09. 05. 1900 Архиерей Ириней

Итак, мы знаем, что 9/22 мая 1900 года в престольный праздник церкви Николая Чудотворца в селе Бабка служил приезжий архиерей, который ехал в город Шадринск к месту своей новой службы и взял с собой алтарника-пономаря 13-летнего Василия Никитовича Максимова. Кем был или кем мог быть этот архиерей? Что такое архиерей в структуре Русской Православной Церкви (РПЦ)?

По энциклопедическому определению Архиерей (греч. «старший священник») – это общее название священнослужителей высшей степени церковной иерархии, употребляется наряду с «иерарх» и «архипастырь». Архиерей является епископом Церкви. Он имеет благодать совершать все Таинства и право руководить церковной жизнью. Каждый архиерей (кроме викариев) управляет епархией. В древний период церковной истории архиереи делились по объёму административных полномочий на епископов, архиепископов и митрополитов, в настоящее время эти звания сохраняются как почётные. Из числа архиереев Поместный Собор РПЦ избирает патриарха, который пожизненно осуществляет руководство Поместной Церковью (некоторые Поместные Церкви возглавляются митрополитами или архиепископами). Согласно христианскому вероучению, апостольская благодать, принятая от Иисуса Христа, передается архипастырям через Таинство Рукоположения. Поскольку архиерей должен быть безбрачным, то в Русской Православной Церкви принято поставлять в архиереи лиц из монашествующего, то есть «чёрного» духовенства. К архиереям принято официально обращаться следующим образом: к епископу – «Ваше Преосвященство», к архиепископу или митрополиту – «Ваше Высокопреосвященство», к патриарху – «Ваше Святейшество». Неофициальное обращение к архиерею: «Владыко». Синонимы слову-понятию «архиерей»: архиерарх, архипастырь, владыка, иерарх, священнослужитель. (Источник: Православие. Словарь-справочник. 2014).

Вот какого уровня священнослужитель был на службе престольного праздника в Никольской церкви села Бабка 9/22 мая 1900 года. Несомненно, иерарх такого уровня обладал наивысшим авторитетом и его сан, слово архипастора, внимание и забота, с которой он обратился к родителям юного Василия Максимова, были надёжной гарантией безопасности и будущности талантливого в церковном служении юноши. Кто же это был? Как звали в миру и в Церкви этого архиерея, епископа, руководителя церковной жизнью епархии? Какой епархии – Воронежской или Екатеринбургской, к которой относился город Шадринск?

В 1900 году епископом Воронежским и Задонским, в ведении которого находилась церковь Николая Чудотворца в Павловском уезде Воронежской губернии, был Архиепископ Анастасий (в миру Алексей Михайлович Добрадин, 1828-1913), епископ Русской православной церкви.

Архиепископ Анастасий родился 10 (22) марта 1828 года в селе Белые Кресты в семье причётника (церковного дьяка). В 1849 году окончил Новгородскую семинарию, в 1853 году — Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью «магистр богословия». 1 декабря 1853 года был рукоположён во священника. В 1855 году защитил магистерскую диссертацию на тему: «О христианских апологетах II-III вв.». В 1880-1882 — ректор Витебской семинарии. До 1882 года — священник в Новгородской епархии, в Полоцком кадетском корпусе. Овдовев, 26 марта 1882 года принял монашество и 6 июня 1882 года был рукоположён во епископа Выборгского, 2-го викария Петербургской епархии. С 28 сентября 1882 года — епископ Старорусский, викарий Новгородской епархии. С 3 мая 1888 года — епископ Калужский и Боровский.

Взойдя на Калужскую кафедру, епископ завёл свой дневник наблюдений за приходами, духовенством, духовно-учебными заведениями. Менее чем за 2 года он объехал все 642 прихода Калужской епархии. На основании собранных данных сменил всех 43-х благочинных (священников в поместных церквах), чего никогда ни ранее, ни после него не бывало. Епископ Анастасий запомнился калужанам организацией и проведением празднования в честь 900-летия Крещения Руси летом 1888 года. Он был не просто церковным иерархом, он был учёным, системным исследователем, религиозным и государственным деятелем.

