Род С-М. Мир деревни Кошелёвка

1889 год был уже «беременным» судьбоносными войнами и революциями начала XX века, а в деревне Кошелёвка Богдановской волости Лихвинского уезда Калужской губернии жизнь её жителей шла своим традиционным многовековым крестьянским чередом, истоки которого, практически не меняясь, исходили из XIV века от Р.Х. Автор ранее в этой книге уже поведал многое из истории исконно русского и древнего поселения на территории Лихвинского уезда Калужской губернии с названием деревня Кошелёвка. Теперь назрела необходимость описать это место и её обитателей более конкретно, опираясь на известные учётные документы, к которым относятся, например, ревизские сказки и метрические книги Лихвинского уезда; планы генерального межевания земель; экономические описания уездов российских губерний; списки населённых пунктов и списки владельцев деревень, сёл, пахотных земель, лугов, сенокосов и лесов.

В открытом доступе всемирной сети Интернет существуют иные исторические источники данных, например, приказные (административные) акты, архивные фонды и документы, которые помогут нам уточнить мир и события в мире непосредственно вокруг Кошелёвки в нужное нам время зарождения стародавних русских традиций, в частности, событий в 1889 году, когда родился дедушка по отцовской линии рода Суворовых – Егор Иванович Суворов.

Мы знаем, что первичной информацией о деревне Кошелёвка (прежнее название д. Кошелева) являются данные государственных архивов. Например, в источнике с наименованием: «Список населённых мест Калужской губернии», изданным Калужским губернским статистическим комитетом в 1914 году на стр.48 записано, что «по данным 1912 года в деревне Кошелевка, число жителей: мужчин - 50; женщин – 63». Из этой записи мы имеем важную информацию о малом количестве жителей этой глухой деревни, расположенной в месте с географическими координатами: широта
54°17;46;N (54.296171), долгота 36°40;46;E (36.679541) и адресом:  «Кошелевка, деревня, Богдановская волость, Лихвинский уезд, Калужская губерния» (источник: Сайт Народный архив Калужской губернии. Козельский, Лихвинский и Тарусский уезды. Информация о деревне Кошелевка).

Конечно, лучше всего было бы зайти и открыть в фондах Государственного архива Тульской области (ГАТО) и конкретно посмотреть следующие дела:
ГАТО фонд 93 опись 1. Лихвинский уезд. МК рождение, брак, смерть 1857-1902 гг. МК рождение 1846-1893 гг.
ГАТО фонд 93 опись 2. Лихвинский уезд. МК рождение, брак, смерть 1872-1908 гг. МК рождение 1889 г., МК браки 1903 г.
ГАТО фонд 93 опись 3. Лихвинский уезд. МК рождение, брак, смерть 1909-1915 гг. МК рождение 1904 г.
или
в фондах Государственного архива Калужской области (ГАКО), в которых есть по
Лихвинскому уезду и ревизские сказки (РС), и метрические книги (МК), и инвентаризационные ведомости (ИВ). Например в фонде №86, 3-я опись, есть такие дела:
012 Ревизские сказки Лихвинского уезда 1782 год,
013 Ревизские сказки Лихвинского уезда 1782 год,
014 Ревизские сказки Лихвинского уезда 1782 год,
015 Ревизские сказки Лихвинского уезда 1782 год,
060 Ревизские сказки Лихвинского уезда 1795 год,
061 Ревизские сказки Лихвинского уезда 1795 год,
062 Ревизские сказки Лихвинского уезда 1795 год,
106 Ревизские сказки Лихвинского уезда 1811 год,
107 Ревизские сказки Лихвинского уезда 1811 год,
108 Ревизские сказки Лихвинского уезда 1811 год,
167 Ревизские сказки о крестьянах Лихвинского уезда 1816 год,
168 Ревизские сказки Лихвинского уезда 1816 год,
169 Ревизские сказки г. Лихвин и уезд 1816 год,
264 Ревизские сказки Лихвинского уезда 1834,
265 Ревизские сказки Лихвинского уезда 1834,
266 Ревизские сказки Лихвинского уезда 1834,
267 Ревизские сказки Лихвинского уезда 1834,
268 Ревизские сказки Лихвинского уезда 1834,
365 Ревизские сказки о купцах и мещанах по г. Лихвин за 1850 год,
419 Ревизские сказки о мещанах города Лихвин 1857-1858 гг.,
476 Ревизские сказки Лихвинского уезда 1858 год,
477 Ревизские сказки Лихвинского уезда 1858 год,
478 Ревизские сказки Лихвинского уезда 1858 год,
в 86 фонде, опись 5:
30 Подушная опись Лихвинского уезда экономической Добринской волости за 1821 год,
43 Ревизские сказки Жиздринского, Лихвинского и других уездов Калужской губернии за 1833-1836 гг., 1833-1836 гг.,
76 Документы Лихвинской уездной ревизской комиссии о подготовке и проведении 10 народной переписи населения (Население/переписка, доп. сведения о неучтенных лицах, доверенности помещиков) 1857-1858 гг.

