Род С-М. Жизнь прадеда рода Суворовых

Вероятная хроника жизни Егора Ивановича Суворова – прадеда рода Суворовых в XIX – начале XX века (на основе статистических данных):

1862 год. Вероятный (расчётный) год рождения прадеда рода Суворовых – Егора (Георгия) Ивановича Суворова – в деревне Кошелёвка Богдановской волости Лихвинского уезда Калужской губернии.

1865 год. Вероятный (расчётный) год рождения прабабушки рода Суворовых. Имя, отчество и девичья фамилия прабабушки, а также место её рождения и проживания до замужества пока автору неизвестны. После венчания Егор Иванович Суворов и его жена жили в деревне Кошелёвка.

1871 год. Девятилетний Егорка Суворов закончил обучение в сельской школе деревни Кошелёвка и активно помогает родителям в натуральном сельском хозяйстве родового дома. Сколько и какие у Егорки братья и сёстры – неизвестно. Основное занятие Егорки Суворова в домашнем хозяйстве – выпас скота и лошадей «в ночном» дозоре.

1876 год. 14-летний Егорка Суворов поступает в артель кожевенного производства учеником шорника и скорняка (неизвестно чью и где). Он обучается изготовлению конской упряжи (ременной упряжи, конной упряжной сбруи), в том числе шоры – конской упряжи без хомута или оголовка, а также «немецкой упряжи» со шлеей и лямкой. Одновременно Егорка участвует в изготовлении родовой артелью рода Суворовых телег, саней, повозок, бричек и других сельских транспортных средств. Кроме этого, Егорка овладевает навыками скорняка.

1880 год. 18-летний Егор Иванович Суворов становится признанным шорником (римарем, лимарем) специалистом
по изготовлению конской упряжи и скорняком – специалистом по выделке мехов из шкур, по подбору мехов и шитью меховых изделий. При этом Егор Суворов самостоятельно, по своей охоте овладевает специальностью сапожник, потому что, участвуя в натуральном домашнем хозяйстве, ремонтирует, а затем и начинает шить кожаную обувь для всех членов семьи Егора Ивановича Суворова, родных, родственников и домочадцев.

1883 год. Егору Ивановичу Суворову 21 год от рождения и он мог быть призван в российскую армию, но жребий или иная какая-то причина освободила его от всеобщей воинской повинности. По реформе главы российского Военного министерства Д.А. Милютина (1861-1881) 1873 года с 1 января 1874 года на смену рекрутской системе пришла всеобщая воинская повинность. Все мужское население, достигшее 21-летнего возраста, без различия сословий, 6 лет служило непосредственно в строю и 9 лет числилось в запасе (для флота — 7 лет действительной службы и 3 года в запасе). Отслужившие сроки действительной службы и в запасе зачислялись в ополчение, в котором пребывали до 40 лет. От действительной службы освобождались: единственный сын; единственный кормилец в семье при малолетних братьях и сёстрах; призывники, у которых старший брат отбывает или отбыл срок действительной службы. Остальные годные к службе, не имевшие льгот, тянули жребий. Все годные к службе, в том числе и льготники, зачислялись в запас.

1886-1887 год. По статистике XIX века 24-25-летний Егор Иванович Суворов женился на 21-22-летней девушке (имя, отчество и девичья фамилия супруги Ивана Егоровича Суворова пока автору неизвестны).

1889 год. У 27-летнего Егора Ивановича Суворова и его 24-летней супруги в деревне Кошелёвка родился сын Иван, будущий дедушка по отцовской линии рода Суворовых. Сколько детей ещё родилось в семье-роду Егора Ивановича Суворова – пока неизвестно, но по статистике крестьяне в XIX веке рождали в среднем по 7-8 детей.

1904-1905 год. По статистике XIX века 42-43-летний глава рода Суворовых Егор Иванович Суворов и его 39-40-летняя супруга в последний раз могли родить последнего ребёнка своей семьи-рода Суворовых.

