Воздушные тараны - подвиги и легенды. Часть 1

     Одним из наиболее ярких проявлений подвига советских летчиков во время Великой Отечественной войны традиционно считается воздушный таран, который для многих из нас является символом беспредельного героизма и самоотверженности.

     Разумеется, мы понимаем, что этот боевой прием является чрезвычайно опасным и стоил жизни многим храбрецам, но мало кто знает, что многие наши летчики при попытках сблизиться с противником для нанесения таранного удара, были сбиты огнем бортовых стрелков прежде, чем успевали таранить вражеские самолеты.

     Тем не менее, несмотря на смертельную опасность, «Сталинские соколы» в годы войны совершили, по ориентировочным данным, более 600 воздушных таранов.

     Без лишней скромности скажу, что о многих таранах я уже упомянул в своих работах, со временем постараюсь рассказать и о других. Однако у меня есть серьёзные опасения, что полностью завершить эту работу, в силу различных причин, не удастся.

     Поэтому, я хочу успеть опубликовать хотя бы общий список всех известных мне случаев воздушных таранов. А поскольку подробное изложение слишком объёмно, я решил ограничиться краткой информацией, которая в доступной и понятной форме даёт представление о таранах в воздухе.

     Причем, для меня принципиально показать, какие случаи таранов действительно были, а какие случаи вызывают сомнения. Ведь, не секрет, что не менее половины таранов вообще являются выдумкой и не соответствуют действительности. Многие другие тараны на деле являются совершенно случайными столкновениями самолетов во время ведения скоростного маневренного боя.

     Бывали также случаи, когда летчики, оправдываясь за свои потерянные самолеты, докладывали о, якобы, совершенных ими таранах. А многим другим летчикам тараны были засчитаны чисто в пропагандистских целях.

     Понятно, что в годы войны, желаемое часто выдавалось за действительное, то есть несколько приукрашивалось. Теперь же, при исследовании зарубежных документов мы можем не только уточнять уже известную нам информацию, но и открывать совершенно новые подробности, ранее не известные. Само собой, по мере возможности, представляемый мною список будет постоянно дополняться, а изложенная в нём информация уточняться.

     Итак, в алфавитном порядке список советских летчиков, совершивших воздушный таран, причем, не только в годы Великой Отечественной войны, но и в предвоенный и послевоенный периоды, выглядит следующим образом:   

Абраменко Борис Ефимович, 1919 г.р., старший лейтенант, заместитель командира эскадрильи, 234-й истребительный авиационный полк.
24 мая 1943 года в районе города Батайск (Ростовская область, Россия) на истребителе Як-1 таранил пикирующий бомбардировщик Ю-87 и погиб.
Документально таран уточняется. В немецких документах отмечена потеря двух Ju 87D-3 (Werk-Nr. 1276 и Werk-Nr. 1292) из III./StG.77 во время налёта на Батайск.
   
Авдеев Александр Фёдорович, 1917 г.р., капитан, заместитель командира эскадрильи, 153-й истребительный авиационный полк.
12 августа 1942 года в районе поселка Новоусманский (Новоусманский район, Воронежская область, Россия) на истребителе Р-39 «Аэрокобра» в лобовой атаке таранил истребитель противника Ме-109 и погиб при этом.
Документально таран не подтверждается.
 
Авдеев Василий Фёдорович, 1916 г.р., лейтенант, заместитель командира эскадрильи, 25-й истребительный авиационный полк.
28 марта 1942 года районе города Феодосия (Крым) сбил три самолета и таранил четвертый самолет противника. Погиб.
Документально таран не подтверждается.

