Герои ВОВ. Советский сокол П. Т. Тарасов

Павел Тимофеевич Тарасов родился в посёлке Игрень Нижнеднепровского района в 1914 году в рабочей семье.
Великая Октябрьская социалистическая революция открыла будущему Герою Советского Союза дорогу в небо. Будучи ребенком, он стал учиться и получил 7 классов образования. Затем 2 года отучился в железнодорожном техникуме. В 1934 году был призван служить в Красную Армию. Именно в годы службы он понял, что его призвание не железная дорога, и резко изменил курс своей жизни. В 1936 году окончил Ворошиловоградскую военную авиационную школу пилотов, после чего получил назначение в 106-ю эскадрилью 40-й бригады. В 1937 году среди товарищей он уже слыл опытным пилотом.
В 1940 году Павел Тарасов вступил в ряды ВКП(б).
22 июня 1941 года гитлеровская Германия без объявления войны напала на Советский Союз. Началась Великая Отечественная война.
Павел Тимофеевич Тарасов с первого дня боев сражался с фашистами в небе. И в первый же день, 22 июня 1941 года, он открыл боевой счёт своим победам, сбив самолёт фашистского разведчика Hs-126. Всего же в первые дни боев лётчику удалось уничтожить 4 вражеских самолета.
Над городом Остров Псковской области Тарасов в ходе боя попал в почти безнадёжную ситуацию: пять фашистких «Мессеров» устроили вокруг его ястребка «карусель». Они, словно чёрные вороны, кружили вокруг его самолёта, расстреливая его почти в упор. Однако боевая удача была не на их стороне. Советскому лётчику удалось точными очередями сбить два вражеских самолёта. Понимая, что ястребок уже вот-вот потеряет управление, Тарасов пошел на таран третьего. Этот таран отправил фашистский «Мессершмидт» в его последний штопор. Однако самолёт бесстрашного лётчика перевернулся в воздухе, и от удара Тарасова попросту выбило из машины. Но, оказавшись в свободном падении, лётчик успел дёрнуть за кольцо парашюта. И парашют успел раскрыться. Тарасов приземлился в болото. Фашисты тогда ещё были уверены в своей силе и безнаказанности. Оставшиеся два «мессера» долго кружили над этим болотом, яростно обстреливая местность. Но раненому Тарасову опять повезло. Он выбрался из болота и вернулся в свою часть. Случилось это 5 июля 1941 года.
Но удача советского сокола была основана на его самообладании и наработанном лётном мастерстве. В одной из неравных схваток с «мессерами» 8 сентября 1941 года вражеская очередь прошила голеностопные суставы пилота. Однако он всё же сумел дотянуть до линии фронта и посадить машину в расположении советских войск.
После лечения в госпитале Тарасов вернулся в строй и продолжил громить врага в небе. Он принимал участие и в битве под Москвой, и в боях по обороне Ленинграда.  Под Ленинградом лётчики 15-го полка, в котором служил Тарасов, прикрывали от фашистских налётов транспортные самолеты, доставлявшие в осаждённый город продовольствие и боеприпасы, а так же эвакуировали оттуда раненых и больных.
За первые полгода боев 15-й полк совершил 2080 боевых вылетов, участвовал в 437 воздушных сражениях. За тот период советские истребители уничтожили 95 фашистских самолётов: 78 в воздухе  и 17 на земле. Потери полка составили 83 самолёта. Потому полк был отправлен на доукомплектование и пополнение в Чебоксары, а после этого в июне 1942 года стал частью 2-й Воздушной Армии и сражался в составе 226-й истребительной авиадивизии.
До 7 июля 1942 года дивизия воевала на Воронежском фронте, а затем её перевели – на Брянский. Фашистские самолёты непрерывно бомбили советские железнодорожные узлы и другие объекты инфраструктуры, налетая на них группами из 18-20 бомбардировщиков. И хотя советская  авиация тогда ещё не имела преимущества в воздухе, наши лётчики не уступали врагу небо. Ввысь  одновременно взмывали 8-10 советских самолётов и бесстрашно принимали неравный  бой с превосходящими силами противника. Они своими действиями ломали его порядки, вынуждая сбрасывать бомбы во чисто поле.
