Мраморная чернильница

С соседкой напротив мы разговорились. Наташа и Юра там живут, наши ровесники. Интеллигентные люди, Юра доцент в университете. Когда они были ещё студентами, увлекались туризмом, собрались в поход, в Карелию. Бабушка прослышала, куда они едут, вдруг сказала:

— Поклонитесь Карелии, — на глазах у неё появились слёзы.

— Что случилось, бабуля? Что у тебя связано с Карелией?, — заинтересовалась Наташа.

— Дедушка Нестор срок там отбывал. На строительстве Беломор-канала.

— За что же его туда отправили? Когда? Ты не рассказывала.

— Да, не рассказывала. Тяжело вспоминать. Началось это в 1929 году. Нестор, молодой инженер, работал в проектном институте. Строили тогда в Советском Союзе заводы. По американским проектам. Так вот. Увлечённым он был человеком. А рядом с ним американец работал, за соседним столом, как сейчас помню, Джон Вуд.

— Интересно. А что, дедушка знал английский?

— Как раз учил английский, чтобы легче было разговаривать с Джоном. Тут, в воскресенье, Нестор в городе был, и издали увидел Джона. Захотелось ему что-то спросить, а Джон зашел в гостиницу «Астория», там он жил. Джона дед не догнал, и подвела его нечистая к стойке администратора. И всего-то задал вопрос: «В каком номере проживает господин Джон Вуд»? «Такой господин у нас не проживает, — ответила администратор». Тут же за спиной Нестора возникли двое... записали его паспортные данные... — бабушка замолкла.

— И что потом? Дедушка спросил, ну и что?

— Вечером увезли его на допрос. Допытывались, какая у него связь с этим американцем. Утром только Нестор пришел домой, я не знала, что и подумать. Голова вся в синяках. Я спросила, почему? «Да это следователь, посадил меня посреди комнаты, вопросы задавал и швырял всю ночь в мою голову чернильницу мраморную, квадратную такую. А сейчас мне на работу идти...». Днём дома провели обыск, нашли улику — Англо-русский словарь технических терминов. Вечером снова увезли на допрос, опять до утра швыряли чернильницу. Через неделю он не вернулся домой. Забрали в ГУЛАГ сроком на десять лет. Я к нему в Карелию два раза  ездила...

— Конечно, бабушка, мы поклонимся Карелии. Так через десять лет дедушка вернулся?

— Нет, больше я его не видела. После Беломор-канала его перебросили на Волго-Донской канал. А там юг, кормили плохими продуктами, умер в 1938 году от дизентерии. Так сказали. И могилки нет...


Рецензии
Грустный, но правдивый рассказ о тяжелых временах. Понравился. Спасибо, Владимир. Здоровья и удачи. Д-р А. Киселёв.

Александр Киселев 6   16.07.2020 17:49     Заявить о нарушении
Доктор, спасибо Вам за отзыв. Всегда радостно видеть Вас на моей странице.

Владимир Митренин   16.07.2020 22:37   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.