1918 год. В 1918 году 56-летний Егор Иванович Суворов и его 53-летняя жена могли быть участниками рождения внука – Сергея Ивановича Суворова, отца автора.

1928-1929 год. По статистике XIX века вероятная дата смерти 66-летнего Егора Ивановича Суворова, главы рода Суворовых XIX века, прадеда автора. Возможно, прадеда Егора Ивановича Суворова похоронили на кладбище села Богданово.

1931-1932 год. По статистике XIX века вероятная дата смерти 66-летней жены Егора Ивановича Суворова, главы рода Суворовых XIX века, прабабушки автора. Вероятно, её похоронили на кладбище села Богданово рядом с мужем, Егором Ивановичем Суворовым.

То, что здесь поведано, - это только фабула жизни и судьбы главы рода Суворовых XIX века. В последующих новеллах Фотохроники истории рода Суворовых-Максимовых, по мере получения надёжной информации и данных, сопоставления событий в жизни рода Суворовых и истории Советского Союза и России, автор расскажет достоверные подробности, которые, я надеюсь, оживят этот рассказ. Вот один из этих рассказов и возможный облик прадеда автора – Егора Ивановича Суворова.

На фото: Картина «Шорник» (1860). Холст, масло, размеры: 56 х 36 см. Место хранения: Донецкий областной художественный музей. Автор: Барон Михаил Петрович Клодт (Клодт фон Юргенсбург) (1835-1914) — русский художник, живописец, акварелист, рисовальщик, писал жанровые и исторические сцены, академик Императорской Академии художеств. Сын скульптора П.К. Клодта, двоюродный брат художника-пейзажиста М. К. Клодта. Эта картина – наиболее достоверное изображение шорника (римаря, лимаря) – специалиста по изготовлению конской упряжи.
На картине изображено рабочее место шорника и сам шорник. Автор свидетельствует: всё, что здесь изобразил Михаил Петрович Клодт, соответствует действительности, потому что я в детстве в деревне Дальнее Русаново (начало 60-х годов) видел точно такое же рабочее место и точно такие же, а может быть, те же самые, инструменты, которые показаны на картине.
Сиденьем шорнику служил самодельный деревянный сундучок, покрытый шкурой мехом наружу, в котором хранились разные материалы, фурнитура для упряжи и конской сбруи: колечки, заклёпки (болтики), карабины, пряжки, рамки разных размеров. Эта фурнитура (чудное слово, которое мне тогда жутко нравилось) была красивая, блестящая, очень редкая и дорогая, поэтому шорник хранил её в сундуке под собой.
Рабочее место шорника (моего прадеда Егора Ивановича Суворова) было в мужском кутку (закутку), то есть в том углу избы перед окошком, которое по традиции отдавалось в пользование хозяину, главе ролда, старшему или главному мужчине в семье. Рабочим столом (верстаком) шорника служила широкая лавка, на которой, после того как закончена работа и убраны все инструменты и материалы, отдыхал или спал мастер-шорник.
Между коленей шорник придерживал специальную колоду с «лапой», то есть плоской стальной наковаленкой в верхнем торце колоды, типа сапожной, на которой он клепал, плющил, правил и подправлял фурнитуру для упряжи.
Перед ним на лавке и на бревенчатой стене избы за специальной полкой-рейкой с отверстиями размещались чудесные и самые разнообразные инструменты. Глаза разбегались от такого «богатства», но шорник строго-настрого наказывал всем и каждому не трогать ничего, а если кто-то чего-то брал из инструментов, то прадед и дед рода Суворовых «выходили из себя» и в праведном гневе могли сурово побить виновника, независимо кто он – мать, супруга, дочь, сын, внук, гость. Причём они били и хлестали виновника или подозреваемого кожаными ремнями полуготовой сбруи (с металлической фурнитурой), точно такой же, что висит на картине, на стене под полкой с инструментами.
