Реплика о языке

     Как же меняется время!
     Конечно со временем меняется и язык. Он принимает и неологизмы и новые термины, и заимствует слова из других языков и наречий. Но мне кажется,  худшее, что происходит с ним, это когда  он впитывает в себя приблатненный жаргон  мадригалов. Жаль, что этому способствуют  средства массовой информации да и школьные учителя, к сожалению, тоже.
     Мне помнится, как наши преподаватели русской литературы и  языка боролись за то, чтобы из  лексикона их учеников убирались слова-паразиты, чтобы даже  разговорная речь приближалась к литературной. Беда была, когда нет-нет да и  проскакивали словечки из нашей дворовой жизни.
     У каких героев учились говорить, а каким  старались  подражать наши мальчишки! Тут был и Печорин, и Чацкий, и  Болконский, и Грэй. Да и на примере Онегина, который отверг идущий в руки соблазн - порыв тринадцатилетней девочки, учились, что нельзя быть педофилом.
Это так — впрочем.
     Получаю рецензию на мое стихотворение для детей от педагога Леи Ритты.
    
Рецензия на «Черепаха. стихи для детей» (Леонид Пауди)

Самое трудное дело - писать ,хоть стихи, хоть прозу - для детей. Во-первых, надо знать хотя бы азы педагогики. Уровень развития мышления ребёнка, например,5-7 лет. А старшие уже не столь детскими стихами увлекаются, сколь - Интернетом.

Так вот, как педагог, замечу: вряд ли в активный словарь лексики 5-6-7 летних детей входят ( а значит и известно смысловое значение) такие слова, как "пенял,пенять", и уж тем более - "кузин"!

К сожалению , тут многие "пишущие стихи для детей" понимают - тяп-ляп о котёнке, собачке, еже и- стихи для детей готовы уже! Стихи - это средство обучения с ранних лет ребёнка КУЛЬТУРЕ РЕЧИ. С детства суметь развить у детей чувства красоты речи, научиться говорить правильно, грамотно, понятно и - красиво, не засоряя свою речь местоимениями и бытийной "балаболкой". Надеюсь на взаимопонимание. С уважением -/ОА

Лея Ритта   

     В моем окружении дети свободно употребляют эти слова и знают их значение. Конечно, я отстал от жизни. Никак не могу научиться использовать «как бы», «блин», «не в дугу» и прочее. Послушав радетеля (простите, уважаемая Лея Ритта, -  рачителя, еще раз простите,- защитника) русского языка и КУЛЬТУРЫ РЕЧИ, нужно переходить на понятный  для детей  современный язык.
    Тогда может быть Вы, сударыня Ритта, втолкуете мне, что значит «Блин ты как бы пургу гонишь фильтруй базар а то западло и ни в дугу». Это я слышу с экрана, но никак не пойму, что это значит. А дети понимают?
   С вашей помощью, надеюсь, смогу в следующий раз написать что-нибудь более удобоваримое для детей на понятном им, а в первую очередь Вам, современном языке. А уж о языке интернета упоминать педагогу  должно быть стыдно.
     Кстати,  нормально, когда в маленьком абзаце из трех строк, Вы три раза используете слово «речь»?




      
    


Рецензии
Проблема языка затронута вами здесь явно не с бухты-барахты. Рассуждения ваши мне понравились, они наводят на размышления. И некоторые из этих размышлений я попытаюсь изложить.
1. Время, безусловно, влияет на речь. Недаром в учебники литературы попали произведения в основном из 19-го века, когда плеяда талантливых авторов создала непревзойдённые шедевры. В 20-м веке авторов стало больше, но качество литературы в целом снизилось, как ни крути. В 21-м веке авторов стало так много, что стал заметен явный переход количества в "качество". Подобный переход заметен и в других вида искусства: в живописи, в зодчестве, в музыке...
2. Однако речь очень редко становится искусством. Речь - для повседневности, для злобы дня, для выяснения отношений. Она и для ласки, и для конфликтных ситуаций. И роль учителя, тем более - учителя словесности, - настоящий эталон для восприимчивых учеников. Культура речи у безграмотной бабушки моей была выше, чем у иных профессоров! Речь - отражение мыслей, она сродни духовности.
3. Учителя разнятся, как звёзды на небе, многих и не увидишь - так они мелки. Ученики разнятся намного больше (их не отбирали в педагогические ВУЗы пока), они напоминают ряды деревцев, ровными рядами рассаженных в классе, как в сквере. И редкие саженцы дорастают до больших деревьев. Редкие ученики обгоняют учителя талантами, сами становятся учителями большей звёздной величины. Хорошо это или плохо, но это так есть. И было. И будет.

Владимир Деев 2   24.01.2024 22:14     Заявить о нарушении
Согласен, время влияет.
Но язык интернета, который захлестывает, убивает.
А люди, в основном дети и молодежь, перестали читать книги.
А теперешние телефоны - творцы Элочек

Леонид Пауди   27.01.2024 14:04   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.