Люди и пчелы. Часть 2

В последней декаде марта позвонил мой приятель, он же пчеловод - Дмитрий Егорович. С того времени, как мы познакомились в конце лета прошлого года, было довольно интенсивное общение и по телефону, и в гости ко мне он заезжал. В результате из просто знакомого он превратился в приятеля. Общение с ним радовало. Дмитрий после общих фраз о здоровье, о погоде сообщил, что в четверг по прогнозу ожидается ясный теплый день и должен состояться облет пчел. Облет - это первый вылет пчел после зимовки, то есть начало нового пчеловодного сезона – праздник, как для пчел, так и для пчеловода. Короче, приятель пригласил меня на праздник.
Я выехал накануне после обеда. Дорога уже подсохла, так как зимы не было и донника тоже. Хоть и весна, но природа унылая, рано еще, зелени нет. Кое-где в кустах зацветают подснежники, приготовились цвести сережки на ольхе и формирует свои «пушистики» ива. Зато небо сияло первозданной голубизной. Состояние дороги показалось мне вполне удовлетворительным -кое-где подсыпана, местами очищены кюветы. И вдруг из-за поворота открылась такая картина: очищенное и выровненное поле, по краям работала техника. От неожиданности я даже остановился. Подобные поля я видел в Советское время после мелиорации. Простор, как на Украине - сколько глаз видит. Правда полной аналогии с Украиной не получалось, местами высились большие кучи выкорчеванных кустов. Эта картина мне явно подняла настроение.  Неужели просыпаемся, неужели приходим в себя. В ближайшей деревне так же велось какое-то строительство.
В таком приподнятом настроении я добрался до пасеки. Егорыч был рад встрече.
В доме сохранялся деревенский уклад. Чистенько, печка натоплена, домотканые половики, видимо, от прежних хозяев. Но «удобства», извиняйте, на улице.
Куда сажают гостя на Руси в первую очередь? Естественно за стол. Традиция укоренилась с прошлых времен. Много Русь пережила, претерпела. А все невзгоды сопровождались голодом. Вот и выработалась у русского человека привычка покормить пришлого.
И опять, как в прошлый раз, на столе появились сначала напитки, а затем еда. Опять любимая «немировская», ну и конечно медовуха. Мне не терпелось спросить об увиденных  преобразованиях, что я и сделал, как только хозяин закончил хлопотать и уселся за стол. Ответ прозвучал как-то сдержанно, что меня удивило: «Москвичи скупили землю»
«Слушай, у тебя «москвич» звучит как ругательство, слава Богу, что не «москали». Ну купили, ну реанимируют, это же лучше, чем вывести деньги в офшоры или в ту же самую Америку с ее ценными бумагами. Местному люду работу дадут. Ну и свой продукт произведут. Гарантия, что зарубежные злые дядьки в результате очередных санкций не оставят нас без продовольствия. От обсуждения темы Дмитрий уклонился. Только потом я узнал, что экспансия москвичей зацепила и его «имение». Отстоял, молодец. Сели вечерять. Вкратце о погоде, ну и далее конечно о вирусе. Тема очень серьезная, очень. Помимо аспекта здравоохранительного, есть еще аспект экономический и политический. Ведь политика и экономика неразрывны. Мы говорили о том, что последствия этой пандемии мы еще очень слабо представляем. Егорыч, в свойственной ему неторопливой, рассудительной манере говорил о том, что далеко не у всех людей есть запасы, которые помогут пережить время спада производства, неизбежное банкротство и потерю работы. Согласились, что может увеличиться преступность – есть-то хочется, а некоторым еще и пить».
Ожидание праздника – 75-летнего юбилея Великой Победы омрачала текущая ситуация.
Я начал разговор о том, что нашлись людишки внутри страны, которые даже рады свалившимся бедам. Также заметил, что возросло количество людей, недовольных действующей властью, которую хотели бы сковырнуть. Тем более, что в последнее время с этим своим «обнулением» власть вызвала у народа еще больше негативной реакции.
Я старался меньше говорить и больше слушать. А Егорович после пары шкаликов «немировской», да заполучив собеседника после длительного одиночества, был рад поговорить.