Среди инструментов шорника главное орудие труда, естественно, нож, но не простой, а дисковый. Этим тонким и острым колёсиком на ручке пользуются для раскроя кожи. Диаметр дискового ножа – 45 мм, глубина реза – до 8 мм. Им можно нарезать кожаные ремни по линейке и вырезать округлые кожаные детали, но только большого радиуса. При этом, естественно, чем толще кожаный материал, тем сложнее его резать дисковым ножом.
А вот тонкую кожу (0,8-1,6 мм) лучше всего резать этим ножом-роликом, потому что кожа не тянется за ножом и не деформируется. Причём кромка реза получается ровная, без задиров и микротрещин.
Следующий по важности нож – шорный. Это, вроде бы, обычный нож, но с коротким лезвием и формой, как будто лезвие обычного столового ножа обломили под прямым углом близко к ручке. Шорный нож заточен только с одной стороны, чтобы плотнее прилегал к деревянной линейке и им тоже отрезают полоски кожи (ремни), раскраивают полотнища кожи.
Ширина лезвия шорного ножа – 35 мм. Шорным ножом не только раскраивают кожи по линейке, им ещё спрямляют или скругляют углы. Шорным ножом также можно делать криволинейные резы даже малого диаметра.
Ещё в наборе ножей шорника есть «макетный нож с цанговым зажимом». Для него предусмотрено 5 сменных лезвий. Ими выполняют фигурный раскрой кожи, только толщиной до 2 мм. Для этого в наборе шорника есть разные криволинейные лекала.
В наборе инструментов шорника было несколько комплектов разных иголок для шитья кож. Этими иголками прадед Егор Иванович и дед Иван Егорович особо дорожили и не разрешали вообще к ним прикасаться. Иголки были прямые и кривые, закруглённые, причём, странные – с трёхгранным клинообразным остриём. Также были и простые прямые иглы длиной от 5,3 до 8,8 см с большим ушком для толстой суровой нити.
Изогнутые иголки для шитья кож были с шириной «зева» (диаметром дуги иглы) от 3,5 до 4,5 см. Ещё одна игла (с немного расплющенным и подогнутым остриём) называлась, почему-то, «мешочной». Её длина 7,5 см.
Ещё в наборе шорника был странный ручной инструмент под названием «канавкорез». Им прочерчивали в коже канавки под будущий шов и применяли канавкорез на толстой коже.
Канавкорез имел ручку, которая навинчивалась на круглое основание ножа. В нём было отверстие, в которое вставлялась перпендикулярно квадратное в плане торца стальная деталь с изогнутым концом в виде буквы «Г». На кончике этой «буквы Г» был острый выступ. Ручку канавкореза немного отвинчивали, освобождали в отверстии Г-образную деталь, выдвигали на нужное расстояние вбок, завинчивали ручку и тем самым крепили деталь, а потом прикладывали круглое основание канавкореза к краю кожаного листа или ремня, накладывали острый «шип» Г-образной детали на кожу и ровным смелым движением нарезали на коже канавку параллельно кромке кожи. Всё просто, но тут требуется опыт и тренировка (я пробовал, знаю).
В наборе шорника был ещё один необычный инструмент –
кромкорез. Он был похож на отвёртку, но со странным лезвием: круглый стержень «отвёртки-кромкореза» был заточен как стамеска, а посередине лезвия «стамески» была проточена канавка шириной 1,5-2 мм. Причём полукруглый край этой канавки кромкореза был очень острый.
Кромкорез накладывался острой канавкой на лезвии на край кожи и им по краю (кромке) срезался прямой угол кожаного листа, ремня или полоски. Этим нехитрым приёмом, особенно на жёсткой коже, придавалась характерная красота кожаного изделия. Особенно кромкорез необходим был для снятия фаски с изнаночной, то есть «бахтармяной» стороны кожи.