Авеков Иван Авдеевич, 1919 г.р., капитан, командир эскадрильи, 519-й истребительный авиационный полк.
20 марта 1942 года в 11 часов 45 минут в районе села Воскресенское (Гжатский район, Смоленская область, Россия) сбил два истребителя Ме-109 и, будучи раненным, крылом горящего истребителя Як-1 таранил третий истребитель Ме-109. Произвёл посадку в расположении своих войск.
Документально таран уточняется. В немецких документах отмечена потеря в этот день одного истребителя – Bf 109F-2 Werk-Nr. 9229 из Stab III./JG.51, который получив повреждения, произвел вынужденную посадку в районе Дугино. Степень повреждений самолета 45%.
 
Авилов Николай Николаевич, 1922 г.р., сержант, летчик, 148-й истребительный авиационный полк.
29 апреля 1943 года над Кубанью, во время своего второго воздушного боя, на горящем истребителе Як-1 таранил истребитель Ме-109. Спасся на парашюте (по другим данным, погиб).
Документально таран не подтверждается.   

Агданцев Александр Николаевич, 1923 г.р., сержант (младший лейтенант), летчик, 183-й истребительный авиационный полк.
11 июля 1943 года сбил три самолета противника и в районе села Грязное (Белгородская область, Россия) правой плоскостью истребителя Як-1 таранил по хвостовому оперению бомбардировщик Ю-87. Произвел посадку на аэродроме.
Документально таран уточняется. 

Агеев Пётр Григорьевич, 1913 г.р., старший лейтенант, командир звена, 182-й истребительный авиационный полк ПВО.
14 июля 1942 года при отражении налета на город Ростов-на-Дону (Россия) на истребителе ЛаГГ-3 таранил в районе Таганрогской косы бомбардировщик Хе-111. Произвел посадку на аэродроме.
Документально таран уточняется. 

Адамов (Адамович) Василий, 1921 г.р., младший лейтенант, летчик, 184-й истребительный авиационный полк.
В августе 1941 года на Брянском фронте винтом истребителя Як-1 отрубил хвост бомбардировщику Ю-87. Погиб.
Документально таран не подтверждается.

Адонкин Василий Семенович, 1913 г.р., , младший лейтенант, летчик, 72-й смешанный авиационный полк ВВС Северного флота.
13 июля 1941 года в районе города Мурманск (Россия) при отражении налета на свой аэродром на истребителе МиГ-3 (И-153) таранил бомбардировщик.
Документально таран не подтверждается.
               
Азаров Евгений Александрович, 1914 г.р., капитан, командир эскадрильи, 19-й истребительный авиационный полк.
21 июля 1944 года в районе поселок Седмище – город Полоцк (Витебская область, Беларусь) на истребителе Ла-5 таранил истребитель Ме-109. Спасся на парашюте.
Документально таран уточняется.   

Алабин Николай Иванович, 1909 г.р., капитан, штурман полка, 179-й истребительный авиационный полк.
18 сентября 1941 года на Карельском фронте на истребителе МиГ-3 сбил один истребитель Хе-113 и таранил финский истребитель «Глостер-Гладиатор». Спасся на парашюте.
Документально таран подтверждается: по финским данным, из разведывательного полета в район Сям-озера не вернулся самолет Gloster-Gladiator GL-278 из 1/LLv16, пилот Vanr. T. Purhonen пропал без вести.

Александров Михаил Петрович, 1918 г.р, лейтенант, летчик, 66-й истребительный авиационный полк.
В ночь на 18 января 1942 года в воздушном бою на подступах к городу Москва (Россия) уничтожил тараном самолёт противника и при этом погиб.
Документально таран не подтверждается.

Александрович Яков Александрович, 1907 г.р., старший лейтенант, заместитель командира эскадрильи, 926-й истребительный авиационный полк.
27 августа 1942 года в районе хутора Стодеровский (Моздокский район, Северная Осетия) сбил один Ме-109 и консолью правого крыла истребителя ЛаГГ-3 таранил по средней части плоскости другой истребитель Ме-109. Произвел посадку на своем аэродроме.
Документально таран уточняется. 

