15 мая - день родовой семьи

    15 мая - День родовой семьи. Слово «родовой» как-то не принято озвучивать сегодня. Очевидно, мы сами виноваты. А ведь речь идёт о преемственности жертвенного служения Отечеству и патриотизме, которые как гениально предполагал известный генеалог, организатор Историко-Родословного Общества в Москве в 1904 году Леонид Михайлович Савёлов, формировалась в каждой русской семье, особенно в которой предки  самоотверженно служили Отечеству.
    Из моей статьи в газете «Русский вестник» на материалах интернета: «Леонид Михайлович Савёлов является основателем научной генеалогии в России, создателем и организатором нового направления в изучении общества, первым исследователем его семейно-родовых и культурных традиций .
   Его перу принадлежит более 450-ти научных работ.
Им составлены:
- фундаментальный библиографический указатель по истории дворянства, а именно: «Библиографический указатель по истории, геральдике и родословию русского дворянства»" (1-е изд., Москва, 1893; 2 изд., Острогожск, 1898);
- многочисленные труды по геральдике и генеалогии;
- генеалогический словарь «Воронежское дворянство»;
- «Материалы для генеалогического словаря»" и многое-многое другое.
Им организованы многочисленные Общества по исследованию культурного содержания русской общественной жизни, традиций преемственности поколений и самоотверженного служения Отечеству.
Леонид Михайлович Савёлов родился 30 апреля/12 мая 1868 года в г. Острогожске Воронежской губернии. Сегодня в этот день празднуется День родоведа.
    Отец — Савёлов Михаил Васильевич, генерал. Мать — Амосова Анастасия Ивановна, умерла при рождении сына Леонида. Отец женился вторично. 2-я жена — Харинская Татьяна Павловна. Их дети: дочь Евлампия, сын Дмитрий. По мнению некоторых генеалогов отсутствие внимания в семье породило у Леонида искреннее любопытство к истории предков, интерес к генеалогии.
    Дед — Савёлов Василий Петрович был участником Отечественной войны 1812 года. Василий Петрович служил в Лейб-гвардии конном полку, был полковником, в 1812 г. состоял при командующем Московской военной силой графе Моркове, участвовал в боях при Чирикове, Тарутине, Малом Ярославце, Красном.
   Леонид Михайлович получил образование в Орловском Бахтинском кадетском корпусе, который закончил в 1886 году. Службе в армии помешало слабое зрение. Затем служил в Харьковской контрольной палате. С 1888 года в отставке.
     С 1892 по 1903 год являлся уездным предводителем дворянства и почётным мировым судьёй Коротоякского уезда Воронежской области, председателем уездной земской управы. Проживал в городе Острогожске Воронежской губернии.
     В 1904 году причислен к Министерству внутренних дел и переехал в Москву. В том же 1904 году он стал одним из основателей и учредителей Историко-Родословного Общества в Москве, был выбран его первым председателем.
С 1906 года он был назначен председателем Археографической комиссии Особого комитета по устройству музея Отечественной войны 1812 года.
     С 1908 года заведовал Московским архивом Министерства Императорского Двора, читал курс лекций в Археологическом институте [20].
    В этот период он является камергером Высочайшего Двора Е.И.В., действительным статским советником.
    В январе 1913 года, после празднования 100-летнего юбилея победы в Отечественной войне 1812 года, встретился с императором Николаем II и инициировал Его Указ о создании Общества потомков участников Отечественной войны 1812 года, был его первым председателем. Причиной данной инициативы была необходимость глубокого исследования механизмов преемственности поколений в части, главным образом, самоотверженного служения Отечеству в семье.
     В 1914 году он был назначен Холмским губернатором. Но уже с начала I-ой Мировой войны — начальник санитарной и эвакуационной части Красного Креста.
    С 1920 года в эмиграции в Греции. Работал преподавателем в Афинах в русской женской гимназии, был представителем Парижского Земгора.
     В 1923 году переехал в Югославию, но в 1926 году вновь вернулся в Афины. Основал в Афинах Научно-литературный кружок, Греко-Русский Пушкинский комитет, в котором был первым председателем. В 1933 году издал фундаментальный труд «Древнее русское дворянство». В 1934 году основал генеалогический журнал » Новик «.