3 июня 1890 года епископ Анастасий был назначен на Воронежскую кафедру и переехал из Калуги в Воронеж. В 1901 году при его непосредственном участии и руководстве был открыт церковный историко-археологический комитет. 6 мая 1902 года он был возведён в сан архиепископа Воронежского и Задонского. Скончался архиепископ Анастасий 1 мая 1913 года и был погребен в соборе Митрофаниевского монастыря Воронежской епархии. В августе 1956 года, после разрушения собора и монастыря, прах архиерея был перезахоронен на городском Коминтерновском кладбище Воронежа, в 1993 году его останки перенесены во вновь созданный «некрополь Акатова во имя святого Алексия женского монастыря» (Все фактические данные из православной энциклопедии и Википедии). Таким образом, архиепископ Анастасий не мог быть тем архиереем, который 22 мая 1901 года проводил службу престольного праздника в церкви Николая Чудотворца в селе Бабка, потому что он оставался архиереем, архиерархом, архипастырем, владыкой, иерархом и священнослужителем в своей Воронежской епархии до 1913 года.

Архиереем Церкви, получившим 29 марта 1900 года назначение возглавить Екатеринбургскую и Ирбитскую епархию, в состав которой входили церкви города Шадринска, был епископ Ириней (в миру Харисим Михайлович Орда, 1837-1904), епископ Православной Русской Церкви (РПЦ).

Епископ Ириней родился 22 августа (3 сентября) 1837 года в бедном селе Самовицы Полтавской губернии на левом берегу реки Бобрик (протока Днепра) напротив Черкасс. Его отец был священником, достигший сана без образования, благодаря доброму поведению и хорошим способностям и навыку к службе церковной из «дьяков», как прежде называли в Малороссии причётников. Получил образование в Полтавской духовной семинарии и Киевской духовной академии. 26 апреля 1861 года после окончания Киевской духовной академии со степенью «кандидат богословия» был определён наставником в Екатеринославскую духовную семинарию, где проработал до 1864 года. В том же году защитил работу на степень «магистра богословия» и перевёлся в Киевскую семинарию наставником Священного Писания. 25 сентября 1877 года рукоположён в сан иерея и назначен законоучителем в Третью Киевскую гимназию с оставлением преподавателем в духовной семинарии. С 1880 года — благочинный Киево-Подольских церквей. 4 августа 1883 года пострижен в монашество и был назначен ректором Киевской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита. 9 мая 1888 года в Киево-Печерской лавре хиротонисан во епископа Уманского, викария Киевской митрополии.

С 12 июля 1890 года архиерей Ириней — епископ Чигиринский, викарий Киевской епархии. С 19 декабря 1892 года — епископ Могилевский и Мстиславский. С 17 июля 1893 года — епископ Тульский и Белёвский. С 2 ноября 1896 года — епископ Подольский и Брацлавский. С 29 марта 1900 года — епископ Екатеринбургский и Ирбитский. С 28 марта 1902 года и до смерти 10 (13) апреля 1904 года — епископ Орловский и Севский.

Архиерей, архиерарх, архипастырь, владыка, иерарх и священнослужитель Ириней был талантливым проповедником, духовным писателем и лингвистом, духовным писателем, магистром богословия. Он обладал знанием греческого, английского, французского и немецкого языков. Издавал и редактировал журнал «Воскресное чтение», редактировал журнал «Руководство для сельских пастырей» (Журнал издавался в Киеве с 1860 по 1917 год, объёмом 50 номеров-выпусков ежегодно, т.е. 1200–1500 стр.).

Архиерей Ириней скончался 10 апреля 1904 года от паралича сердца; был похоронен у южной стены в Успенском храме на Архиерейском подворье в Орле. В 1920-е годы могилы захороненных в Успенском соборе пяти архиереев были осквернены и разграблены, кости разбросаны, а черепа похищены; сохранилась лишь одна глава преосвященного Иринея.

