1900. Алтарник Вася Максимов

Автор напоминает, что в Никольской церкви села Бабка с 1887 года по штату был только один священник, поэтому в соответствии с установленными правилами и традициями «местный священник Никольской церкви (святого Николая Чудотворца) благословил его прислуживать в алтаре». Алтарник (пономарь, прислужник при алтаре) – это именование мужчины-мирянина, помогающего священнослужителям в алтаре во время богослужения. Термин возник в середине XX века; прежде прислуживавших в алтаре называли пономарями.

Алтарник – это прообраз Ангела, он несёт на себе три приходских служения: чтеца, пономаря и параекклесиарха. Как чтец алтарник участвует в богослужении, донося до церковного народа слова молитв и поучений (в том числе и тексты Священного Писания). Как пономарь – совершает положенные ему уставом священнодействия (входы со свечами и т.п.) и помогает (как бы сослужит) священнослужителям. Как параекклесиарх – алтарник следит за порядком в храме во время богослужения, приготовляет помещение храма и церковную утварь к службе и убирается после, готовит вещество Таинств (хлеб, вино, масло и т.п.). (Здесь и далее цитаты и данные из источника: Православная энциклопедия: «Азбука веры» (с 2005 г.). Библиотека Святых отцов и церковных писателей: «Алтарник»).

«Важность служения алтарника накладывает особую ответственность на людей, несущих это послушание. Во-первых, алтарник должен быть человеком высокой духовной жизни, т.к. без внутреннего молитвенного делания и без борьбы с собственными страстями невозможно нести службу (прислуживать) у Престола Божия. Особо алтарник должен воспитывать в себе добродетели смирения, рассудительности, внимательности, трудолюбия и ответственности (не только за себя, но и за своих собратьев). Во-вторых, алтарник должен быть церковно грамотен: знать устав богослужения, церковнославянский язык, вероучение Православной Церкви, и должен постоянно повышать свое христианское образование. В-третьих, алтарник должен быть предельно строг в отношении к себе. Это касается не только внутренней жизни души, но и внешнего облика церковнослужителя. Алтарник должен вести себя в обращении с людьми кротко и степенно. Внешний вид его должен быть всегда опрятен (чистые волосы, не мятая одежда; однотонная рубашка, черные брюки и черные начищенные ботинки). Речь алтарника должна быть спокойной, вежливой и убедительной.

«… Предание Церкви свидетельствует нам о том, что алтарник, подобно прочим служителям Алтаря, являет собой и своим послушанием образ горнего мира – образ Царства Божия, прообразуя собою Ангелов, сослужит Христу Спасителю в деле спасения людей (местной церковной общины) от греха и смерти».

Вероятнее всего, ангельски чистый голос, естественное подростковое обаяние и наследственное скромное достоинство 13-летнего Василия Максимова, плюс хорошее образование в земской школе, а также природный музыкальный и голосовой дар позволили ему приобщиться к духовному миру и церковной стезе. На эту должность настоятелем церкви выбираются мужчины-миряне, обладающие высокими нравственными качествами, исполненные благоговения. Служение алтарником обязательно проходят в качестве послушания все те, кто решил посвятить себя священству. Что же входило в обязанности алтарника, пономаря или прислужника при алтаре? Каким был (или мог быть) Василий Максимов в 1900 году?

Согласно Правилам для прислужников при алтаре (автор: свт. Иоанн Шанхайский), чтобы прислуживать в алтаре, нужно взять благословение от священника, а при архиерейском служении — у Архиерея. Алтарник должен был приходить в церковь до начала службы. Войдя в алтарь алтарник должен был перекреститься лицом к святому Престолу и сделать три земных поклона — в будние дни, а в воскресные дни и Господские праздники — поясные. При этом не прислуживающим лицам вход в алтарь запрещён. Входить в алтарь могут лишь те, кто собирается прислуживать.

При облачении в стихарь все галстуки, снимаются. По снятию стихари должны быть аккуратно сложены или повешены на свои места. В алтаре запрещено заниматься разговорами, смеяться и бегать по церкви, а тем более есть во время богослужения. Все чтецы и прислужники при священнике должны быть в стихарях. Чтобы снять стихарь надо получить благословение священника, а при архиерейском богослужении – у Архиерея. При причащении святых Таинств прислужники снимают стихари (кроме чтецов). К святому Престолу и жертвеннику прикасаться запрещено.

Также запрещено ходить по церкви во время чтения Евангелия, Апостола и между возгласов: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа…» до возгласа «И да будут милости великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами». Перед тем как одеть стихарь, руки алтарника должны быть чисты. В алтаре и пономарке не должно быть вещей, не относящихся к богослужению. Сидеть алтарникам в стихарях не разрешается.

Перед выходом со свечой и рипидой, алтарник (прислужник при алтаре) должен перекреститься перед запрестольным образом и поклониться Архиерею или священнику, который стоит перед св. Престолом. По возвращении в алтарь прислужник делает так, как перед выходом. Надо помнить, что алтарь есть самое святое место и нужно в нём стоять особенно благоговейно, а проходя Горнее место в алтаре, нужно перекреститься и со вниманием следить за службой.

Во время чтения молитв «Верую» и «Отче наш» все алтарники и иные прислужники выходят на амвон для общего пения. Во время причащения священнослужителей все прислужники благоговейно стоят в алтаре, а перед проповедью все выходят на амвон, чтобы слушать. Нарушившие «Церковные правила для прислужников» будут стоять на левом клиросе до окончания богослужения. (Источник: Сайт «Правмир»).

В настоящее время в обязанности алтарника могут входить следующие:
— замена иконы праздника в храме,
— возжигание лампад в алтаре и на иконостасе,
— при необходимости – чтение на богослужении,
— принесение в алтарь просфор, вина, воды, ладана,
— подготовка кадила,
— подготовка облачения священников и диаконов,
— подавание плата для отирания уст во время причащения,
— помощь священнику при совершении таинств и треб,
— функции звонаря,
— уборка в алтаре.

На картинке: 1900. Церковный хор в сельской церкви XIX века. В таком хоре Никольской церкви села Бабка пел юный Вася Максимов, а затем до 1904 года прислуживал в алтаре пономарём (алтарником).


Рецензии