К выходу книги Испорченный капитализм...

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Возможно, что те предложения, которыми заканчивается данное эссе, кому-то покажутся пожеланиями на пути строительства «идеального» товарного капитализма. И в этой оценке они будут близки, скажем так, к теоретической истине. Несомненно, что восходящее историческое развитие общества по сложности, в своей сути, есть не последовательность революционных погромов, зашедших в тупик и всеразрушающий кризис известных исторических социально-воспроизводственных градаций, что вполне допустимо, а последовательность революционных перемен в нарастающем развитии общества по сложности и каждой последовательно доминирующей социально-воспроизводственной формы.

Более того, известная сложность самой гетерогенной структуры материального, как объективного, строения всякого общества, представляющего композицию чистых эндогенных форм (ЧЭФ) воспроизводственных процессов, обуславливает непрерывные внутренне логичные (полилогичные!) перемены в нарастающем развитии каждого производственного ЧЭФ-слоя, включая и такой важнейший момент в нарастании сложности как период типологического доминирования.
   
Сегодня, вполне резонно, авторы монографии «Глобальный капитал …» утверждают во втором томе, что «простое обращение к эмпирическому материалу – современному рынку товаров и услуг – покажет, что он во все прогрессирующей мере становится (…) не просто тотальным рынком, но и рынком симулякров» [3, с. 175]. Однако, и не менее достоверно, даже на представленных в их работе материалах, можно утверждать, что во всё прогрессирующей мере идёт последовательное и тотальное становление симулякра самого рынка, то есть реальное становление «как бы» рынка, который, как выше было показано, является результатом рыночной фетишизации товаризации.
 
И здесь мы согласны с упомянутыми авторами, что «термин «симулякр» принципиален, ибо он фиксирует настроенность на оперирование в пространстве искусственно созданных форм, с самого начала ориентированных на симулирование, а не адекватное отображение реальности» [3, с. 177].  При этом эту дефиницию необходимо дополнить доминирующей «ориентацией» на получение дополнительной прибыли и на всевозрастающий рост капитала агентов экономического, капиталистического способа производства. Само же адекватное отображение реальности, говоря каламбуром, состоит в устранении как ошибок теории, так и ошибок в самой практике экономических отношений, приведения последней в соответствие с действительной природой, как реальностью, всех общественных отношений.
 
Таким образом, строго научно говоря, речь идёт не о симулякре рынка и, тем более, не о «рынке симулякров», а о системе общественного метаболизма. В эту систему входит, как составная часть, и рынок, товарный рынок, а также, и составными частями, - всевозможные деформации механизмов взаимодействия агентов общественного производства и воспроизводства самой действительной жизни общества. Поэтому устранение разнообразных деформаций в практике общественных отношений, их патологии и борьба за чистоту этих отношений будут способствовать не просто естественному, восходящему историческому развитию современного социума, не только ускорению этого общественного прогресса, но и избавят общество от появления и развития новых негативных явлений действительной жизни.

P.S.
ИСПОРЧЕННЫЙ КАПИТАЛИЗМ: Рыночный фетишизм товаризации / Александр Тимофеевич Харчевников. Издательские решения (Ridero.ru), 2020. - 618 с.
ISBN 978-5-4498-7917-2


Рецензии