Был в комплекте инструментов шорника и специальный инструмент для разметки параллельных линий на коже. Он был похож на пинцет, состоял из двух лезвий, только не острых, а похожих на «мешочную иглу», то есть с «приподнятым» остроугольным лезвием с закруглённой «спинкой» лезвия. Эти два «лезвия» инструмента расходились на ширину до 20 ии и их развод осуществлялся специальным винтом с расплющенной плоской «головкой». Винт вращался и «лезвия» могли расходиться и сближаться.
Этим «циркулем-пинцетом» можно было чертить на коже по кромке листа, ремня или изделия тоже «канавки» под будущие швы, но только в виде линий-следов. Потом эти следы просто заглаживались гладилками.
Были в наборе инструментов шорника и три разных маркёра (копира). Маркёр – это деревянная ручка и металлической основой, на конце которой на оси закрепленл острозубое колёсико. Зубцы этих колёсиков имеют «шаг», который при прочерчивании на коже отмечает точки будущих отверстий в коже, например, для прокалывания иглами. Дав маркера (копира) имеют зубчатые колёсики с тупыми зубцами, они оставляют только следы (микроямки, вмятины, отметки на коже), а один маркёр имеет тонкие длинные шипы-иглы, которые при прочерчивании сразу же протыкают тонкие отверстия в коже. Эти маркёры имеют такой «шаг» ямок-отметок под отверстия на коже: 2,2 мм, 2,4 мм и 3,3 мм.
Ещё один из самых востребованных инструментов шорника – это шило. Этих !шил» было несколько, если не десяток. Шила были разные: круглые, тонкие, иглообразные, толстые и гвоздеобразные, круглые, с треугольным и квадратным остриём, классические тонкие и конусообразные, которыми можно было не просто прокалывать в коде отверстия, а расширять их до нужного диаметра.
Однако отверстия в коже лучше всего проделывались специальным инструментом, которым шорник дорожит особо. Это были конусообразные трубочки разного диаметра с острой кромкой. Эти трубочки крепились в торце удобных деревянных ручек. Этим инструментом не протыкалась кожа и не расширялась, а прорезалось в виде отверстия, а уже потом расширялось до нужного диаметра. Трубочки-ножи были разных диаметров – 1,5 мм, 2 мм, 2,5 мм, 3,5 мм и 4 мм.
После того, как шорник надавливал остриём-трубочкой на кожу, он делал ручкой вращательное движение и в коже получалось идеально круглое сквозное отверстие. Этими инструментами проделывались отверстия в ремнях.
Кстати, ещё один фаскорез или скашиватель углов – это плоская канавкообразная стамесочка, острой кромкой которой срезались фаски кожаных изделий. Фаскорезом опытный шорник обрабатывал углы и закругления на толстой жёсткой коже, снимая фаску или вырезая полоски кожи шириной до 55 мм.
Был в комплекте инструментов шорника и вообще уже совсем странный инструмент, который очень был похож на станок для бритья. Та же ручка, но держатель тонких плоских лезвий был полукруглый. Этим «рубанком для обработки ворсистой бахтармяной стороны кожи» выполняли «шерфование», то есть истончение кожи до нужной толщины перед сшиванием. Эта работа «рубанком для кожи» была уже работой мастера.
Кроме канавкореза с регулируемым Г-образным лезвием ы наборе шорника были и простые канавкорезы (без упора) в виде тонких стамесочек с прорезью в лезвии. Их постоянно затачивали на ремне, они были очень острые и хорошо работали на мягкой и жёсткой коже. Многие из этих простых канавкорезов и фаскорезов прадед и дед сделали сами, своими руками, поэтому их было много: треугольные, полукруглые, плоские, фигурные.
Ещё в наборе шорника был специальный стальной двусторонний инструмент – стило, то есть заточенное, но гладкое лезвие с одной стороны и лопаткообразное, тоже заточенное, но гладкое лезвие с другой стороны. Этим инструментом шорник выполняет тиснение по коже, то есть рисует на коже рисунок или узор.
