Свадьба Аны Соколович и Атех Геннадия Чобану

"Свадьба" Анны Соколович была поставлена в Пермском театре оперы и балета. И стала доступной для широкой публики в телетрансляции 17 мая 2020 года в режиме пандемии.(Премьера состоялась в  2017 году). Композитор Соколович родом из Сербии. Сейчас проживает в Канаде. И странным образом ее одноактная коротенькая опера для 6 женских голосов а капелла произвела на меня большое впечатление. Опера-плач, мистика, заговор, путешествие сквозь память живых и мертвых. Своего рода женский сбор, совет, обряд, как готовиться и чего ждать невесте.
- Зачем идешь замуж, если бедна?
- Но ведь красива.
- За нелюбимого? Для себя умираешь. Живешь для других...
Невеста вопрошает, мается, призывает духи рода поддержать на неведомом пути...

Ее подруги щебечут, как птички на ветке. Как ожившие родственницы, то поощряющие, то угрожающие. Они - разные грани невесты. 6 граней- духов. Играют, воют, ссорятся. Очень тонкая, сложная паутина взаимоотношений накануне Свадьбы, которая обычно является радостным событием для невесты, и, если тревожным, то для жениха. Почему же столько тревоги, взрывов подсознания, ожидания неотвратимо страшного? Попыток выйти из ситуации голосами природы, силами духов, очень тонкими вибрациями окарины, поющей чаши, странных звуковых символов, имитаций, щелчков, шёпотов, заговоров. Зачем столько тонкостей в не сложной по жанру хоровой опере этнического толка?

Очевидно, причина в не явной многоплановости символов, когда вокальный секстет воркует не столько о Свадьбе в обычном смысле. Это обручение с чем-то более важным, возможно, поиск себя в творческом пространстве. Попытка идентифицировать женское начало с искусством, самораскрытием, которому что-то препятствует. Ведь автору оперы пришлось покинуть родные края, чтобы потом вскрыть нечто очень глубинное, кровное, родное, и показать это миру. И только свадебный обряд даже такого экзотически балканского свойства - вряд ли объяснение тому, что мы услышали. Хотя я не впервые сталкиваюсь с попыткой передать мировосприятие Балкан через мучительный поиск основ женской души.

Похожая история разворачивается и в опере молдавского композитора Геннадия Чобану "Атех" по известному роману "Хазарский словарь" Милорада Павича ( Премьера состоялась 25 июня 2005 года). В опере "Атех" мы видим странное отношение к женщине, любви и роду. Женщина не сама по себе. Она обязательно всё сразу. Все женщины рода. Она всеобьединяющая. Связь-Жизнь - Смерть- Красота- Любовь- Дети. Мистическая связь творения. Женщина - это сосуд, пропускающий всё через себя. Дарящий жизнь и умирающий в других.

Опера "Свадьба" завершается откровенным плачем невесты. Принцесса Атех умирает в расцвете молодости, вовсе не исполнив свое женское предназначение. У нее не было детей, ей не суждено было счастье: «Я выучила наизусть жизнь своей матери и каждое утро разыгрываю ее перед зеркалом, как в театре. Одевшись в ее платье, с ее веером и прической, я играю ее роль даже в постели любимого. В минуты страсти я не существую, это больше не я, а она. Она заранее украла все мои любовные прикосновения, и так же точно, как я, была обкрадена в любви своей матерью... Заснув вечером, мы превращаемся в актеров и всегда переходим на другую сцену, чтобы сыграть свою роль. Днем наяву мы эту роль разучиваем... Зритель, ты приходишь на представление, чтобы смотреть на меня, а не для того, чтобы в нем играть. Смотри же на меня, когда я буду хорошо готова к роли, потому что никто не бывает мудрым и красивым семь дней в неделю».

В образе принцессы Атех слились все женские ипостаси: любовница, актриса, стерва и философ, ведьма, прародительница и просто мудрая женщина. Ее неоднозначность заметна сразу, потому что она является на сцене в сплетении с тенью своей матери.
Очень похожа ситуация и в этноопере "Свадьба".

"Весь спектакль строится на соединении настоящего и представляемого, ожидания и реальности, своего и накрученного обществом, театрального и жизненного: вот одну из танцовщиц утыкают лицом в таз, а исполнительницы партий самозабвенно голосят, дерзко подхихикивая; вот самоуверенные дивы сходят с небес, а внизу вытанцовываются картинки из возможного брачного будущего; вот певицы стоят на авансцене, отбивая ритм, танцовщицы закручивают коло (национальный сербский хоровод), в центре стоит парень в красной рубахе и девушка в белом сарафане; вот фигуры одних замерли у задника, а силуэты других, выстраивающих голосами хорал, медленно отступают; вот при помощи свистулек возникает лес; вот танцовщицы, покатав парня на руках, подвешивают его за ноги на одну из конструкций. А вот происходит грызня Невесты (Надежда Павлова) с подружками, готовыми ее уничтожить. В лучших традициях фильмов про театральные интриги. Певицы – красивая картинка, оперная свадьба, макияж и поза, танцовщики – нечто настоящее, испуганное, натуральное, резкое, играющее в то, что пока недоступно, но обязательно случится. Как в «Дочки – матери», как в «Похороны», как в детстве...
(Из рецензии "Свадьба: neveste dolaze". Екатерины Нечитайло ).


Рецензии