1896. Вася Максимов и Ваня Суворов

В 1896 году Василию Никитовичу Максимову было 9 лет от роду, а Ивану Егоровичу Суворову – 7 лет. Оба учились: Василий в земской школе села Бабка, а Ваня – в школе грамоты деревни Кошелёвка. В 1900 году в селе Бабка имелось 3 общественных здания, земская школа, школа грамоты, 2 мелочные лавки и винная лавка. Чем отличались эти школы?

До аграрных реформ российского императора Александра II образованием в России занимались государство и церковь, то есть министерство просвещения (в его ведении находились университеты, гимназии и начальные училища) и русская православная церковь (в её ведении были семинарии, духовные училища и церковно-приходские школы). Во второй половине XIX века в России появились органы местного самоуправления – «земства», которые взялись за решение одной из вопиющих государственных проблем – почти поголовной неграмотности крестьянства. Так появилась начальная школа и система народного образования в России.

В июне 1864 года был принято и опубликовано «Положение о начальных народных училищах», согласно которому организация и развитие народного образования стала одним из основных направлений деятельности земств. Одновременно существенно изменилось общественное сознание и важным стало не только грамотность, но «народное просвещение, моральное совершенствование человека». Например, граф и знаменитый русский писатель Лев Николаевич Толстой в бесплатной школе, которую создал в своём имении Ясная Поляна близ Тулы и в которой сам преподавал, «дети учились не только чтению, но и истории, пению - вплоть до изучения сольфеджио, рисованию, математике и другим естественным наукам».

Таким образом, по примеру Л.Н. Толстова, образованные молодые люди в России «буквально горели идеями народного образования: изучали народную литературу, рассылали книги в сельские библиотеки и читальни, организовывали школы грамотности, становились учителями в земских школах». В начале XIX века «начальные школы в России были, скорее, экзотикой, то сто лет спустя, в начале века двадцатого, школ стало так много, что в государстве стали задумываться о введении обязательного всеобщего начального образования».

Чему учили в земских школах? В XIX веке считалось, что крестьянским детям нужно давать только минимум знаний, который необходим им для работы в натуральном сельском хозяйстве, а также научить их «почитать родителей, любить царя, Отечество и Бога». Однако земства сами, на местах, часто меняли учебные программы в свих интересах, например,
Сокращали часы на изучение Закона Божьего и вводили уроки «реальных знаний». Кроме этого, в земских школах, как правило, преподавали либо случайные люди, проходимцы, либо «настоящие энтузиасты, которых интересовала не зарплата (тогда сельским учителям тоже платили мало), а миссия, долг перед народом, желание просвещать, желание делать мир лучше». Вот почему именно в начальной земской школе возникли реальные люди и образы народных учителей, то есть лучших учителей, которые «в ходе работы пытались создавать новые методы обучения, искали подходы, пытались одновременно и расширить кругозор своих учеников, и приблизить обучение к реальной жизни».

Программа обучения в земских школах была рассчитана на 3 года (четвёртый год был «повторительный» - для отстающих). Однако крестьянские дети учились лишь половину отведённого на учёбу времени: «несмотря на то, что обучение в земских школах было бесплатным, дети могли ходить на учёбу только в зимний период: с мая по октябрь они были заняты работой по хозяйству». Вот почему земскую школу иногда называли не трёхлетней, а «трёхзимней».

В большинстве случаев земские школы были одноклассными: один класс, один учитель. Позже в земских школах появились два класса: младший и старший. Домашних заданий не было, дети усваивали уроки и получали знания только на занятиях в классе, в школе. Поэтому одним ученикам давались письменные задания, другим учитель что-то рассказывал и показывал новое, а с третьими проводил контрольные проверки их памяти и знаний. Все ученики земской школы находились в одном помещении, поэтому они одновременно слушали, видели, испытывали всё, что происходит. Многократное повторение позволяло им лучше запомнить ранее пройденное. Этот метод преподавания был древним, как мир и характерным для школ грамотности.

Другой древнейший и самый распространённый приём для запоминания – это повторение материала хором за учителем. Так дети учили азбуку, молитвы, правила поведения, пословицы и поговорки, стихи. На уроках арифметики тоже одну и ту же задачу давали всем ученикам, причём одни её решали письменно, а другие – устно. При этом каждый новый урок задачи решались разными способами, чтобы не допускать механического повторения и запоминания. Также пересказывались тексты религиозных и литературных произведений. Кроме этого учителя-энтузиасты, показывая или представляя природные явления и феномены, предлагали ученикам своими словами их объяснить, описать, представить, тем самым пробуждая живое творческое внимание и воображение, мысль.

В земских школах и школах грамотности XIX века были обязательные предметы: алфавит, Закон Божий, родная речь (русский язык), чтение, письмо, арифметика, история и география. Во многих земских школах были «предметные» уроки по естественным наукам: физика, химия, биология (они проводились в виде лекций и бесед). На уроках арифметики детей , прежде всего, учили устному счёту, поскольку этому навыку моментально находилось применение в домашнем быту; на уроках письма – написанию своей фамилии, имени и отчества, росписи, составлению разного рода прошений, автобиографий, писем.

Кроме этого, при земских школах, как правило, существовали школьные артельные или ремесленные мастерские, фермы, сельскохозяйственные питомники, сады, огороды, пасеки и т.д., на которых крестьянские дети получали уроки агротехники, семеноводства и животноводства. Девочек в земских школах обучали рукоделию, ведению домашнего хозяйства, кулинарии и т.д. Несмотря на то, что в земских школах и школах грамотности (в церковно-приходских школах) преподавался Закон Божий, культурное воспитание учеников было практически средневековым: система поощрения и наказания («кнута и пряника») с применением разного рода нотаций, внушений и наказаний, но без официальных телесных наказаний. Телесные наказания были в практике крестьянского домашнего быта…

В школах грамотности и в земских школах за низкую успеваемость никого не наказывали, традиционно считалось, что плохие результаты учеников в учении – это вина, прежде всего, педагога-учителя. Поэтому в XIX веке в системе народного образования сложилась традиция творческого поиска методик обучения, появились выдающиеся русские педагоги, возник общепринятый образ Учителя. Летом повсеместно проводились учительские конференции и съезды по обмену опытом, а также курсы повышения квалификации учителей. В итоге учиться в школах XIX века стало интересно и полезно, а земскую школу признали и полюбили все – от мала, до велика.

Данный материал изложен автором по статьям Геннадия Аксёнова «Почему удались земские школы» и Анатолия Цирульникова «В учениках у реальности». Источник: ЦЭРС ИНЭС.

На картинке: 1896. Сельская земская школа. Серия фотографий: «Старое фото России XIX века». Так выглядел мужской класс в российской земской школе конца XIX века. Школы грамотности, как правило, не имели своих отдельных зданий и проводились либо в помещениях сельских школ, либо в избах учеников «по очереди». При этом, в качестве платы (кроме платы копейками за каждого ученика), учителей крестьяне по очереди кормили, одаривали продуктами питания, заодно, подкармливая детишек. Кстати, точно также «оплачивался» труд нанятых общественных пастухов общего деревенского стада скотины.


Рецензии