Автор уверен, что в деле поиска родственников и однофамильцев большое подспорье было бы в Книгах записей актов гражданского состояния (ЗАГС) Советов депутатов Лихвинского уезда 1919 года. Также многое можно было бы узнать в в Метрических книгах (МК) Лихвинского уезда 1865-1918 гг., в частности, в МК церкви волостного села Богданово Лихвинского уезда, к которому была приписана деревня Кошелёвка. Село Богданово (кстати, - «Богом данное») — «село Лихвинского уезда Калужской губернии, лежит между двух больших прудов, под 6°20; в. д. и 54°13; с. ш. К юго-востоку (ЮВ) большие высоты — 127 саж. Здесь большой чугуноплавильный завод, называется «Богдано-Петровский», жителей – 478 душ обоих полов. От города Лихвина — 28 вёрст. Вся местность эта как бы создана для развития заводской промышленности. Каменный уголь лежит неглубоко; железных руд в изобилии». (Источник этих данных: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: «Богданово, село Калужской губернии». Словник: «Битбург – Босха». Т. IV (1891). С.159).

Именно начало развития заводской промышленности в округе деревни Кошелёвка определило судьбу рабочей молодёжи, потомков древних крестьянских патриархальных родов, к которым относятся дети и внуки Егора Ивановича Суворова, прадеда рода Суворовых. Пока же в конце XIX века (1889 год) в деревне Кошелёвка крестьяне живут по порядкам и заветам, заведённым ещё в XV-XVIII веках, когда на этих землях хозяйничали «верховские» князья Воротынские и Одоевские. «Верховские- это значит, в верховьях реки Ока.

Казалось бы, что предкам нашего рода Суворовых до верховских князей Воротынских и Одоевских? Однако, цитатное изложение из источника: «К истории удела князей Одоевских // Русский дипломатарий, Вып. 7. М. Древлехранилище. 2001. © текст - Антонов А. В. 2001, © сетевая версия - Тhietmar. 2015, © OCR - Андреев-Попович И. 2015, © дизайн - Войтехович А. 2001 , © Русский дипломатарий. 2001) позволяет достоверно и документально установить изначальную историю и хронологию Лихвинского уезда, на территории которого уже в начале 1492 года мог быть или был стан-кош Кошелева или Кошелёвка, малая родина родоначальников рода Суворовых по отцовской линии. Это цитатное изложение позволит познать и чувственно воспринять тот окружающий мир Лихвинского уезда, в котором формировался наш род Суворовых.

В конце XV от Р.Х. века земли, города-крепости, сёла, станы и коши Одоевско-Новосильского княжества принадлежали служилым князьям, участникам военных походов XIV-XV веков. Известно, что сам городок Одоев принадлежал в долях князю по жребию князьям Семёновичам Одоевским, причём половина города была во владении из ближайшего сородича князя Ф.И. Одоевского. В те времена «такое подолевое владение стольным городом было обычной межкняжеской нормой». Кстати, захват братьями-князьями Семёновичами половины Одоева сопровождался захватом земель в волостях князя Фёдора Ивановича Одоевского, которые непосредственно примыкали к Одоеву. Таким образом, «большое княжение» – это собственно половина Одоева и тянувшие к нему близлежащие волости и сёла, в том числе и главный княжеский удел – Лихвин.