Алексеев Николай Михайлович, 1919 г.р., лейтенант, заместитель командира эскадрильи, 64-й гвардейский истребительный авиационный полк.
12 июля 1943 года в районе города Новосиль (Орловская область, Россия) на истребителе Як-7 сбил два и таранил третий самолет ФВ-190. Погиб.
Документально таран не подтверждается. Подробности см. http://proza.ru/2014/07/26/397

Амет-Хан Султан, 1920 г.р., лейтенант, летчик, 4-й истребительный авиационный полк.
31 мая 1942 года на истребителе «Харрикейн» таранным ударом сбил вражеский самолет Ю-88, который упал в 18 км юго-восточнее города Ярославль. Приземлился на парашюте. Два немецких летчика взяты в плен.
Документально таран подтверждается: в немецких документах отмечена потеря Ju 88D-1 Werk-Nr. 1604 (5N+DL) из 3./Ob.d.L, который пропал в районе Вологда – Рыбинск. Экипаж самолета: пилот Ofw. Fritz Laewa, наблюдатель Oblt. Hans Basmann, бортрадист Uffz. Hеinrich Angulanza, бортмеханик Uffz. Hans Duering, считается пропавшим без вести.
 
Амуров Алексей Григорьевич, 1923 г.р., младший лейтенант, летчик, 240-й истребительный авиационный полк.
12 июня 1944 года в районе населенного пункта Зубр (Молдавия) на истребителе Ла-5 в лобовой атаке таранил ФВ-190 и погиб при этом.
Документально таран не подтверждается.

Андреев Павел Николаевич, 1918 г.р., капитан, 32-й гвардейский истребительный авиационный полк.
16 августа 1944 года в районе города Инстербург (Восточная Пруссия) на истребителе Як-1 в лобовой атаке нанёс удар крылом и отрубил больше половины правой плоскости ФВ-190. Спасся на парашюте.
Документально таран уточняется.
 
Андреев Самсон Иванович, 1912 г.р., капитан, командир эскадрильи (заместитель командира эскадрильи), 67-й истребительный авиационный полк.
5 августа (до 20 сентября) 1941 года в районе города Котовск (Одесская область, Украина) на истребителе И-16 таранил истребитель противника. Произвел посадку.
Документально таран уточняется.

Антипов Василий Михайлович, 1920 г.р., младший лейтенант, летчик, 484-й истребительный авиационный полк.
4 сентября 1944 года в районе города Остроленка (Мазовецкое воеводство, Польша), будучи тяжелораненым, на горящем истребителе Як-9, таранил истребитель противника Ме-109. Спасся на парашюте.
Документально таран уточняется.

Антипов Николай Михайлович, 1918 г.р., старший лейтенант, заместитель командира эскадрильи, 133-й истребительный авиационный полк.
3 марта 1945 года восточнее города Массов (Германия) или в районе города Фрайенвальде (ныне Хоцивель, Польша) на истребителе Як-3 таранил ФВ-190. Оба самолета взорвались в воздухе, летчики погибли.
Документально таран уточняется. Подробности см. http://proza.ru/2016/02/06/829
 
Антонов Михаил Григорьевич, 1917 г.р., лейтенант, командир звена, 19-й истребительный авиационный полк.
12 июля 1941 года в районе города Гатчина (Ленинградская область, Россия) плоскостью истребителя МиГ-3 таранил хвостовое оперение бомбардировщика Ю-88, который упал восточнее озера Лубенское. Произвел посадку на своем аэродроме. Два немецких летчика взяты в плен, один погиб, а один скрылся.
Документально таран подтверждается. По немецким данным, из полета по маршруту Невель – Псков – Ленинград не вернулся Ju 88D-2 Werk-Nr.0880799 (4N+FH) из 1.(F)/Aufkl.Gr.22. Пропали без вести пилот Uffz. Karl Muller, наблюдатель Lt. Helmut Fanke, бортрадист Uffz. Herbert Miersch (смог оторваться от преследования и выйти к своим частям) и бортстрелок Gefr. Gottwald Schultz. 