Четвёрка советских истребителей, в которую входили Павел Тарасов, во главе с командиром полка Героем Советского Союза В.Н. Калачёвым в жарких воздушных боях 25 и 26 июня 1942 года предотвратила подлёт немецких «Юнкерсов» к важному военному объекту. В итоге за два дня этих боев советские соколы уничтожили 10 самолётов противника: 9 «Юнкерсов» и 1 «Мессершмидт». Из этих 10 самолётов 4 – на счету Павла Тимофеевича Тарасова. В те дни потерь советским лётчикам удалось избежать. Таким образом, приказ командования был выполнен: на важный объект не упала ни одна немецкая бомба.
Но через два дня при таране вражеского самолёта погиб В.Н. Калачёв. На его место командира 15-го истребительного авиаполка им. Ф.Э. Дзержинского был назначен капитан П.Т. Тарасов.
Павел Тимофеевич пользовался большим уважением всего лётного состава полка. Причиной всеобщего уважения являлись его исключительные человеческие качества. Тарасов был не только образцом храбрости и смекалки в бою, но и строгим, справедливым командиром. Его жизненным кредо была русская поговорка: «сам погибай, но товарища выручай». И в самых сложных боевых ситуациях он, забывая о себе, прежде всего, действовал во спасение жизней своих подчинённых. Многие лётчики, побывавшие с ним в сражениях, считали его не только учителем, но и своим спасителем.
С лёгкой мысли Тарасова в истребительной авиации начали использовать радиосвязь. Именно Тарасов 8 июля 1942 года первый доказал в бою эффективность этого вспомогательного средства. В тот день он по радионаводке сбил «Хейнкель-111».
Так же ему принадлежит и другое боевое новшество. Он первый, кто перед вылетом начал крепить к своему ястребку 2 бомбы. Эти бомбы он сбрасывал по ходу курса в самую гущу фашистов, нанося им тем самым дополнительный урон. Хороший почин был тут же взят на вооружение его боевыми товарищами, и быстро распространился по всей советской истребительной авиации.
4 сентября 1942 года авиаполк Тарасова был переведён под Сталинград.  Аэродром, где базировался полк, располагался в Средней Ахтубе. У лётчиков под командованием капитана П.Т. Тарасова началось время суровых изматывающих боев.
На следующий день после прибытия в Среднюю Ахтубу лётчики авиаполка стали совершать боевые вылеты. По 8-10 вылетов в день. Ни о каком отдыхе, или какой бы то ни было подготовке, не могло быть и речи. Полку Ставкой была поставлена задача: не допускать вражескую авиацию к городу. Но для выполнения этой нелёгкой задачи полк Тарасова располагал лишь двумя десятками самолётов. Лётчики в прямом смысле этого слова жили на взлёте: обедали, заправляли самолёты, докладывали о результатах боев, не выходя из кабин. А боевые группы формировали по радиосвязи уже в небе. Но при этом все стремились попасть на самые опасные участки, и никому не приходило в голову жаловаться на усталость.
С каждым днём интенсивность вылетов возрастала, невзирая на то, что к тому времени несколько лётчиков было сбито, а кто-то ранен и отправлен в госпиталь.
В полку Тарасова, впрочем, как практически во всех боевых частях Красной Армии, установилась весьма славная традиция: командир полка и комэски всегда были впереди и служили примером для других. Единственным источником авторитета командиров среди бойцов, как земного, так и небесного участков фронта, во время Великой Отечественной войны являлось именно их личное участие в бою, их мужество и результативность. Они вылетали чаще других и брали на себя самые опасные задания.
Герой Советского Союза лётчик И.В. Фёдоров позже вспоминал: «Тарасов дрался самоотверженно, бесстрашно… Удержаться в бою за Тарасовым было непросто - его резкий, непредсказуемый для противника пилотаж ставил иногда в тупик даже сильных ведомых».