Московский великий князь Иван III распорядился дольницей князя Фёдора Одоевского, а по сути «большим княжением» Одоевским, ещё до составления духовного завещания, то есть не позднее декабря 1503 года. «О принадлежности князьям Василию Семёновичу и его племянникам Федору и Роману Ивановичам Одоевским какой-то части Одоева косвенным образом свидетельствуют их военные назначения за 1507, 1531, 1533, 1539 и 1540 годы (то есть они находятся в Одоеве или около него)». Вместе с тем, «из контекста летописных сообщений и разрядных записей за 1507, 1516, 1527, 1531 и 1535 г. однозначно следует, что в Одоеве имел владения и князь Иван Михайлович Воротынский».

Уже после смерти князя Ивана Михайловича Воротынского (21 июля 1535 г.) в июле 1537 г. в качестве воеводы в Одоеве служит князь Ф.А. Прозоровский и при нём впервые упомянут наместник московского Великого князя С.Г. Сидоров. В 1538/39 г. воеводами в Одоеве были князь Р.И. Одоевский и сыновья князя И.М. Воротынского – Михаил и Александр, а в июле 1540 г. там находился князь Ф.И. Одоевский. «Это последнее по времени известие о пребывании князей Одоевских на службе в Одоеве. В дальнейшем назначения туда получали только князья Воротынские и великокняжеские воеводы».

Автор так подробно «окунается» в волны истории Лихвинского уезда потому и для того, чтобы он сам и читатели, пользователи этой информации, ощутили дух времени, коллизии событий, фактологический реализм происходивших событий и историй. Чтобы мы ощутили тот информационный фон, который, несомненно, составлял мир слухов, былин, легенд и сказов простых крестьян, обитателей многочисленных возникающих и исчезающих во времени станов, сторож, деревень и сёл. В этом ноосферном информационном поле топонимов, названий поселений, фамилий и имён обязательно прозвучат знакомые и близкие названия, которые и сейчас существуют в пространстве Суворовского района Тульской области (наследника исторического Лихвинского уезда Калужского наместничества). Поэтому дальнейшее цитатное изложение источника этих данных будет максимально кратким и не утомительно точным.

Важная цитата: «Выпись из лихвинских писцовых книг 1626–1627 гг. на вотчины Афанасьевского девичья монастыря, располагавшегося на посаде в Лихвине, называет владения обители «даньем» разных представителей рода князей Одоевских. Как сказано в выписи, которая в свою очередь опирается на показания приправочных книг князя Ивана Ростовского и Семейки Александрова 1563/64 г., сам монастырь был основан супругой князя Семена Одоевского и матерью князя Данилы княгиней-старицей Анисьей. По её же повелению в монастырском селе Березовом, находящемся примерно в 12 км южнее Лихвина на правом притоке Оки речке Березовке, была воздвигнута Никитская церковь, а деревни, образовавшие впоследствии это село, были пожалованы монастырю еще ее мужем – «князь Семенова данья после матери их старицы Анфисы с сестрами».

«Кроме того, приправочные книги 1563/64 г. сохранили упоминание, вероятно, заимствованное писцами непосредственно из грамоты, о взимании княгиней Анисьей Одоевской оброка с монастырских угодей – «а оброку с того ухожея и с езу и рыбные ловли княгине Онисье шло по два пуда меду на год да пошлин кадошного с кади по денге». Данная информация имеет прямое отношение к истории рода Суворовых-Максимовых, потому что наша бабушка по отцовской линии Анисья Сергеевна Суворова, жена нашего деда рода Суворовых Ивана Егоровича Суворова, была уроженкой деревни Волки Лихвинского уезда и была названа в память Анисьи (Онисьи) Одоевской. Об этом у автора сохранились смутные, туманные, но отчётливые воспоминания о разговоре в конце 50-х годов XX века моего отца, Сергея Ивановича Суворова и его матери, моей бабушки Анисьи Сергеевны Суворовой (Ивановой).

Всё, что автор почерпнул из указанного выше источника, прямо характеризует и описывает мир, в котором возникали, существовали и развивались крестьянские поселения, в которых сохранялась вера в силу жалованных княжеских милостей, даяний и грамот, в силу «княжеского законного слова». Традиционно на Руси издревле слово данное либо под языческой клятвой богами, либо с обещанием любой жёсткой кары за нарушение слова-обещания, либо под крестное знамение, называлось «княжеским словом» (как потом, в XIX веке, это будет «купеческое слово»), потому что слово князя (владетеля земли и людей), так же как слово Божие, сказанное священником, имело магическую силу закона. Недаром говорится: «Слово – закон», «Слово – серебро, молчание – золото», «Вначале было Слово. Слово было у Бога. Слово было Бог». Вот почему на очень долгое время в инстинктивном, врождённом и наследственном сознании русских людей, в том числе в роду Суворовых, навечно закрепилось понятие: «Старший приказал», «Сказал – сделал», «Давши слово – держись, а не давши – крепись».

