Тайна древней фамилии

Есть у меня знакомая с довольно необычной в моём кавказском понимании фамилией. Сангаджиева. В Азербайджане и в Дагестане очень распространена фамилия Гаджиев. Происхождение у неё вполне понятное для каждого мусульманина: от имени Гаджи или Хаджи, означающее человека, совершившего хадж – путешествие в Мекку к святым для всех мусульман местам. Но с приставкой "Сан" - слово "хадж" никак несовместимо. Ну, нет такой приставки в арабском языке, нигде нет, кроме разве что японского языка. А уж он-то тут точно - совершенно ни при чём.
Наталья Сангаджиева рано стала журналистом, фамилию своей матери в замужестве не меняла. Передала её и сыну. Так что в их семье три поколения носят эту фамилию. Мама Натальи в годы войны находилась в одном пересыльном лагере для детей репрессированных с писателем Николаем Доржиновичем Илюмжиновым – отцом будущего Президента Калмыкии. Лагерь находился в сибирском городе Канске. В мае 2001 года Николай Илюмжинов с "Поездом памяти" побывал в Сибири, в местах своей ссылки. Основное содержание его романа-воспоминания "В таежном крае" посвящено той горькой негасимой памяти. Постановление Совета народных комиссаров "О выселении калмыков, проживающих в Калмыцкой АССР", было опубликовано 28 декабря 1943 года. В марте 1956-го калмыков реабилитировали, позволив вернуться на родину. Год спустя была воссоздана их автономия. В 1989-м Верховный совет СССР провозгласил депортацию "варварской акцией сталинского режима". Наконец, закон, принятый в РСФСР в апреле 1991-го, признал калмыков жертвами геноцида. В современной Калмыкии 28 декабря отмечается как День памяти жертв депортации калмыцкого народа и является выходным. Мама Натальи когда-то пыталась найти родственников в Калмыкии. Однофамильцы нашлись, но – не родственники, увы. Во времена депортации Натальина мама была ещё очень маленькой и совсем ничего не помнит… Вот такая печальная семейная история Сангаджиевых.
Я попытался найти ответ на тайну фамилии в глубинах калмыцкого языка. И вот что обнаружил: Санг – так называется дым, появляющийся при сжигании кипариса, так же именуется ритуал, направленный на очищение энергии человека и окружающего пространства.
Кроме кипариса, который используется чаще всего, есть и другие растения с приятным ароматом, которые можно использовать в ритуале Санг, например можжевельник. Слово Санг означает одновременно "подношение благовоний" и "очищение" — главным образом, посредством огня и дыма.
Обряд "санг" связан в основном со стихией огня. Сжигание санга особенно эффективно, если усиливается действием практики. Самое эффективное время для ритуала Подношение Санга — на восходе солнца. Там, где эта практика делается часто, принято строить специальные очаги (ступы), которые называются Санг-Кханг - место для Санга. Санджи - Сангаджи – Са;;; - Сангажап (санскр.) — Охраняемый общиной (т.е. сангхой буддистов). Санжи - Са;; - Санжай (тиб.) — "Распространяющий чистоту". Тибетский перевод слова "Будда", эпитет Будды. Санджирма – Санжирма - Сан;рма – женское имя, производное от Са;; - Санжай (тибетское слово). Итак, "Сангаджи" – слово, связанное по смыслу с Буддой и духовным очищением.
Вроде бы всё просто и понятно, однако, обратим наше внимание далеко на юго-запад от Калмыкии … на бескрайние просторы африканской пустыни Сахары. Там, в Сахаре и в хребтах Телль-Атлас, на всём гигантском пространстве между Атласскими горами на севере, Сенегалом на юге, и Атлантическим океаном на западе тысячи лет проживает большой союз берберских племён, именуемый санхаджами или муласаминами (араб. ;;;;;;;) (от слова лисам, что означает в переводе с арабского "закутанные"). Берберы — второй по численности после курдов этнос в мире, который не имеет своих национально-автономных образований ни в одном из ныне существующих государств земного шара.
То, что берберы – европеоиды – несомненно. Согласно одной из наиболее популярных версий о происхождении берберов, этнос берберов имеет единые корни с народами, населявшими Иберийский полуостров – современную Португалию и Испанию, У них общая с иберийцами история задолго до попадания в зависимость от Рима. Многие историки и лингвисты в подтверждение этого вывода приводят лингвистическую схожесть берберского и иберо-кавказских языков. Есть мнение, что цивилизация древних берберов дала толчок развитию древнего Египта.
В истории Мавритании повествуется о том, что за несколько тысяч лет до н. э. южная часть современной Мавритании была населена народами негроидной расы, занимавшимися охотой и земледелием. Однако, в I тысячелетии до н. э. с севера началось постепенное заселение страны кочевыми берберами-скотоводами, оттеснявшими негроидов к югу. Берберы образовали конфедерацию племён Санхаджи.
Вполне вероятно, что это племя дало название Сенегалу (переделка из слова Аснаген или Сенаген, берберское множественное число от слова Санаг, то же что Санхаджа). Со временем племя санхаджей проникло далеко на юг в Сенегал, где уже в середине VIII века они образовали значительное государство под властью царей из самой могущественной ветки этого племени - Лемтуны… В середине XI столетия племена Санхаджи были включены в союз альморавидов. В составе которого они принимали участие в завоевании Магриба и Андалузии (Испании).
После вторжения в середине XII века в Магриб арабских племён бену хилаль и сулейм берберы Санхаджи были в значительной степени арабизированы.
Такова история Сангаджей Сахары – от Средиземного моря на севере до Сенегала на юге включительно, именование которых удивительным образом схоже с фамилией Сангаджиевых. Просматривая фотографии берберов, я обратил внимание на естественную красоту и благородство лиц представителей этого племени.


Рецензии