Русский пейзаж для кино

Борис Родоман

«РУССКИЙ ПЕЙЗАЖ»
ДЛЯ КИНО И ЖИВОПИСИ

        На предположение Е.Ю. Колбовского, что из-за утраты подходящей натуры «фильмы о России придётся снимать в Финляндии» [1], реагирую напоминанием, что нечто подобное практикуется в нашей стране давно. И.И. Шишкин писал «русский лес» в Финляндии, Эстляндии и Лифляндии. Пейзаж для кинофильма «Чайка» (1970, по А.П. Чехову) снимался в Литве. Но были для «творческих командировок» и иные причины, не свидетельствовавшие о понимании художниками тонкой специфики ландшафта. Наоборот, имели место неправдоподобные изображения и в целом не очень подходящая натура. Но привлекала возможность хорошо провести лето, например,  на мызе, пользуясь свежим молоком и другими услугами чистенькой «чухонки»… А «культурная» «Советская Прибалтика»  невыездным  совкам  заменяла недоступную Заграницу.
        Я в Пущине-на-Оке летом, кажется,  1976 г. спросил у одного киношника, почему они именно здесь снимают фильм («Неоконченная пьеса для механического пианино», 1977).
         – Жена далеко, Москва близко.
        (И, добавлю от себя, гостиница хорошая, каких тогда ещё не было больше нигде в Подмосковье).
        Интимный мотив оказался важным стимулом и для возникновения самих подмосковных наукоградов [2].
        Полуразрушенную усадьбу киносъёмщики оборудовали верандой, лестницами, облагородили фасад, но после окончания работ всё было сломано и растащено. Ни славный Никита Михалков, снявший здесь два фильма, ни наши маститые учёные, разрабатывающие тут бактериологическое оружие, не спасли замечательную усадьбу.

Литература

        1. Колбовский Е.Ю. Культурный ландшафт: в разнообразии значений не утерявший смысл // Наследие и современность, 2018, т. 1, № 4, с. 19.
        2. Родоман Б.Б. Ландшафт для учёных   [о подмосковных наукоградах] // Отечественные записки, 2002,  № 7, с. 248 – 253. – Опубликовано и на «Проза.ру» в сб-ке «Экология и ландшафт».

        Подготовлено для «Проза.ру» 13 мая 2020 г.


Рецензии