Сороковины. Цикл Милая старина

    Меланья Изотовна, безутешная вдова коллежского советника Курочкина Ореста Титыча, созвала на сороковины его немногочисленных ближайших приятелей, дабы еще раз почтить память усопшего.
    Из Самары приехал важный сановник, статский советник по почтово-телеграфному ведомству Спотыго Порфирий Онуфриевич, человек значительный, степенный и до щепетильности положительный. Также отметили своим присутствием дом покойного местный полицмейстер Развозжаев Парамон Трефилович, крупный мужчина с лицом, подходящим скорее бандиту, чем блюстителю законности, и старый друг семьи землемер Девицын Афанасий Ардалионович, или просто Афоня, - подхалим и лизоблюд, обладающий вредным писклявым голосом, типичный навозный жук. Прибыла и неизменная участница всех застолий в этом доме вечно стремящаяся навязаться в подруги хозяйке соседка-помещица Брюханова Домна Никоновна, дама неопределенного возраста с бородавкой на носу, воспитывающая великовозрастного недоросля Гаврилу.
    Пока ждали жареного поросенка, довершающего убранство накрытого стола, гости в отсутствие вдовы заинтересованно вели беседу о жаре, не оставляющей в покое уже второй месяц и дурных видах на урожай, ежели сия кара небесная не прекратится. На правах друга семейства Афоня услужливо подливал в бокалы разные домашние наливки, которые, хваля хозяйку, гости вкушали изрядно и с видимым удовольствием. 
    Когда все расселись, первым взял слово, как и положено по рангу, гость из Самары Порфирий Онуфриевич. Лицо статского советника от принятого горячительного несколько побагровело, но это лишь придало его облику внушительности.
    - Что можно сказать о незабвенном покойном Оресте Титыче… - начал он. – Мы все тут свои люди, обойдемся без красивых выкрутасов. Это был человек слова и дела! Главное, что ценилось в нем - кристальная честность, которая и была отличительной чертой моего друга. Усопший никогда не брал взяток и не принуждал к ним. Но… – как видно, что-то вспомнив, Порфирий Онуфриевич улыбнулся и потеплел взглядом. – Но, чего нельзя отнять, любил Титыч, и не отказывался от подношений, сделанных от чистого сердца. К тому же, покойник знал с кем и как надо делиться. Поэтому все коллегу уважали, а ответом было его движение по служебной лестнице. Так что помянем незабвенного друга еще раз добрым словом! Вот с кого надо пример брать! Царство ему небесное, а у нас пусть не переводятся подобные ему слуги народные!
    Следом поднялся полицмейстер, икнул и предложил снова наполнить до краев рюмки. Как всегда Парамон Трефилович был прямолинеен и немногословен:
    - Я вполне солидарен с уважаемым Порфирием… - тут он запнулся, и хозяйка тихо подсказала, - …Онуфриевичем. Надо знать, как прятать концы в воду, а наш почтеннейший Орест Титыч это умел, за что ему вечные уважение, память и покой!
    Не успели гости закусить тост, как, слегка качнувшись, вскочил Афоня, и запищал свой панегирик:
    - А знали бы вы, господа, как покойник-c любил рыбалку! Запасусь я заранее рыбкой, и поедем рыбачить. Сидит наш Титыч с удочкой, мечтает, а я подплыву да на крючок рыбку и одену. Вытащит он и как ребенок радуется! «Молодец ты, Афоня, - говорит, - хорошая у нас ушица будет!» А однажды я, ради смеха, галошу рваную прицепил. Он вытащил, и молчит… Ну, думаю, убьет! Другой на его месте разозлился бы и убил, а он  нет, мудрый человек, подозвал к себе и говорит: - «Открой, шутник, рот. Я эту галошу туда заткну!» - Вот какой он был – справедливый и добрый! А как наш почивший в бозе друг любил и понимал толк в карточной игре, знали бы вы! Особенно обожал выигрывать, аж расцветал весь. Любимым у него было правило, которое всем внушал: карточный долг – святое дело. И никому долгов карточных не прощал! Хотя… Пусть покойник-c меня простит, частенько сам забывал... Вот и по сей день за Орестом нашим  Титычем должок хороший числится. Но я знаю добрую душу его любимой вдовицы…
    «Врешь ты все, Афонька, перекинул с больной головы на здоровую! Погоди, вытрясу из тебя все, что муженек не успел!» – мысленно пообещала землемеру Меланья Изотовна, криво улыбаясь честной компании. Она уже открыла рот, намереваясь увести беседу со скользкой темы, как в разговор вмешалась тихо как мышка общавшаяся с графинчиком наливки раскрасневшаяся Домна Никоновна. Поводя носом с бородавкой и неизвестно кому весело подмигивая, та подтвердила:
    - Ардалионыч-то прав! Забывчивым был наш Орест Титыч. И про сынка своего, моего Гаврюшку, вконец запамятовал!
    - А каким же образом твой недоносок его сынком вдруг оказался? – не сдержалась после этакого афронта безутешная вдова и вперила взор в нахалку, сузив глаза.
    - Ты что, Мелаша, не знаешь, как делаются дети? Не за столом будь сказано, могу и объяснить!
    Тут на помещицу, под хмельком отмочившую не то глупость, не то гадость, зашикали.
    Сдержав эмоции, полная благородного самообладания поднялась скорбящая хозяйка дома:
    - Господа, благодарствую, что пришли и не сочли за труд помянуть незабвенного Ореста Титыча! А особенная моя признательность вам, почтеннейший Порфирий Онуфриевич, за теплые и справедливые слова в адрес моего богоданного супруга, безвременно оставившего всех нас. Орест Титыч верой и правдой служил отечеству и народу, и немало осталось таких, которые многим ему обязаны. Помните об этом, как помню и я, и простите покойному долги, как и я его прегрешения прощаю. - Меланья Изотовна обвела присутствующих полным достоинства взглядом.
    - Уф, ну и парит сегодня, просто адская сковородка! – нашелся в нехорошей коллизии землемер Девицын. – Господа, попробуйте, какой деликатный квасок брусничный ставит хозяйка этого дома! Я вот-c продегустировал, и словно прояснение в умах наступило.
    Тема жары не оставила никого равнодушным, и беседа, ко всеобщему удовольствию, приняла тихое, благопристойное течение. Меланья Изотовна, услышав похвалу в свой адрес, смягчилась, но про себя подумала: «А ты, бородавка, не волнуйся, должок с меня еще получишь!»


