09. 05. 1900 Престольный праздник в селе Бабка

Согласно «Жития новомучеников и исповедников российских ХХ века» (Источник: ГАРФ. Ф. 10035, д. 22889. Дамаскин (Орловский), игумен. «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия»): «Священномученик Василий (Максимов) родился 28 января 1887 года в селе Бабка Павловского уезда Воронежской губернии в семье крестьянина Никиты Максимова. Семья жила бедно, а кроме того, Никита тяжело заболел и ослеп. Василий рос мальчиком благочестивым и послушным, и местный священник благословил его прислуживать в алтаре. Однажды в престольный праздник службу в храме совершал приезжий архиерей; ему понравился благочестивый, одаренный музыкальными способностями мальчик, и он взял его с собой к месту своего служения в Шадринск и определил в духовное училище. Василию было тогда четырнадцать лет».

Из этой краткой вводной информации «Жития» мы можем раскрыть существенные подробности и не только даты, факты и события, но и характер этих событий, действия, совершаемые их участниками, их имена и фамилии, другие подробности. В первую очередь узнаем, что это был за престольный праздник церкви села Бабка и когда был этот престольный праздник.

Священномученик Василий Максимов родился 28 января 1887 года. В 14 лет его определили в духовное училище, таким образом в день престольного праздника ему было 13 лет, то есть это событие было в 1900 году (1887 + 13 = 1900). Храм в селе Бабка был один и он был построен взамен обветшавшей деревянной церкви в 1823 году – это была церковь Николая Чудотворца или как её все тогда называли «Никольская церковь». Вот, что официально известно об этой церкви…

Храм Николая Чудотворца в селе Бабка Павловского района Воронежской области. Приход Русской Православной Церкви, Воронежская митрополия, Россошанская епархия, Павловское благочиние. Статус: действующий храм. Язык богослужений: церковнославянский. Престольные праздники: Николая Чудотворца - Май 9 [по с.с.] или Май 22 [по н.с.] (перенесение мощей), Декабрь 6 [по с.с.] или Декабрь 19 [по н.с.].

Краткая историческая справка: Храм был построен в камне и освящен в 1823 году. Восстанавливается по инициативе жителей села с 2008 года. Приход зарегистрирован в 2012 году. Таким образом, согласно «Указателю храмовых праздненств в Воронежской епархии» (1886) (вып. 2, с. 95) определена дата престольного праздника Никольской церкви села Бабка в 1901 году – 22 мая по н.с.

Теперь автор поведает, какой была в 1900 году церковь Николая Чудотворца (Никольская церковь) в селе Бабка. Согласно карте межевания конца XVIII – начала XIX веков, в селе уже существовала деревянная церковь. В 1823 году на месте обветшавшей деревянной церкви на средства прихожан была построена каменная церковь с колокольней и каменной оградой. Она имела характерные для того времени элементы стиля ампира, хотя и в довольно скромном виде. В плане она представляла собой крест. Как было ранее поведано автором: «земли подцерковной пахотной и сенокосной при Никольской церкви было 60 десятин, был один подцерковный дом и один штат священника. Прихожан в церкви было 800 душ». В 1861 году в Никольской церкви был оглашён Манифест Александра II об отмене крепостного права. Там хранились книги, переданные затем в избу-читальню, и акты гражданского состояния, хранящиеся ныне в архиве Павловского ЗАГСа.

В 1928 году Никольская церковь была закрыта. В 1930-е годы её решили разрушить, но из-за прочной кладки удалось только снять 90-пудовый колокол. В то же время была уничтожена колокольня, стоявшая рядом со зданием церкви. Здание сначала использовали под зернохранилище, затем там находилась семилетняя школа. Располагавшийся рядом дом священника также использовали для учебных целей. В послевоенные годы были уничтожены трапезная, северный и южный приделы Никольской церкви. С северной стороны территория церкви была застроена. После того, как в 1981 году построили новое здание школы, в бывшей Никольской церкви располагалась пожарная часть (до 1998 года).
 