Антонюк Максим Кондратьевич, 1914 г.р., старший лейтенант, заместитель командира эскадрильи, 147-й истребительный авиационный полк.
2 июля 1941 года в районе поселка Шонгуй (Мурманская область, Россия) сбил два самолета и таранил третий самолет. Погиб.
Документально таран уточняется.

Артамонов Алексей Алексеевич, 1916 г.р., лейтенант, летчик (командир звена), 168-й истребительный авиационный полк.
30 июля 1941 года в конце дня в районе села Тарасовка (Ивановский район, Одесская область, Украина) в бою над своим аэродромом на истребителе И-16 таранил по фюзеляжу вражеский самолет-разведчик Хш-126 (Ю-88). Упал вместе с самолетом и погиб.
Документально таран уточняется.

Асин Владимир Наумович, старший лейтенант, истребительный авиационный полк.
В 1943 году совершил таран. Тяжело ранен.
Документально таран не подтверждается.

Астахов Иван Михайлович, 1921 г.р., капитан, командир эскадрильи, 49-й истребительный авиационный полк.
3 марта 1944 года в районе города Рудня (Смоленская область, Россия), будучи тяжелораненым, на истребителе Ла-5 таранил ФВ-190 и погиб.
Документально таран не подтверждается.
 
Ачкасов Сергей Васильевич, 1919 г.р., младший лейтенант, командир звена, 176-й истребительный авиационный полк ПВО.
17 октября 1941 года в районе деревни Власиха (Ярославская область, Россия) винтом истребителя МиГ-3 таранил киль бомбардировщика Хе-111. Спасся на парашюте.
Документально таран подтверждается: в немецких документах зафиксирован факт потери Ju 88 Werk-Nr. 8538 из III./KG.76, пропавший в районе западнее города Рыбинск. Подробности см. http://proza.ru/2014/08/02/890
Ачкасов Сергей Васильевич, 1919 г.р., лейтенант, командир звена, 176-й истребительный авиационный полк ПВО.
13 августа 1942 года около 7 часов утра в районе деревни Ново-Троицкое (Ново-Троицкий район, Воронежская область, Россия) винтом истребителя МиГ-3 таранил в бок истребитель Ме-109. Спасся на парашюте, тяжело ранен.
Документально таран уточняется. Подробности см. http://proza.ru/2014/08/02/890

Продолжение следует…


Рецензии
Олег, я не авиатор, поэтому не понимаю смысла таранов, ведь погибал и свой самолёт?

Прочитал предыдущую рецензию и не согласился. Дело в том, что после войны всегда сверяли информацию свою и противника. Если по трофейным документам все самолёты противника целы, а по докладу нашего лётчика сбиты, значит нужно делать выводы.

Как Пикуль мог знать о вырванном листе из вахтенного журнала, если никогда не посетил ни одного отечественного архива, не говоря уже об иностранных?

Мне представляется странным обосновывать необходимость вранья после войны. Во время войны это понятно, поддерживать моральный дух войск и населения, но зачем врать сейчас?
С уважением
Владимир

Владимир Врубель   12.05.2020 13:37     Заявить о нарушении
Как по мне, то я лично не готов воспринимать ПРАВДУ, из уст
тех, кто до этого врал как Совинформбюро...

Тут всё как по Павлову, со временем, вырабатывается устойчивый скептис,
выраженный практически рефлексным отторжением любой информации,
преподнесенной любыми официальными источниками...

Собянин Александр   12.05.2020 18:28   Заявить о нарушении
Александру. Согласен с Вами.

Владимир Врубель   12.05.2020 19:29   Заявить о нарушении
Владимир и Александр, благодарю вас за то, что высказали свою точку зрения по данной теме! Я рад, что мы с вами - единомышленники и понимаем друг-друга с полуслова...
С уважением и наилучшими пожеланиями,

Олег Каминский   13.05.2020 17:41   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.