Рецензии
Чиновничьи гекатомбы. :-)

Мехти Али   08.02.2021 16:36     Заявить о нарушении
Да, и еще ярмарка мещанства )))

Ирина Ефимова   09.02.2021 10:12   Заявить о нарушении
Мне пришлось присутствовать при разговоре двух важных академических шишек. Один был профессор университета, философ по специальности. Другой тоже какой-то павлин. Дело было она поминках, я оказался с ними в одной комнате. Увы, какое разочарование! Они говорили о том, как пили пиво в Баварии, какую шубу купили жене в Саксонии, какой стейк ели в Амстердаме и какие штаны купили в Нью-Йорке. Мне стало душно. Эта философия совсем не по мне...

Мехти Али   09.02.2021 10:20   Заявить о нарушении
Это пример двойственности человеческой натуры. Человек как личность может быть зауряднее и скучнее (не сказать, тошнотворнее) окружающих, а как специалист, стоит лишь переключить сознание с быта на миссию жизни, становится оракулом. Сколько творческих персонажей, признанных гениев, в обыденной жизни были домашними тиранами или просто подонками, а порой - слабыми, никчемными придатками к более опытным женам! Но лучик света, по неведомой причине укрепившийся на данном субъекте, периодически овладевает его сознанием, и тогда творится нечто действительно важное и нужное.
Так что примитивное общение двух научных монстров не удивляет. Это огромная редкость, когда масштаб личности близок к масштабу дарования. Анненский как-то подметил это на примерах известных писателей.
Кстати, бывает, что простой, необразованный человек обладает прямо магически притягательной, значительной личностью. Это ощущают все, кто оказывается рядом. Но как творец - он импотент... Пути Господни неисповедимы.