В наследие от архипастыря Иринея остались его сочинения и печатные труды:
«История Церковной истории».
«Труды Киев. Д. А.» 1891, № 6, 8, 11.
«Руководство к последовательному чтению пророческих и учительных книг Ветхого Завета». Поучения Иринея, епископа Екатеринбургского и Ирбитского. Екатеринбург, 1901.
«Руководственное пособие к пониманию Псалтири» М.: «Лествица»; СПб.: Северо-западный Центр православной литературы «Диоптра», 2000. (По изд. 1882 г.).
Отзыв о поучениях см. «Прибавление к «Церк. Вед.» 1901 г., № 4, с. 1671-1674.
Отдельные поучения см. «Прибавление к «ЦВ» 1902 г., № 8, с. 263.
Отдельные поучения см. «Прибавление к «ЦВ» 1902 г., № 22, с. 695.
Приходы и церкви Екатеринбургской епархии - Екатеринбург: Братство св. праведного Симеона Верхотурского Чудотворца, 1902 — 647с.
«Руководитель к толковому чтению Библии».
«Разбор сочинения Ренана» — «Жизнь Иисуса».
«За веру и против неверия». «Подол. Еп. Вед.» Киев, 1899.
«Речь при пострижении в монашество инспектора Могилевской духовной семинарии о. Аркадия Константиновича». «Прибавление к «ЦВ» 1893, № 17, с. 680—681.
О религиозном воспитании детей. Калуга, Сардоникс, 2004.

Переводы:
«Земная жизнь Господа Спасителя» (перевод с немецкого). Киев, 1874—1882 гг. и др.
«Толковая Псалтирь Загабена» (перевод с греческого).
«Мученики Колизея» (перевод с английского).
«Пастырские послания Св. Ап. Павла» (перевод с французского) и многие другие.

Преосвященный Ириней был награждён: орденом Святой Анны I степени; орденом Святого Владимира II степени; званием «Почетного члена Киевской и Казанской духовных академий». Сведения о преосвященном Иринее содержатся в источниках: «Берташ Александр, свящ. Ириней» // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2011. — Т. XXVI. — С. 466—468. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-048-6, «Ириней (Орда)» // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907, во всех православных энциклопедиях и Википедии.

Именно архиерей Ириней 9/22 мая 1901 года благословил алтарника-пономаря церкви Николая Чудотворца (Никольской церкви) села Бабка Павловского уезда Воронежской губернии на службу во время престольного праздника, а затем забрал его с собой в Шадринск Екатеринбургской и Ирбитской епархии. Такой священнослужитель, как Ириней, который сам был родом из бедного крестьянского села Самовицы Полтавской губернии, расположенным на левом берегу реки Бобрик (протока Днепра) напротив Черкасс точно так же, как село Бабка здесь на Дону, не мог не заметить и не оценить 14-летнего алтарника-пономаря Василия Максимова – талантливого сына бедного крестьянина Никиты Максимова, одарённого, как и он сам когда-то, смышлёностью, смирением, благостью церковной жизни и службы, а ко всему этому ещё и прекрасным музыкальным слухом и голосом.

Несомненно, все эти факторы, вкупе с праздничным настроением престольного праздника Никольской церкви и образа Николая Чудотворца, который в мировоззрении русского народа ассоциируется с образом сказочно-языческого новогоднего Деда Мороза, повлияли на ум, душу и сердце приезжего архиерея Иринея и он тоже совершил маленькое чудо, оказавшее судьбоносное влияние на жизнь, талант и судьбу будущего протоиерея и священномученика Василия Никитовича Максимова, моего деда рода Суворовых-Максимовых по материнской линии.

На картинке: Преосвященный Ириней (Харисим Михайлович Орда, 1837-1904) с 29 марта 1900 года по 28 марта 1902 года — епископ Екатеринбургский и Ирбитский. Картина неизвестного (пока) художника с единственной прижизненной фотографии (1900-1904 гг.).


Рецензии