«Знаешь, сейчас только ленивый не ругает Путина. Много проходимцев, которые на этом просто зарабатывают. Если начать хвалить ВВП, так не будут читать, а вот обвинение во всем буквально идет на ура. Впрочем, он сам виноват. Если бы ушел, ну, скажем, после двух сроков, думаю, что его вспоминали бы добром. Все-таки заслуги у него были. Но его упорство и желание остаться у власти на фоне того, что дела в стране все хуже и хуже, и улучшения не предвидится, всех раздражает. Вспомни февраль 1917-го. Николай так же всем надоел и его вынудили отречься. А ведь это был «помазанник Божий», монарх не избираемый. Сейчас имеем дело с лицом выборным, но цепляющимся за власть до последнего. У меня есть определенная уверенность, что ему не дают уйти те, кто пользуется благами под его прикрытием. Придет кто-то другой, приведет новую команду, опять передел. Ведь придут «голодные» в расчете поживиться. А старых от кормушки отлучат. И где гарантия, что следующий будет лучше предыдущего. Опять же февраль семнадцатого. Все приняли революцию. Дядя царя с красным бантом ходил. Я полагаю, что многие обрадовались переменам на фоне неприязни к Николаю. Неудачный самодержец, слабый, не для России. Кстати ты заметил, что на Руси, как слабый властитель, так заваруха. Не будем вспоминать далекое прошлое, достаточно вспомнить Михаила Сергеевича. Но вернемся в февраль семнадцатого. В наказание за свержение монарха, Богом данного, не знаю Бог ли, скорее, черт послал Керенского. Наверное найдутся несогласные, но трудно найти человека принесшего больше бед, чем он. Разложил все, что можно разложить. Главное армию. Почитай хотя бы Деникина. Бытует такая байка, что на склоне лет Александр Федорович якобы говорил: «Что бы навести в России порядок после февраля семнадцатого, нужно было расстрелять всего одного человека».
Его тут же спрашивали: «Ленина»? «Нет, меня»
Даже если это просто байка, то весьма справедливая. Спасибо большевикам, навели порядок, но какой ценой. Только не подумай, что я в восторге от их методов наведения порядка»
Я решил вернуть: «Насколько я понимаю, ты считаешь, нужен приемник? А ты заметил, что при всей оголтелой критике действующего президента, подчас справедливой и обоснованной, никто не выдвигает кандидатуру приемника. Это еще раз говорит о том, что многие словоблудят ради заработка»
Пользуясь тем, что собеседник начал интенсивно закусывать, я продолжал: «Ты обращал внимание как ведут себя люди, когда заблудятся? Мы в данном случае и есть заблудившиеся. Нас завели посулами свободной, богатой жизни на западный манер. И не только нас. Так вот большинство заблудившихся в панике бегут сломя голову и теряют ориентацию еще больше. Такие рады первому же встречному поводырю, самозванно встретившемуся на пути. А другие, а таких меньшинство, спокойно анализируют и находят верный выход. К сожалению, мы подчас уподобляемся первому типу. А поводыри тут как тут. Не буду называть поименно, но не вспомнить Бориса Николаевича не могу. Лично я смены власти сильно опасаюсь. Упаси Господь от такого приемника как у соседей. А ведь никто не застрахован. А еще хуже вариант, когда приемник придет к власти с помощью наших западных «партнеров» и пятой колонны внутри страны. Ему заявят: «Парень, мы в тебя вкладывались, так что отпиши нам эту скважинку и эту, и еще вон ту.
А ведь могут так разозлить народ, что будут голосовать за кого угодно в пику действующей власти.
Кстати о скважинах. Сейчас многие требуют национализации недр. Любой, кто покусится на эту собственность, будет немедленно уничтожен и охрана не спасет. Кеннеди мы с тобой прошлый раз вспоминали. Так это в Америке, а у нас…
Это же относится и к налогам для крупного и очень крупного бизнеса»
«Так что, положение безвыходное? - перестал жевать Дмитрий, -
Трудно сказать. Недавно слушал Шахнозарова. Он рассказывал, как в тысяча девятьсот восемьдесят седьмом году был в Китае на каком-то кинофестивале. Его слова: «Это была убитая страна. Я был уверен, что она никогда не поднимется». Что такое Китай сейчас я тебе рассказывать не буду. Замечу самое главное, народ-то остался тот же, поменялось только правительство. Мирно, тихо, по закону, путем выборов. Они выиграли в лотерею.  Конечно менять многолетнее и неэффективное руководителя в любой стране надо. Но делать это надо законным путем, через выборы.
В свое время пожизненного монарха мирным путем отрешили от власти, а тут-то должность выборная. Но при этом нужно очень вдумчиво подходить к выбору кандидата. Ведь не секрет, что в таких ситуациях на поверхность выскакивают несостоятельные крикуны, обещающие все блага, лишь бы пробраться к власти. Пример из сравнительно недавней истории. После распада Советского Союза к власти в некоторых союзных республиках пришли диссиденты, которые, исходя слюной, критиковали Советский строй. Никто из них  дольше полугода у власти не удержался. Критиковать  проще, особенно, не предлагая ничего в замен».
Дмитрий молча кивал в знак согласия. Но вот и он нарушил молчание: «Основные наши беды от непомерного казнокрадства. Еще пораньше, когда нефть была в цене, санкции были незначительны, всем хватало и уровень жизни рос, хоть и не так быстро, как хотелось бы. Дворы заполнялись машинами. Все больше желающих хотели отдохнуть за границей. Резко увеличилась продажа жилья. Но произошли известные события. Казна оскудела, а аппетиты казнокрадов остались прежними или даже увеличились – мало ли не хватит. Уровень жизни стал расти с отрицательными значениями. Если бы рост был, пусть не велик, но постоянно - было бы меньше недовольных. Наверное помнишь, как при Сталине каждый год проводилось сокращение цен. Уценивали на сущие копейки, но ежегодно, в послевоенную разруху, народ ждал и приветствовал. Эффект был больше политический, чем экономический».