В 2008 году по инициативе жителей села Бабка начались работы по восстановлению Никольской церкви. Была построена временная шатровая крыша, вставлены новые окна, начиналась подготовка к сооружению трапезной. С созданием приходского совета в 2012 году были проведены работы по ремонту интерьеров, возобновились богослужения. Временный вход расположен с южной стороны. В 2015 году проводился ремонт внешних стен церкви, планируется возведение купола. (Данные Википедии - автор).

Православным церковным календарём праздник Николая Чудотворца отмечен дважды: 9 мая/22 мая (перенесение мощей) и 6 декабря/19 декабря (день погребения). В народе их называют «Никола Вешний и Никола Зимний». Они относятся к непереходящим праздникам, то есть с фиксированной датой. Престольный праздник или храмовый праздник) – это праздник в память события священной или церковной истории, а также святого, во имя которого освящён храм или придельный престол храма. Этот праздник отмечается прихожанами отдельного церковного прихода. В народе престольные праздники ещё называют так: русские – храмовый, часовенный, придельный, приходской, съезжий, гулёвый праздник, престол, годовой праздник; украинцы – празник, храм; болгары и македонцы – селска служба/слава, църквена слава, черковна служба; сербы – сеоска слава.

Считается, что престольные или храмовые праздники начали распространяться по Руси (в России) с XIII века. Однако сценарий престольного или храмового праздника выдаёт его древнейшую культовую языческую обрядность. Вероятнее всего, истоки этого праздника в родовых или племенных общественных праздниках-застольях. Во всяком случае престольный праздник наряду с Пасхой считается одним из главных годовых праздников и отмечался во всех приходах, а также прихожанами городских храмов (Источник и далее по тексту изложение данных из книги: И. Танков. Храмовый праздник. 1784).

«На храмовый праздник градообразующего или сельского храма всегда приглашался либо правящий, либо приглашённый архиерей, благочинный, духовенство и миряне из соседних приходов, губернатор, помещик, казаки для охраны порядка, многочисленные гости. Церковный ритуал престольных праздников и в столицах, и в городах, и в самых отдалённых селениях почти не отличались. В храмовые праздники на селе, после праздничной литургии, на которой стремились причаститься все присутствующие, по всем селениям прихода совершался благодарственный молебен с водосвятием, с крестным ходом, с несением хоругвей и икон так называемыми «богоносцами» из числа прихожан. Если приход был небольшим, то иконы проносили по всем деревням ещё и до литургии. В некоторых сельских приходах священник с причтом начинал ходить по домам прихожан и служить молебен перед образом храмового святого за несколько дней до праздника. В городах крестный ход после литургии совершался вокруг храма, иногда между одноимёнными храмами или из близлежащих храмов к «именному», но затем обязательно по территории прихода или вокруг неё.

В небольших городах и в сельской местности во время крестного хода окроплялись святой водой не только дома жителей и надворные постройки, но и колодцы, реки, поля, домашний скот (наследие языческих времён – автор). Там, где хозяева выставляли у ворот накрытый белой скатертью стол с приготовленной для освящения водой, служили молебен. В отдельных домах по просьбе прихожан служились молебны, за что церковный причт одаривали «кто чем мог» — продуктами, деньгами. Во многих сёлах к праздничной трапезе обычно приступали лишь после того, как в избе побывала «престольная» икона.

Обязательным считалось на храмовый праздник принять гостей — родственников, друзей, соседей. До середины XIX века храмовые праздники (часто осенью или зимой) обычно продолжались пять-семь дней, позднее продолжительность сократилась до одного-трёх дней. Но если праздник приходился на горячую страду, праздновали один день. При этом в одних сёлах празднование устраивалось с обеда до вечера, в других — с вечера до утра. В Нижегородском уезде одноименной губернии в конце первого десятилетия XX века продолжительность престольных праздников зависела от того, на какой день недели они выпадут, так как в любом случае праздновали до конца недели.

