Чекменев Василий Дмитриевич 1919-1943

https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=60945737
https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=402773012

Чекменев Василий Дмитриевич родился в 1919 году в станице Дебальцево Енакиевского уезда (ныне Донецкой области) на Украине.

В ряды РККА был призван в 1939 году в городе Красный Сулин Красносулинским ГВК Ростовской области.

Где он воевал, пока неизвестно. Но Василий Чекменев считается пропавшим без вести в мае 1943 года.

Вместе с ним на фронте воевал его младший брат Анатолий, который погиб 27-го апреля 1943 года у Табак - совхоза (поселок Армянский) Крымского района Краснодарского края. (См. http://proza.ru/2020/05/11/2198)

В годы войны семья Чекменевых жила в соцгороде, дом 1, кв.32 (ул.Назарова, дом 6, кв.32).

О семье Чекменевых мы можем узнать у Старжинского Николая Ивановича. Он с декабря 1943 года находился в Двигательстрое в эвакогоспитале №4654 и написал об этом целую книгу «Живая вода».[1]

В предисловии Старжинский пишет:
«Это поспешные штриховые наброски, рисующие возникновение нового госпиталя, – одного из не очень многих, созданных в то время в Дагестане, - его замечательную деятельность, его завидную судьбу.

Автор очерков не исследователь и не историк, он всего лишь участник отечественной войны, раненый на фронте и взявший в руки перо на время вынужденного досуга. Он писал потому, что не мог не написать об этом».

Нет смысла описывать содержание книги, но некоторые выписки о начале работы госпиталя хочу привести.

«…Одной из первых была принята [в госпиталь] пожилая домашняя хозяйка Чекменева. Ее муж был знатным человеком завода, старым заслуженным производственником, мастером цеха, оба сына на фронте, дочь в оборонном техникуме. Не так давно она получила известие, что старший ее сын пропал без вести.

Она первая из общественниц пришла убирать будущие палаты, а теперь первая подала заявление с просьбой принять ее в госпиталь санитаркой.
– Не хочу отставать от своей семьи, - сказала она при этом хриплым надорванным голосом. И вся она была какая-то хилая, надломленная, с длинным худым морщинистым лицом.

Заметив критический взгляд капитана, устремленный на ее, иссушенную годами и заботами, фигуру и поняв его сомнения, она добавила:
– Нет, Вы не сомневайтесь. Я знаю, что это тяжелая работа. Но я выносливая. Как же это можно, чтобы раненым не помочь? Ведь это наши родные…
Да, что говорить, - она отвела глаза в дальний угол.

– Я кровь свою, всю свою кровь готова по капельке отдать для них, для сынов наших дорогих.–
Она произнесла это каким-то очень ровным и как бы даже равнодушным голосом. И только ее печальные запавшие, словно бы выгоревшие от иссушающего внутреннего жара, глаза говорили о сдерживаемых, запрятанных глубоко в сердце страданиях и скорби».

Не раз Старжинский в повести возвращается к рассказу о Чекменевой Марие Яковлевне. Вот еще он пишет о ней и медсестре Наде Козловой:

«…они ухаживали за каждым раненым как за своим. В этом, по-видимому, и заключался секрет их успеха, секрет того необъяснимого на первый взгляд явления, что на работе они почти не испытывали усталости, душевного изнеможения, отвращения к крови и гною, что порой они забывали даже поесть, забывали о себе, о своих личных радостях и невзгодах, – таким могущественным и ревнивым было это чувство материнской ответственности, безраздельно овладевшее ими и превратившее их в скромных маленьких героинь. Если бы кто-нибудь назвал их работу подвигом, они искренне удивились бы, а может быть и рассмеялись:
– Подвиг! Скажете тоже!... Подвиги наши сыновья и мужья совершают там на фронте…
Но подвиги, незаметные и скромные подвиги совершали и они».


Не было добрых вестей о сыновьях с фронта.
Старший Василий считался пропавшим без вести в мае 1943, на младшего Анатолия пришла похоронка о его гибели в апреле 1943.
Но сердце матери не сдавалось, и она, как многие, верила и надеялась на чудо.

Нет, чуда не произошло.

Стоит в Каспийске Обелиск, горит перед ним Вечный огонь, огонь памяти о тех, кто отдал свою жизнь ради нашего мирного неба.
На мраморных плитах у Вечного огня выгравированы фамилии братьев Чекменевых.

Чтобы помнили.


Фото Василия Дмитриевича Чекменева взято на сайте «Дорога памяти» https://foto.pamyat-naroda.ru/detail/2758175

[1]  Живая вода / Старжинский Н.. - Махачкала: Даг. гос. изд-во, тип. им. Кирова, 1946


Рецензии