Я рискнул объяснить явление казнокрадства у нас в стране, то есть его всплеск в постперестроечные годы: «Мы все жили примерно одинаково от получки до получки. И вдруг некоторым открылась возможность практически безнаказанно запустить руку в государственный карман. Мало, кто устоит. А тот, кто устоит в этой компании не приживется, его выживут».
«Ну так что, по-твоему коррупция непобедима, следовательно улучшения ждать не приходится»?
«Все течет, все изменяется. Может и у нас найдется свой Ю, повезло же Сингапуру. Многие страны через это прошли, извлекли уроки, ну и свели к минимуму это явление. Опять же соседи, только не на юге, а на севере – Финны.  Коррупция у них не только преступление – это великий позор, что в воспитательных целях более действенно. Так что или победим, или развалимся, третьего не дано».
«Однако засиделись мы с тобой, давай ложиться. Утро вечера мудренее».
Полная луна светила в окно далеким мощным прожектором. Я вышел на улицу. Светло и неправдоподобно тихо. Для городского жителя тревожно тихо. На сон грядущий ложка меда с теплой водой – лучшее снотворное всех времен и народов.
«Хочешь вспомнить детство золотое – поспать на печке?»
Я согласился. Утром восторга не испытал, все бока отлежал на кирпичах. В детстве почему-то было лучше.
Позавтракали уже поздно. Проверили еще раз оборудование и инвентарь, необходимые для предстоящей работы на пасеке во время первого весеннего осмотра пчел.
Солнце уже стояло в зените, когда из ульев сначала робко по одной, затем массово с веселым жужжанием на свободу вылетали пчелы. Они, купаясь в теплом воздухе, интенсивно опорожняли кишечник, переполненный за зиму. Ведь эти чистоплотные насекомые в улье не опорожняются. Чего не скажешь о некоторых людях, которые так и норовят нагадить, особенно в чужой хате.
Мы, радуясь вместе сними, делали необходимые в таких случаях операции. Бегло осмотрели семьи. Убедились, что матки целы и работают, что кормов достаточно, в ульях сухо. Вычистили донья от погибших за зиму пчел. Снабдили водой. Максимально утеплили ульи, прочитали молитву пчеловода и пошли обедать.
После обеда я засобирался домой. Дима подарил мне баночку меда с прополисом. Первейшее средство, по его мнению, в период весенних простуд. Договорились, что я приеду помогать ему качать мед в конце лета.
Егорыч потянул меня к скамеечке: «Давай присядем на дорожку.  Оглянулся по сторонам, как-будто кто-то мог нас подслушать и вдруг выложил: «Я уверен, что Россия - одна из немногих стран, которая может пройти этот кризис без потерь, а может  даже с некоторым ростом»
Я заинтересовался: «Что же для этого нужно?»
«Все просто, наложить строжайшее табу на казнокрадство. Это покроет все издержки карантина, падение цен на нефть, и другие затраты»
«Ты наверное  Адама Смита начитался. Что касается финансовых выкладок, наверное так оно и есть, но ты объясни, кто на кого будет накладывать «табу»?»
«Дима, не вводи в грех. Плохо говорить о начальстве - великий грех! Всякое руководство от Бога» - этой шуткой я избежал дискуссии, которая могла отсрочить мой отъезд.
«Ну, хорошей дороги, праведник»
Несмотря на карантин, мы пожали друг другу руки и я уехал.
По дороге я вспоминал пчел и мысленно им завидовал.
Им хорошо. Ими управляет кто-то очень мудрый. И нет у них ни казнокрадства, ни коррупции, ни бедных, ни ненасытных богатых. Ни зависти, ни обоюдной злобы. Если и приключаются какие-то беды, так это, как правило от людей неразумных. Может они созданы нам в пример, а мы того не понимаем? Не зря говорят, что если вымрут пчелы, то следом вымрут люди. Так что давайте беречь пчел и друг друга.


04.2020


Рецензии
Это скорее не рассказ о пчёлах, а приглашение к дискуссии. Но сам факт того, что действие разворачивается на пасеке, интересен. Я тоже восхищаюсь обустройством жизни улья. Мой отец занимался пчёлами, я ему помогал. Кстати, надо будет написать рассказ о характере пчёл. Один эпизод я уже рассказал. Сегодня опубликую специально для Вас. Называется " Шотландские стрелки" С уважением Александр.
PS Мысли о политике полностью поддерживаю.

Александр Дубовский 2   22.12.2021 21:14     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.