Израненный в неравных схватках авиаполк П.Е. Тарасова был отправлен на переформирование в декабре 1942 года. Тогда уже, некогда бравая, 6-я армия Паулюса беспомощно барахталась в Сталинградском котле, выхода из которого для неё не было.
После переформирования капитан П. Т. Тарасов был назначен в 812-й истребительный авиационный полк на должность помощника командира по воздушно-стрелковой службе.
Знаковый случай с участием П.Т. Тарасова произошёл под Новороссийском 28 мая 1943 года. П.Т. Тарасов в паре с лейтенантом С.П. Калугиным прицельными очередями вывели из строя самолёт немецкого аса офицера Герберта Мейслера. Этот Мейслер был из сильнейшей в Люфтваффе 52-й эскадры. Быстро сориентировавшись, лётчики умело вынудили надменного фрица довести и посадить свой «мессер» на советском аэродроме. Гитлеровский офицер, конечно, был взят в плен, а трофейный «мессер» так и остался в распоряжении советских лётчиков. Они использовали вражескую боевую машину для выполнения спецзаданий и тренировок пилотов. Позже этот «мессер» экспонировался в Москве на выставке трофейного оружия.
К тому времени слава о подвигах П.Т. Тарасова уже бродила далеко за пределами его родного полка.
812-й авиаполк П.Е. Тарасова участвовал в боях за освобождение Белоруссии и Прибалтики, сражался на Миус-фронте, а так же под Никополем, Запорожьем и в Крыму.
В феврале 1944 года бои шли на территории Днепропетровщины, а сам город к тому времени уже был свободен от врага. Семья Тарасова: родители, жена и дочь - до войны проживала в Нижне-Днепровске. В один из дней между боями лётчик смог повидаться с ними. Родной дом советского героя был полностью разрушен, а его близкие коротали свои дни в наспех вырытой землянке. Их рассказы о пережитом в годы оккупации, о зверствах фашистов, их массовых расправах над советскими людьми потрясли Тарасова. По возвращению в полк он обо всём увиденном и услышанном рассказал товарищам. Их негодованию не было предела: «Бить их надо и гнать! Бить и гнать!»
И 812-й авиаполк Тарасова в последующих боях стал отличаться ещё большей результативностью.
13 апреля 1944 года Павлу Ефимовичу Тарасову было присвоено звание Героя Советского Союза. К тому времени он уже носил на груди орден Красного Знамени и орден Отечественной войны 1-й степени.
Но 29 июля 1944 года Павел Тимофеевич трагически погиб, причем случилось это не в бою. В полк привезли отремонтированный самолёт Як-3, и Тарасов решил его опробовать в полёте. При исполнении лётчиком одной из фигур высшего пилотажа от «Яка» отвалилась одна из плоскостей, и машина провалилась в крутой штопор. Пилот в условиях большой перегрузки всё же сумел выскочить из кабины и дернуть за кольцо парашюта. Но парашют не раскрылся – не хватило высоты. Так не стало славного Героя, на боевом счету которого записано 30 лично уничтоженных фашистских стервятников, плюс 3, уничтоженных в группе с товарищами, плюс 7 - уничтоженных на земле. Велик и его командирский вклад в Победу над врагом.
Похоронили Героя Советского Союза Павла Тимофеевича Тарасова с почестями в Кармелаве, там, где тогда сражался его авиаполк.
Помни, Отчизна, лучших сынов своих!

Май 2020 г.


Рецензии
Жаль, что Павел Тимовеевич так рано ушёл из жизни и жаль, что виной этому стал либо брак, либо недоработка при ремонте "Яка-3" - прекрасного советского лёгкого истребителя, который к тому времени уже хорошо зарекомендовал себя в боях.

С уважением, Андрей.

Андрей Штин   05.06.2020 14:01     Заявить о нарушении
Да, "Як-3" был отличным истребителем. Но вот такая беда случилась. После его гибели неисправные самолёты в полки перестали поступать. Видно, разобрались в проблеме на местах. Но что это было: брак, недоработка, вредительство? В источниках не указано. Видимо, для того, чтоб разобрались, понадобилась гибель такого летчика-виртуоза, как Тарасов. Потому что до этого думали, что пилот сплоховал (неисправный самолет, на котором разбился Тарасов, был уже не первый), а Тарасов сплоховать не мог, и все поняли: проблема в машине.

Елена Киянка   05.06.2020 14:36   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.