В Писцовых книгах Лихвинского удела князей Одоевских есть документальное свидетельство о методе наделения князьями Одоевскими служилых людей земельными участками и угодьями. Так «при описании одной из порожних пустошей в Свободском стане записано: «Пустошь что была деревня Колпоковская Прохорова на речке на Тюфенке, что было в поместье за лихвинским за городовым разсылщиком за Федкою Потаповым сыном Сущова – старое ево поместье княж Данилова данья Одоевъского». Таким способом Великий князь московский, наместники и удельные князья осуществляли поместное обеспечение служилых людей, делая их помещиками. Вот откуда многочисленные селища и деревни с названиями, означающими их принадлежность какому-то конкретному человеку, например, деревня Кошелева, название которой со временем сменилось на Кошелёвка или деревня Суворово того же Лихвинского удела (уезда).

Восточный рубеж лихвинских земель проходил немного севернее течения Вепринки, в бассейне которой находим село Княж Михайлово, село Точну и деревню Юрово. Далее восточная граница проходила по верховьям Черепети, а затем Большой и Малой Колодни. Среди восточных пограничных населенных пунктов ныне находим на карте деревни Матюково, Зяброво, Суворово (на речке Черепётке), Марково, Судово, Володино (на речке Черепети) и далее на юг Брусовое, Оленина и село Вялино-Мухор (в верховьях Большой и Малой Колодни).

Южная граница владений князей Одоевских на правобережье Оки проходила по линии – деревни Мощеное (соседнее село Николо-Гастунь относилось уже к Белевскому уезду), Поляны, Мишнево, река Упа, сёла Болотское, Апухтино и Глинище, лежащее в верховье Сухой Вагцы. Следует отметить, что писцовые книги относят к Великовейскому стану Лихвинского уезда все земли по правобережью Упы, называя крайней деревню Русаново (сегодня это Дальнее Русаново), лежащую в 6 км к западу от Крапивны.

Однако, как видно из «сотной» Настасова монастыря 1565 г. и «духовной» князя М.И. Воротынского 1566 г., вся юго-восточная часть Великовейского стана была приписана к Лихвинскому уезду позднее, а в середине XVI в. она входила в состав удела князей Воротынских и представляла собою Павловский стан Одоевского уезда с центром в селе Павловском, расположенном на правом берегу Упы примерно в 12 км от Одоева выше по её течению.

Вот так, Писцовые книги, касающиеся земель и угодий, вывели нас на Родословие князей Одоевских, владетелей княжеского Лихвинского удела, которая стала образцом для ведения семейных и родовых родословий, правда, больше устных, чем письменных поместных служилых людей, которые гордились своей историей, своими героическими делами, делами старины глубокой. «Все без исключения редакции родословия князей Одоевских, в том числе наиболее ранние (1530-1550-х гг. XVI в.), единодушно называют князя Семёна Одоевского – сыном среднего из трех братьев Семеновичей – князя Василия Швиха; соответственно князя Данилу Семёновича Одоевского - его внуком, а князя Никиту Одоевского – сыном князя Романа и внуком старшего из Семеновичей – князя Ивана Одоевского. Других лиц с такими именами родословие князей Одоевских тех лет не знает».

Цитируемый автором Источник: «К истории удела князей Одоевских // Русский дипломатарий, Вып. 7. М. Древлехранилище. 2001. Сообщает, что князь Данила Семёнович в 1549/50 г. был воеводой в Мценске, в 1550/51 г. – в Козельске, в 1552–1553 гг. он вновь получает назначение в Мценск, в 1555–1556 гг. он находится с какими-то силами на реке Нугри (левом притоке Оки), по-видимому, прикрывая Г.И. Нагого, «делавшего» тогда город Волхов, а после завершения строительных работ в 1557 г. он был назначен туда воеводой и пребывал там до 1560 г.

