Веды. Пояснительная записка

Дхарма – это основное понятие индийской философии.
Энциклопедия индийской философии определяет дхарму как «важнейшую понятийную универсалию индийской мысли, непереводимую на европейские языки каким-то одним термином по причине своей принципиальной многозначности. В самом общем виде приближается к значениям слов: «парадигма», «порядок», «норма существования»; часто обозначает развитие, как космоса, так и социума и в последнем случае допускает интерпретацию в качестве «закона».  Объём понятия дхарма включает значения и «религии», и «права», и «морали». (С)

Понятие дхармы  уже можно найти в Ведах – корпусе священных индийских текстов, данных людям свыше, в которых, согласно индийской традиции, содержится вечное, непреходящее знание, своего рода «истина в последней инстанции» и которые ни под каким предлогом не могут подвергаться сомнению. Считается, что не существует ни одного вопроса, на который нельзя найти ответ в Ведах. Таким образом, вся индийская традиция делится на две большие группы: ортодоксальные (астика – «существует») и неортодоксальные (настика – «не существует»). Причиной такого разделения является отношение тех или иных школ индийской философской мысли к Ведам. Первые (ортодоксальные) признают безоговорочный авторитет Вед, а вторые (неортодоксальные) – не признают.

К ортодоксальным школам обычно относят мимансу, веданту, ньяю, вайшешику, санкхью и йогу, а к неортодоксальным – джайнизм, буддизм и чарваку (локаяту). Тем не менее, приверженность Ведам отнюдь не подразумевало обязательное толкование ведийских текстов. Фактически непосредственным толкованием Вед занимались лишь первые две школы (миманса и веданта), тогда как остальные четыре просто признавали, как минимум на словах, их авторитет. Что же до неортодоксальных школ, то они придерживались, разумеется, диаметрально противоположной точки зрения на ведийское священное писание, считая его не божественным даром, а плодом творчества человеческой мысли, а значит и знание, содержащееся в нём, могло подвергаться критике и переосмыслению в соответствии с требованием реальности.

Тексты Вед представляли собой  с одной стороны сборники (самхиты) священных гимнов, восхваляющие богов и читающиеся во время ритуала жертвоприношения, а с другой стороны комментарии (брахманы) к этим гимнам. Брахманы, в свою очередь, делились еще на три группы.  Брахманы в узком смысле слова – толкование значения обрядовых действий; араньяки – «лесные книги», предназначенные для удалившихся в лес отшельников и описывающие «тайное» значение ритуала жертвоприношения; упанишады – своего рода окончательное «сокровенное знание» не только о жертвоприношении, но и об устройстве мироздания, о познании и достижении истины, об устройстве общества и быта. Именно поэтому одним из вариантов перевода слова «упанишады» - это «то, что разрушает невежество».

Не лишним будет разъяснить, что ритуал жертвоприношения был своего рода способом коммуникации между человеком и богами, который позволял первому посредством магических действий получить желаемое. Считалось, что при правильно проведенном ритуале, божество не может не откликнуться на призыв, поэтому жрецы, совершающие ритуал, почитались людьми как земные боги. Для свершения ритуала жертвоприношения как раз и использовались тексты Вед, а если точнее – самхиты, коих насчитывалось четыре: Ригведа – Веда гимнов; Самаведа – Веда песнопений; Яджурведа – Веда жертвенных формул; Атхарваведа – Веда заклинаний.

Ригведа предназначалась для жреца хотара, который речитативом произнося гимны, призывал божество. Другой сборник – Самаведа, содержал гимны, которыми жрец удгатар услаждал слух божества, восхваляя его. Третий жрец - адхварью, заведовал всей материальной частью жертвенного ритуала. Он строил алтарь, готовил ритуальную посуду, разжигал огонь, приводил животное и приносил его в жертву. Каждое свое действие он сопровождал чтением магических формул, взятых из Яджурведы. А четвёртый жрец – брахман, руководил всем процессом жертвоприношения и отвечал за исправление ошибок, допущенных в ритуале, путем чтения гимнов из Атхарваведы. Эти четыре Самхиты, составляющие основу ведийского канона, индусы относили к категории шрути (услышанное), поскольку содержащееся в них сакральное знание было услышано от богов святыми мудрецами (риши) и передавалось в дальнейшем от учителя ученику непосредственно через орган слуха, то есть устно.
 
Поэтому каждая философская школа, желающая закрепиться в лоне ортодоксии, стремилась освятить себя происхождением от Вед. Невозможно разобраться во всем многообразии индийской философской мысли, если не принять во внимание основополагающую роль Вед, как единого источника подавляющего большинства течений, включая и настические направления.


Рецензии
Чудесная статья...

Олег Михайлишин   24.09.2020 05:13     Заявить о нарушении