Жена: урожд. Егорова Надежда Андриановна (1859 — 1934).
Дети: Надежда, Елена, Ариадна, Вера.
     В 1937 г. по настоянию своей дочери Веры, жившей в то время с мужем Илларионом Бибиковым и двумя детьми в окрестностях г. Детройта (штат Мичиган), Леонид Михайлович из Европы перебирается в США. Поселившись на даче, в тихой сельской местности и занимая в доме отдельную комнату, Савелов продолжал печатание своего журнала »Новик» и других генеалогических трудов. В эти годы он инициирует создание в США Русского Историко-Родословного Общества и продолжает написание своих воспоминаний, сохранившихся до настоящего времени и только частично опубликованных (455 страниц рукописного текста). Там же жил в то время известный всем генерал А.И.Деникин, прах которого был вывезен в Россию и перезахоронен в мемориальной части кладбища Донского монастыря.
     Пережив Вторую Мировую войну, в 1947 году (19 октября) он ушёл в иной мир, оставив кладезь идей о семейно-родовой культуре и направлений её исследования. Суть их заключалась в том, что внутри института семьи в русской культуре присутствуют некоторые незаурядные механизмы, как генетические и физиологические, так и духовные, которые формируют в каждом индивидууме патриотизм как защитный механизм семьи, отчего дома и отечества в целом. И эти механизмы необходимо глубоко изучать.
    Л. М. Савелов похоронен на кладбище «Гленвуд» (к западу от Детройта). Здесь же похоронены дочь Леонида Михайловича - Вера, ее муж (из рода Бибиковых) и другие представители рода Бибиковых и их родственники.
     Труды и деятельность Л.М. Савёлова стали первым вкладом в изучение семейно-родовой культуры и механизма преемственности поколений, обеспечивавшего многовековое самоотверженное служение Отечеству российских служилых родов.
    Историческая справка о роде Савёловых:
Савеловы — Савелковы — дворянский род, происходящий, по сказаниям старинных родословцев, от выходца из «»Свизской»" земли Андроса. Действительным родоначальником их был Кузьма Савелков, новгородский посадник. Сын его Иван в 1477 году также был новгородским посадником и вместе с Марфой Борецкой вывезен в 1478 году в Москву, а обширные вотчины его «»отписаны на государя»". Племянники его, писавшиеся уже Савёловыми, были при Грозном переселены в Ростов и Можайск.
   Иван Петрович Савёлов был, под именем Иоакима, патриархом. Братья его Павел и Тимофей Петровичи были окольничими (1689), а Иван Петрович меньшой — думным дворянином и воеводой в Воронеже (1698).
     Род Савёловых внесен в VI часть родословных книг Московской, Орловской, Тверской и Воронежской губерний (Гербовник, VII, 16).
    Последующие после 1917 года социальные потрясения России не позволили исследовать семейно-родовые механизмы преемственности социального и духовного опыта предков в России. Тем не менее, труды Леонид Михайловича не забыты. В 1994 году очередной раз были изданы его «Лекции по русской генеалогии, читанные в Московском археологическом институте» в 1909 году».   
     С началом перестройки (1987-1992) были активизированы генеалогические исследования, возрождено Российское Дворянское Собрание. В те же годы было возрождено Историко-родословное общество, а затем и Общество потомков участников Отечественной войны 1812 года. Многие из потомков героев Отечественной войны 1812 года занялись геологическими исследованиями своих родов [21].
    Сегодня в память Леонида Михайловича Савёлова и в развитие его исследований проводятся ежегодные Савёловские Чтения. В 2004 году при Обществе потомков был создан Историко-просветительский и учебно-методологический Центр семейно-родовой культуры «Родовая семья» им. Л.М.Савёлова, который работает уже более 15 лет. Активизировалась работа Российской Академии Наук и её лабораторий [22].
      Если Леонид Михайлович Савёлов волновался в своё время за способности к самопожертвованию и относил их к развитию русской семейно-родовой культуры, то и другие качества личности следует связывать с этой культурой. Более того, напрашивается вывод, что способности к самопожертвованию могут стать целеполагающими в тех или иных областях развития личности и её характера. Данные соображения хорошо коллерируют с современными материалами по данному вопросу известных авторов [23].
