1900. Путешествие в Шадринск

В 1900 году основным видом транспорта на просторах России был гужевой транспорт, то есть разного вида повозки на конной тяге. При этом на основных направлениях (запад, юг, восток и север) уже были проложены имперские железные дороги, которые от узловых станций в крупных городах и транспортных узлах ветвились на местах также до крупных уездных городов, промышленных предприятий, портов и мест сбора и вывоза разных природных ресурсов. Перемещение пассажиров и грузов между уездными городами, сёлами и деревнями в России на рубеже XIX-XX веков осуществлялось исключительно гужевым транспортом. Только в столицах, в Санкт-Петербурге и Москве, а также в промышленных центрах начали появляться грузовой и пассажирский транспорт на электрической и машинной тяге. Поэтому даже для такого архиерея, как 64-летний Ириней (Харисим Михайлович Орда, 1837-1904), переезд из Воронежской епархии в Екатеринбургскую епархию (из села Бабка в город Шадринск) на расстояние 2022,5 км по просёлочным дорогам требовало много времени, физических и душевных сил (и немалых средств жизнеобеспечения).

Даже в современное время (2020 год) железнодорожный переезд по маршруту Воронеж – Екатеринбург следует совершать с заездом сначала в Москву на Казанский вокзал, пересадка, а затем прямым поездом на станцию Екатеринбург-Пассажирская. Расстояние между конечными станциями – 2030 км. Если ехать на поезде со скоростью 200 км в сутки, то на всё путешествие потребуется 10 дней. Современный поезд по железнодорожному маршруту «Придача (Воронеж-Южный) — Казанский вокзал (Москва) — Екатеринбург-Пасс» (с пересадкой в Москве) занимает 1 дн 16 ч. Например, выезд 20 мая в 23:43 – приезд 22 мая в 17:46 (местное время) или по МСК в 15:46. Расстояние по ж/д от Москвы до Екатеринбурга – 1701 км. В 1900 году такой возможности не было, зато была возможность совершить путешествие гужевым транспортом по густой сети военных и почтовых, имперских и местных, мощёных и просёлочных дорог.

Расчётное (современное) расстояние между селом Бабка (Воронежская область, Россия) и городом Шадринск (Курганская область, Россия) составляет примерно — 2 014 км (или 1 208 миль). Разница по времени между ними составляет 2 часа. От села Бабка до Воронежа по дорогам 135 км. От Екатеринбурга до Шадринска по дорогам 204 км. Длина маршрута «Воронеж-Екатеринбург» по дорогам – 1869 км; время непрерывного преодоления маршрута со средней скоростью 100 км/ч – 20 ч 42 мин.

В XIX веке ямщики на дорожных колясках с одной лошадью двигались со средней скоростью пешехода – 3-4 км/ч. На скорость движения гужевого транспорта очень влияет качество дорог, рельеф местности, прочность транспортного средства, бойкости кучера, состояние лошади (сменных лошадей) и состояния (в том числе финансового) барина-путешественника. Коляски-тройки, запряжённые тройкой коней, двигались гораздо быстрее, но тоже со средней скоростью мелкой рыси, не превышающей скорость бегущего человека (8-10 км/ч). Конный курьер-казак («верховой») мог преодолевать по 80-100 км в день и даже больше, но и здесь многое зависело от здоровья и физического состояния лошади (сменных лошадей).

«Движение (гужевого транспорта – автор) на главных улицах (Москвы – автор) было очень интенсивным. По Тверской, Петровке, через Кремль и по некоторым другим улицам ломовой транспорт не допускался. Легковые извозчики ехали плотно друг за другом и нередко над головой пассажира, сидящего в санках, раздавался храп бегущей сзади лошади.

Скорость движения на ровных местах была мелкой рысью, примерно 8-10 км в час, а у лихачей и извозчиков с хорошими лошадьми в 1,5 -2 раза выше. Ломовой транспорт с грузом передвигался только шагом, причём извозчик следовал рядом с полком, держал вожжи в руках и нещадно ругал и понукал лошадь, а в трудных местах огревал её вожжами. Если полок или сани где-нибудь застревали, он бил её нещадно по самым чувствительным местам, иногда по морде» (А.Я. Гуревич. «Москва в начале XX века. Записки современника». 1901).

На имперских и губернских почтовых и военных дорогах России почтовые станции первого класса ставили через каждые 20-25 км пути, что требует (ориентировочно) 4-5 часов непрерывного движения дорожной повозки, после которого лошадям обязательно следовало отдохнуть и попить свежей воды. Как правило, в эти моменты лошадей сменяли, иногда кормили, а также отдыхали, кушали или перекусывали сами ямщики и путешественники. Имперская и военная курьерская и почтовая службы получали сменных свежих коней и скакали дальше, ориентируясь в движении только важностью послания (приказа), сроком доставки и человеческими силами (выносливостью верхового, всадника). «Я дал двугривенный ямщику, и мы понеслись, как из лука стрела. Мы ехали, не останавливаясь; жандарму велено было делать не менее двухсот вёрст в сутки. Это было бы сносно, но только не в начале апреля. Дорога местами была покрыта льдом, местами водой и грязью; притом, подвигаясь к Сибири, она становилась хуже и хуже с каждой станцией» (А.И. Герцен. «Былое и думы» (1898). Ссылка в Пермь).