Начиная с лета 1555 г. князь Данила Семёнович (Одоевский) регулярно участвовал в походах «по вестям», сначала в качестве сторожевого головы, охранявшего царский стан, а затем и полковым воеводой. В июле 1562 г. во время неожиданного набега крымских татар русские силы были собраны в Серпухове, откуда под командованием князя М.И. Воротынского они выступили ко Мценску. В этом походе Данила Семёнович был назначен воеводой передового полка, однако, как следует из разрядной записи, он был оставлен в Серпухове по болезни. Последний раз он упоминается в разряде Полоцкого похода 1562/63 г. В декабрьской росписи 1562 г., составленной в Можайске, он записан в царском полку, сначала среди сторожевых голов, которым надлежало охранять стан царя Ивана IV Грозного, а затем в числе есаулов (что-то вроде воевод на посылках или, даже, ординарцев, выбираемых обычно из числа молодых людей), причём, и в том и в другом случае, его имя пишется без «вича», чего, кроме записи в Дворовой тетради, ранее не наблюдалось. Видимо, князь Данила Семёнович (Одоевский) крепко попал в опалу грозного царя.

После исполнения обязанности сторожевого головы и охраны царского стана в 1555–1556 гг. князь Данила Семёнович «пошёл на повышение» и стал полковым воеводой, затем его назначили есаулом-наставником к молодым служилым людям и поставили во главу их списка. Возможно, князь попал «под царскую раздачу», так как в опалу отправили князей Воротынских (сентябрь 1562 г.), после которой князья Данила и Никита Одоевские на время стали единственными владетельными князьями в верховьях Оки (верховскими князьями). Царь Иван IV Грозный, известный своей подозрительностью, мог специально держать их возле себя, дабы исключить всякую возможность их отъезда в Литву. Всё может быть тогда, но после 1562 г. имя князя Данилы Семёновича Одоевского в источниках больше не встречается. Согласно родословцам, мужского потомства он не оставил.

Князь Никита Романович Одоевский впервые упомянут в источниках на свадьбе князя Юрия Васильевича в сентябре 1547 г., в 1562/63 г. в качестве есаула он участвует в Полоцкого походе, в 1565–1568 гг. он получает уже воеводские назначения, в 1570 г. входит в состав опричного двора русского царя Ивана IV Грозного, а в 1571 г. становится боярином. Летом 1573 г. он попал в царскую опалу и был по неизвестной причине казнён вместе с князем М.И. Воротынским и М.Я. Морозовым. Его старшая сестра Евдокия 28 апреля 1555 г. была выдана замуж за старицкого князя Владимира Андреевича и в итоге погибла вместе с мужем и детьми 9 сентября 1569 г. Другая, по-видимому, младшая сестра князя Никиты Романовича Оболенского, имя которой пока неизвестно, была замужем за князем Борисом Ивановичем Мезецким. Сыновья князя Никиты Романовича – князья Михаил, Иван Большой и Иван Меньшой действовали в 1580–1590-х гг. и оставались к тому времени единственными представителями рода князей Одоевских.

Уже в 1563/64 годах Лихвин не принадлежал князьям Одоевским и земли ликвидированного Лихвинского удела князей Одоевских были записаны (переведены) в общерусскую государственную систему налогообложения. В октябре 1564 года Лихвин впервые упоминается в разрядах местных городов, а в январе 1565 года обе его половины были взяты русским царём Иваном IV Грозным в опричнину. С этого момента точно начинается предыстория стана-коша и будущей деревни Кошелёвка.

Владения князя Данилы Семёновича Одоевского был обладателем большей части Лихвинского удела. Его владения простирались по обоим берегам Оки, в то время как известия о землях его троюродного брата князя Никиты Романовича Одоевского относятся только к северной части её левобережья. Выморочная доля Лихвинского удела князя Д.С. Одоевского после его смерти была отписана на имя царя Ивана IV Грозного. Тоже самое произошло с землями и князя Никиты Романовича Одоевского. В духовном завещания 1572 г., среди передаваемых сыну Ивану тверских земель Иван IV Грозный называет Кашин и уточняет его былую владельческую принадлежность – «что было за Одоевским». Царь Иван Грозный не случайно назвал только фамильное прозвище князей Семёновичей, так как в то время единственным князем Одоевским был Никита Романович. Эти слова в завещании царя свидетельствуют о распространённой практике обмена землями между владетелями, между русским царём и местными князьками. После смерти князя данилы Одоевского его выморочные земли стали принадлежать русскому царю, а остальную дольницу Лихвинского удела царь обменялся с князем Никитой Романовичем Одоевским на земли тверского Кашинского удела (уезда). Попробовал бы князь Никита Романович Одоевский не согласиться на этот обмен с Иваном Грозным... Таким образом, документально засвидетельствовано, что с 1572 года земли, угодья, леса и поля, дороги и пашни, ухожья и вотчины Лихвинского удела (уезда) принадлежали русскому государству в лице русского царя Ивана IV Грозного.