В наборе инструментов шорника была специальная коробочка-рундучок с кусками воска. Воск применяется на последней стадии обработки кожи. Воском не только придают блеск кожаному изделию, но делают его невосприимчивым к влаге, закрывают (затирают) воском все отверстия и швы. Перед тем, как натирать кожаное изделие воском, его нагревают на свечке или лучине.
Для полировки торца (уреза) кожи применяют специальные деревянные инструменты – сликеры. Это обычные деревянные гладилки в форме ручек с конусообразным или кинжалообразным концом. Ещё один скликер сделан из деревянного круглого диска с канавкой по торцевой окружности. Сликеры делают из твёрдых пород дерева: дуб, бук, берёза.
Конечно, инструментарий шорника никак не может обойтись без нитей. Катушек нитей было много, они были разные: обычные хлопковые и суровые; кручёные, плоские и плетёные; чёрные и бежевые, в том числе сапожная дратва – специальная толстая и крепкая просмолённая или навощённая нить для шитья обуви и кожаных изделий.
В прадедовском и дедовском комплектах инструментария шорника были ещё специальные пробойники – стальные гребёнки с зубцами, которыми ударом молотка проделывали в коже сразу ряд отверстий (дырок). Этими шаговыми пробойниками на 1, 2, 3, 4, 6 зубцов можно было обеспечить точное совпадение смежных отверстий в кожаных изделиях. Обычно ими пробивались отверстия по канавкам, проделанным канавкорезом вдоль кромки изделия. Одиночные трубчатые просекатели отверстий хороши для отдельных отверстий, а пробойники – для ряда отверстий с одинаковым шагом.
В комплекте инструментов шорника были специальные деревянные плоские линеечки с закруглёнными концами, к которым с двух плоских сторон были приклеена наждачная бумага с разной зернистостью. Этими наждачными «линеечками», похожими на металлические пластины, которыми доктора прижимают язык пациенту, когда осматривают его горло, обрабатывались края кожаных изделий, исправлялись неровности, удалялись заусенцы и задиры на коже.
А потом оказалось, что между коленей шорник держит специальный верстачок, который называется «шорный пони». Шорный пони – это приспособление для шитья кожаных изделий, быстрый зажим шорника, станок или верстак шорника, «третья рука шорника». Фактически это большой деревянный «пинцет», зажим, струбцина. Состоит из доски-основания, на которой сидит шорник, рабочей части, состоящей из плашки, которая болтом крепится на конце доски-основания и «губок». Губки – это фигурно обработанные дощечки из твёрдых пород дерева. На верхнем конце они обработаны по форме губок слесарных тисков так, чтобы при их смыкании друг с другом между ними можно было зажать две полоски или пластины кож, а потом сшивать их вместе. Нижние концы дощечек-губок крепились к плашке, а сила сжимания губок регулировалась специальным винтом с ручкой, пронизывающим губки у основания. Губки «шорного пони» также могли зажиматься на время коленями шорника, как «пинцет». Длина доски-основания 42-45 см, высота дощечек-губок – 43-45 см. Эти деревянные тиски шорника тоже изготавливали ми прадед и дед рода Суворовых.
Кстати, шорные пони эти были изготовлены из дуба, поэтому хорошо сохранились до начала 60-х годов XX века. Увы, я тогда был ещё мал и глуп, поэтому в наших ребячьих играх эти тиски шорника быстро нашли своё место в хламе и мусоре…
Кроме перечисленных инструментов в комплекте шорника были странные клещи с фигурными губками, которыми можно было устанавливать на полоски кожи и ремни заклёпки с красивыми выпуклыми шляпками. Были там и разнообразные молотки и молоточки с круглыми бойками, стамески и стамесочки, буравчики и даже специальный коловорот, точно такой же, как на картине барона Клодта. Как я мечтал иметь такой набор инструментов! Я тоже хотел быть шорником, как мой прадед и дед, а мой старший брат Юра смеялся надо мной, а мой папа и дядя Максим Головкин только посмеивались…


Рецензии