    С некоторых пор, я убедился, что воспитание и образование будет более эффективным и полезным, если будет основано на патриотизме, на любви к отчему дому, к родине. Оно будет более целеустремлённым и, следовательно, более эффективным. Причём, на любви с самого начала жизни человека: со свадьбы родителей, с зачатия, с вынашивания ребёнка в лоне матери, с освоения родного языка, с младенческого ощущения семейной общности с отцом и матерью, с братьями и сёстрами, с бабушками и дедушками, с национальной культурой. Дети будут и умнее, и добрее, и сильнее духовно и психически, и нравственнее! Их целеустремлённость станет самоустремлённостью.
     Без любви к родине, к отчему дому воспитание и образование личности многое теряет! В этом случае человек не может оторваться от личного эгоизма, меркантильного и мелочного! Не видит в этом глубокого и достойного смысла. Он не может вырваться на просторы творчества, активно развивать интеллектуальные способности, познавать величие духовности и нравственности бытия. Не хочет и не может себя заставлять работать в важном направлении умножения человеческого! Это моё мнение. И по этим причинам я считаю любовь к родине главным врачебным фактором оздоровления, имеющим духовную природу. Любовь к родине, отчему дому, отечеству формирует целеполагание человека, повышает его сопротивляемость дурному, и незаметно лечит от наркомании и от алкоголизма, от нервных и психических заболеваний, от равнодушия и деградации, от алчности и корысти, ведёт к храму. Помните, Пушкин называл эти способности русского человека к любви "животворящей святыней", а душу без любви к предкам и своей семейно-родовой культуре–« алтарём без божества».         
      Долг педагогов дать родителям и детям сведения о тысячелетней традиционной семейно-родовой культуре народов, о благодатных способностях человека и методах развития этих способностей сегодня. Несмотря на положительные отзывы самого Минобразнауки РФ 10-летней давности, внедрение образовательных программ в этой сфере  затягивается. Причины: в воинствующем либерализме, который не терпит национальной культуры и этим, естественно, обкрадывает не только себя и свои семьи, но всё человечество.
     Никто сегодня не мешает родителям заниматься самообразованием по этой тематике в семье, директорам школ ввести эту тему в учебные программы. Но нужна государственная инициатива! Призыв к всеобучу! Этот шаг будет способствовать непрерывной связи и преемственности поколений, возрождению семейно-родовой культуры, которую мы теряем уже в течение нескольких десятилетий, если не столетий! В Петровской Академии наук и искусств (Московское отделение) разработаны соответствующие методические пособия (пять образовательных курсов по 12-15 занятий), которые могут быть предложены детям и родителям, учащимся разных возрастов.
     Таким образом, разговор о семейно-родовой культуре нужно начинать с вопроса о патриотизме и первом исследователе этого явления в среде дворян, участвовавших в Отечественной войне 1812 года, Леониде Михайловиче Савёлове. Именно он увидел традицию воспитания патриотизма у героев, наследованную их потомками в семье, и поставил эту проблематику на научную основу.
   От дворянской семейно-родовой культуры мы предложили перейти к её народным истокам - крестьянской семейно-родовой культуре, которая в силу своей распространённости из-за многочисленности во всех сферах жизни 95-98 % населения(землепашество, разного рода прислуга,служба в армии солдат и т.д.), насыщала и развивала все сословия и все культурные направления. "Арины Родионовны" сотнями тысяч шли во властную элиту нянчить и воспитывать детей, учить жизни. Не всем так везло, как Александру Сергеевичу, а были и горе-воспитатели, которые запугивали с детства детей и делали из них "Обломовых". Но в целом процесс распределения национальной культуры проходил гармонично, поскольку порождал в XIX веке в профессорско-педагогической элите и русской интеллигенции частые проявления гениальности в философии, литературе, музыке, живописи, скульптуре. Они поддерживались даже выдающимися деятелями запада, на которых была падка наша общественная мысль, оторвавшаяся от народа. После 1917 года именно эти качества народа позволили возродить общество, развить промышленность и противостоять агрессивному западу в Великой Отечественной войне.  Последнее наши элитарные слои во власти, культуре и искусстве ещё не научились признавать!


Рецензии