Несомненно, где-то и когда-то современниками и участниками описанных событий, может быть их созерцателями, а может быть активными участниками, были пра- предки рода Суворовых, так как их жизненный ареал (от лат. area: область, площадь, пространство) — область земной поверхности какого-либо события, явления, сообществ, сходных условий или объектов, непосредственно относится к Лихвинскому уделу (уезду).

Зная традиции, обычаи и ритуалы русского крестьянского быта, мировоззрения и хозяйственного опыта XIV-XVIII веков, а также учитывая относительную историческую замкнутость конкретно крестьянского мира обитателей поселений, деревень и сёл Лихвинского уезда, можно с уверенностью поведать о крестьянском мире деревни Кошелёвка в XIX веке, многие следы, предметы, вещи, традиции, обычаи и технологии которого сохранились даже до 50-60-х годов XX века. Во всяком случае избы и бревенчатые хозяйственные постройки рода Суворовых, многие домашние предметы быта и сельскохозяйственные орудия, а самое главное, созданные моим прадедом Егором Ивановичем Суворовым и дедом – Иваном Егоровичем Суворовым изделия, сохранились в первозданном виде столетней давности.

Мой дед Иван Егорович Суворов перенял по наследству от отца не только родительский дом, земли, покосы, луга, плотину и мельницу на плотине, но и весь набор сельскохозяйственных орудий, приспособлений и инструментов, созданных прадедом, другими родственниками рода Суворовых и крестьянами – жителями деревни Кошелёвка. Прадед автора Егор Иванович Суворов был не только управляющим помещичьих владений и имения, но и «мастером золотые руки». Он был грамотен, умел вести учётные дела и документы, выполнял обязанности старосты в деревне, рассуждал споры односельчан, представлял их интересы и нужды перед волостным и уездным начальством.

Такая работа и такие обязанности отнимали много времени у нашего прадеда рода Суворовых, поэтому Егор Иванович Суворов передал ведение своего крестьянского домашнего хозяйства своим братьям, родственникам, членам семьи. При этом в натуральном хозяйстве рода Суворовых в деревне Кошелёвка делалось буквально всё: пахалась земля, сеялись рожь, пшеница и овёс, гречка и просо, картофель и овощи, был большой яблоневый и вишнёвый сад. Мельница на пруду от речки Тосьминка принадлежала не роду Суворовых, а всему обществу крестьян деревни Кошелёвка, но в то же время, ею заведовал кто-то из рода Суворовых. Естественно, «заведование» общественным или помещичьим имуществом давало некие преимущества их владельцам и пользователям. Вот почему род Суворовых все эти века и многие годы жил и работал артельно, со всеми пользами и пороками этого образа жизни. Причём, чтобы управлять родовой артелью, Егору Ивановичу Суворову «на роду было написано» быть суворым, суровым, строгим.

Совсем иную судьбу определил наш прадед Егор Иванович Суворов своему сыну – Ивану Егоровичу Суворову. Он не только добился того, что сын Иван овладел грамотой, но и добился, чтобы Иван Егорович стал ещё большим мастером, чем он сам. Наш прадед Егор Иванович Суворов выбрал для своего сына Ивана «самую современную специализацию» в мире крестьянских дел XIX века – кожевенное дело и механизацию натурального сельского хозяйства. Почему? А вот почему…

На картинке: Мир русской деревни в XIX веке. Фото сайта: «История: факты и символы». Научно-теоретический и прикладной журнал-онлайн. Статья: Формы поведения сельского населения юга России в XVIII веке». Статья выполнена при поддержке гранта РФФИ, проект №8-39-20001. Авторы: Ляпин Денис Александрович. УДК 94(470) «16/18». DOI 10.24888/2410-4205-2019-18-1-4153. Опубликовано 15 марта 2019 года в №18. Типичный облик и вид русской крестьянской деревни конца XIX века.


Рецензии