Ирина Ефимова   09.02.2021 11:02   Заявить о нарушении
Ваше замечание крайне интересно. Но все же, вынужден буду не согласится с вами. Проблема в том, что мы рассматриваем совершенно разный тип личностей. Если человек принадлежит к универсальному типу, впервые показавшему весь свой блеск в период европейского Возрождения — он не может быть ничтожен, как личность, будучи при этом творцом. Да, возможно, злодей — но не червь. "...Неправда: А Бонаротти? Иль это сказка тупой, бессмысленной толпы — и не был убийцею создатель Ватикана?". Можно ли назвать червем Микеланджело? Был ли ничтожен, как личность Леонардо да Винчи? Или чудовище в духе готических сказок, анатом Андрей Везалий, обтянувший первый экземпляр своего анатомического атласа кожей юной невинной девушки — и он тоже червь?

А вот второй тип уже порождение буржуазной цивилизации и ее советского гомункулюса. Такой деятель уже не "универсальный человек" эры энциклопедистов и пытливых умов великолепного времени — э, нет... он "спец", знаток левой верхней щетинки на тазе у мезозойского таракана или знаток по сопромату высотных зданий. Вне этого он — ноль.

Сейчас стало все намного хуже. Советский проект породил "образованца" (как западный — "спеца") — а "постмодерн" вырвал у него из рук книгу и вручил гаджет с тематическими сайтами и социальными сетями, где он все время, пока не гребет на галере, предается греху умственного рукоблудия.

Так что... не согласен. Не согласен! Потому что я внутренне близок к типу людей универсальных.

Мехти Али   09.02.2021 12:10   Заявить о нарушении
Кстати... Прошу простить за вспышку... Наболело просто, ведь я годами общался и общаюсь с этими дамами и господами. Плохо то, что такой тип, будучи по сути своей всамделишным червем, требует к себе прав и привилегий возвышенного творца. Как он выступает! Какой апломб! Как он изрекает прописные истины, с каким важным видом расхаживает по комнату на своих туфлях, словно на древнеримских котурнах! Хотя ведь было сказано: "порядочный человек — это тот, кто разбирается в пяти вещах и очень деликатно отрицает, что разбирается в чем-либо сверх этого".

Словом, этот тип несносен. Именно он породил Адольфа Гитлера, именно он привел к феномену т.н. "пишущих тиранов", вроде совсем уж клинического случая с Аркадагом и его азиатским альтер-эго, Ким Чен Ыном. Мне приходилось читать "Застольные беседы" фюрера; меня поразил этот его безаппеляционный тон и претензия судить там, где он судить был не в силах. Именно образованщина породила биологизаторство, когда специалист в области лингвистики начинает судить-рядить о феноменах живой природы — да так, что порядочный человек хватается за голову.

Словом, все тот же самый Нерон, вознамерившийся петь — с тем лишь отличием, что труба пониже да дым пожиже...

Мехти Али   09.02.2021 12:31   Заявить о нарушении
Перечитала нашу переписку и поняла: говорим об одном и том же. Подведем итог: среди талантов малоприятных субъектов - большинство. Личности равные своему дару - редкость. Как говорил Эйнштейн: "Я мечтал бы прожить в обществе истинных ученых, число которых всегда мало".

Ирина Ефимова   09.02.2021 15:26   Заявить о нарушении
Увы, мало их также среди так называемых "обычных людей"...

Мехти Али   09.02.2021 18:50   Заявить о нарушении
Когда-то обнаружила на сайте профессионального оригинального философа. Пишет сложно, несомненно самостоятельно. Его псевдоним - "Философские Размышления". Читать интересно, равно как и его переписку с читателями. Возможно, Вам покажется любопытным кинуть взор на его труды. Во всяком случае, это умный человек.

Ирина Ефимова   09.02.2021 21:23   Заявить о нарушении
Обязательно посмотрю.

Мехти Али   09.02.2021 21:45   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.