из Тарса и его сторонники.   


Рецензии
Интересная информация для меня.
Хорошо написано.
Спасибо, Ольга!
Успехов Вам!
С теплом,
Мила

Мила Суркова   19.08.2020 17:33     Заявить о нарушении