К престольному празднику начинали готовиться заранее. Подметали все улицы и дворы. Обновляли и убирали храм: чистили оклады на иконах, подсвечники, обновляли резьбу и краску на церковной утвари, украшали храм цветами, пёстрыми ленточками. В городах и в некоторых сёлах вечером накануне и в день праздника плошками с горящими факелами освещали колокольню, храм изнутри или снаружи. Всю эту работу обычно выполняли мужчины. Женщины же приводили в порядок дом, старались купить обновы для членов семьи, пекли хлеб и пироги, варили пиво. В некоторых местах варили пиво и готовили стол в складчину на всё село. Во всех семьях, ожидая гостей, закупали необходимые припасы, водку и вино, памятуя о том, что «без блинов не масленица, а без вина не праздник». Каждый стремился в меру своих возможностей сделать праздничный престольный стол богатым, чтобы накормить вволю и напоить всех гостей. Обед готовили с раннего утра в день праздника, поэтому в церкви женщин всегда было заметно меньше, чем мужчин.

У крестьян крепко держался обычай в престольный праздник угощать «всякого заходящего в избу» — и земляка, и прохожего, и нищего. В этот день любому гостю были рады — старались накормить и напоить от души. В городах, как правило, привечали только приглашённых гостей. Родственники и друзья обязательно ходили друг к другу в гости. Если праздник отмечался несколькими деревнями, — то организовывался он обычно по очереди каждой деревней. В больших приходах Вологодской, Костромской, Новгородской губерний, а также в Сибири престольный праздник могли длиться одну-две недели, в течение которых праздник по установленной очереди «переходил» из одной деревни в другую. Каждое селение принимало гостей в «свой» день.

Застолье престольного праздника сопровождалось беседами, обменом новостями, пением, а порой и плясками. До середины XIX века значительное место в песенном репертуаре пирующих занимали духовные стихи, псалмы, тропари. На Европейском Севере и в Сибири исполнялись также былины, или, как их называли «старины». Но концу XIX — началу XX веков всюду уже пели «что кому в голову придёт». Для храмовых праздников были характерны обильное застолье с выпивкой и послеобеденным сном, хождение пирующих по домам родственников и друзей — семьями или компаниями (молодок, парней, стариков), общественные гулянья, наподобие рождественских колядований. Разгульные пиршества и весёлые гулянья в день престола нередко вызывали нарекания со стороны церкви. Во многих местах к престольным праздникам были приурочены базары или ярмарки, которые посещались преимущественно после обеда.

Гулянья в престольные праздники из года в год устраивались на одном и том же месте. В зависимости от условий и традиции это могли быть площадь рядом с церковью или прилегающие к ней улицы, околица, высокий берег реки или зелёный луг, загородная роща и т. п. К местам гуляний заранее стекался торговый люд со всякого рода сладостями. Особым спросом пользовались пряники, дешёвые конфеты, орехи, семечки, а также квас с изюмом. Праздничные гулянья обычно затягивались допоздна, а весной и летом кое-где продолжались до рассвета. Главным участником гуляний была неженатая молодёжь и молодожёны. В настоящее время на престольные праздники в сёлах также устраиваются бесплатные трапезы для всех желающих, выступления певцов, танцоров, докладчиков, демонстрации фильмов с церковной тематикой.

Вот что происходило 9/22 мая 1901 года в селе Бабка Павловского уезда Воронежской губернии.  В следующей новелле автор поведает о церковной службе престольного праздника в Никольской церкви села Бабка 9/22 мая 1901 года и о действиях приезжего архиерея, настоятеля храма и его помощника алтарника (пономаря) 13-летнего Василия Никитовича Максимова.

На картинке: 1900. Гулянье в деревне. Север Европейской России. Начало ХХ в. Источник: «Старые фотографии России». Именно так гуляли русские крестьяне на престольные праздники. Ходили в гости. Угощались. Угощали гостей, прохожих, нищих. До обеда ходили в церковь на праздничную службу, послушать архиерея, а после праздничного всеобщего застолья или домашнего семейного обеда шли на ярмарку, на гулянье. Молодёжь гуляла в этот престольный праздник, как говорится: «До утра!».


Рецензии