Таким образом, наиболее вероятно, что 64-летний архиерей Ириней путешествовал к месту своей новой службы в дорожной коляске и ему, несомненно, нужен был расторопный, смышлёный, услужливый, а самое главное, послушный и церковно-образованный молодой помощник; верный, не капризный, скромный, трудолюбивый и любознательный. 13-летний алтарник-пономарь Василий Никитович Максимов из села Бабка был именно таким подходящим помощником, тем более, что он обладал приятной юношеской внешностью и прекрасным мелодичным голосом. Практически Василий Максимов мог исполнять все обязанности при священнике во время производства церковных служений и молитв. Несомненно, по факту того, что архиерей Ириней взял с собой в Шадринск юного алтарника-пономаря из сельской церкви, следует, что этот юноша обладал всеми необходимыми качествами, способностями и талантами для служения в качестве попутчика-помощника церковного иерарха, учёного, исследователя, религиозного и государственного деятеля, каким был в 1901 году архиерей Ириней.

Путь, который предстояло весной 1900 года преодолеть архиерею Иринею и его спутнику алтарнику-пономарю Василию Максимову, двигаясь в восточном направлении в дорожной коляске со сменой лошадей на почтовых и ямщицких станциях, составлял 2022,5 км (расчётное расстояние по современному дорожному маршруту «село Бабка – город Шадринск). Если непрерывно двигаться по этому маршруту на современном автомобиле со скоростью 100 км/ч на преодоление этого пути нужно не менее 28 часов. Архиерей Ириней и алтарник Василий Максимов ехали, несомненно, не менее 10 дней (суток).

Дело в том, что для архиерея Ириней эта поездка была не простым преодолением расстояния, а продолжением его церковной миссии, исследованием, знакомством с церквями и монастырями по пути следования, изучением организации и обеспечения церковной жизни в городах, сёлах и деревнях России на рубеже XIX – XX веков. Поэтому дорожная коляска архиерея Иринея двигалась неспешно, не торопясь, останавливаясь на время в домах местных священников и в монастырях, в духовных училищах и семинариях, в церковно-приходских школах и церквях, в которых архиерей, так же, как в Никольской церкви села Бабка, проводил службы, читал проповеди, участвовал в престольных праздниках и церковной жизни мирян. Несомненно, приезд-посещение церковного иерарха уровня архиерея Иринея воспринимался священнослужителями, руководителями Церкви на местах, священниками и прихожанами, как праздник, значительное событие. Для юного алтарника Василия Максимова это путешествие из села Бабка в город Шадринск на протяжении 2022,5 ким было не только дорожным физическим испытанием, но настоящей практической школой жизни, практикой будущего священнослужителя Церкви.

У современных читателей, заражённых прозападной порочной идеологией либеральной вседозволенности, половой распущенности и хамского морально-нравственного разложения, может возникнуть мысль о некоем характере взаимоотношений 64-летнего архиерея Русской Православной Церкви и 13-летнего красивого алтарника с кротким нравом и ангельским певческим голосом. Автор оставляет на совесть, уровень интеллектуального развития и воспитания подобные мысли, образы и сравнения. Глупого дурака, нравственного мерзавца и душевного урода не переубедить и не исправить, его исправит только могила. Поэтому автор продолжает своё исследование-повествование истории рода Суворовы-Максимовых и дальнейшие факты, письменные и фотодокументы опровергнут даже самые гнусные подозрения, намёки и наветы бессовестных подлецов.

Неизвестно, вдвоём или в компании попутчиков, а то и участников ехали архиерей Ириней и алтарник Василий Максимов весной 1900 года по дорогам России к месту назначения в город Шадринск, в Екатеринбургскую и Ирбитскую епархию. Возможно, вместе с архиереем Иринеем ехали и другие его помощники, но только на других дорожных колясках или каретах. Дело в том, что в существующих дорожных фаэтонах, колясках и пролётках было предусмотрено только два удобных широких места на заднем сидении (под откидывающимся тентом), одно откидывающееся сиденье напротив пассажиров и одно место рядом с кучером (извозчиком). К сожалению, автор пока не обнаружил документальных свидетельств или записей этого путешествия, поэтому он вынужден только реконструировать его, исходя из сети военных и почтовых дорог России XIX века, а также из характерных особенностей и описаний подобных путешествий.

На картинке: 1900. «Катание в коляске (Александр II с детьми)». Автор: художник Н. Сверчков. Ярославский художественный музей. В России под «колясками» понимали множество видов рессорных открытых экипажей. Например, разновидностями городской коляски были ландо, междугородней – фаэтон. В Европе «коляской» назвали конкретный вид модного элегантного экипажа для прогулок. Н.В. Гоголь сделал русскую коляску героиней одноименной повести: владелец там хвастается, что «она легка как перышко, а рессоры такие, будто нянька вас в люльке качала». Одноименное стихотворение посвятил коляске поэт Вяземский: «Несётся лёгкая коляска, / И с ней легко несется ум». Красивая коляска, красивые лошади, красивый «выезд» всегда на Руси и царской в России были вопросом престижа (точно так же,Э как красивый ухоженный автомобиль в Советском Союзе). Например, в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина» Долли Облонская и её кучер стесняются своего старого, залатанного экипажа во время визита в деревню Вронского. Другая героиня, Лидия из пьесы Александра Островского «Бешеные деньги» восклицает (глядя в окно): «Погодите! Что это за коляска? Кружева! Неужели это maman взяла для меня? Какая прелесть, какая роскошь! <…> Ай! Я упаду в обморок. Это не коляска, это мечта. Можно задохнуться от счастья сидеть в этой коляске. Что со мною?». А поэт Игорь Северянин писал: «Элегантная коляска, в электрическом биеньи, / Эластично шелестела по шоссейному песку». Вот на такой дорожной коляске (фаэтоне) с тентом проехали 2022,5 км в мае 1901 года 64-летний архиерей Ириней и его 13-летний спутник алтарник-пономарь Василий Максимов.


Рецензии