1900. Первоиерарх РПЦЗ Антоний

14 июля 1900 года преосвященник Антоний будет переведён на самостоятельную Уфимскую и Мензелинскую кафедру и станет епископом (главой) Уфимской и Мензелинской епархии. 27 апреля 1902 года он будет назначен епископом Волынским и Житомирским, священноархимандритом Почаевской Успенской Лавры. В 1906 году возведен в сан архиепископа. В 1908 году управляя Волынской епархией, он первым из русских иерархов откликнется на суждения по вопросу о восстановлении патриаршества в России, издав брошюру соответствующего содержания, как приложение к журналу «Русский Инок» (иеромонах Антоний с юных лет был большим приверженцем русского патриаршества). На учебнике русской истории Илловайского его рукой нанесены заметки, восхваляющие патриарха Никона и порицающие царя Алексея. В 1911 году будет награждён бриллиантовым крестом для ношения на клобуке. В 1912 году преосвященник Антоний будет назначен членом Святейшего Синода с оставлением его на занимаемой кафедре.

Неизвестно сколько времени, где и как общался путешествующий архиерей Ириней с преосвященником Антонием в Уфе, но вероятно, при этом общении, в частности, совместной службе в храмах, несомненно, присутствовал и участвовал алтарник и помощник архиерея Василий Максимов, который с каждым днём их путешествия в Шадринск всё больше и больше облагораживался, пропитывался высокодуховной благости общения с великими деятелями Церкви. Вся дальнейшая жизнь, поведение и деятельность Василия Никитовича Максимова свидетельствует о том, что уроки этого путешествия были им восприняты с душой и сердцем, глубоко остались в его памяти, отразились на внешнем облике, в стиле и манерах поведения, речи, выражения своих мыслей, а также в его жизненных принципах.

Самый корректный ответ митрополита Антония (Храповицкого):
На запрос судьи Бернского процесса о Сионских протоколах Митрополит ответил: «Смысл и направления Протоколов Сионских мудрецов во многих отношениях соответствуют учению и мировоззрению мирового еврейства… Линия поведения соответствующего направления имеется в руководящих кругах мирового еврейства, и, как собственно показала русская революция, действия и устремления еврейства часто вполне соответствуют содержанию так называемых Протоколов Сионских мудрецов».

В 1916 году, когда победоносный исход войны для России, казалось, был предрешен, 10 августа 1916 года в Святейшем Синоде обсуждался вопрос о том, кому будет принадлежать Константинополь, и если он войдет в состав Российской Империи. Со своим проектом решения этого вопроса выступил архиепископ Антоний (Храповицкий). Он считал, что задачей России в этом регионе является не только освобождение Константинополя, но и Гроба Господня, Голгофы, Вифлеема, Дамаска, Бейрута и вообще всех православных епархий. Архиепископ Антоний считал, что России следует восстановить Византийскую Империю, объединив Грецию с Константинополем (Царьградом) под мирской властью Самодержца-грека и под духовной властью Вселенского греческого Патриарха. Россия должна была овладеть широкой лентой земли от Южного Кавказа до Дамаска и Яффы, а также Сирией и Палестиной, открыв для себя берег Средиземного моря и соединив его с Кавказом железными дорогами. Архиепископ Антоний предлагал организовать переселение русских крестьян и ремесленников в Сирию и Палестину, "очищая для них и пустыни и магометанские поселения, которые, впрочем, и сами начнут быстро пустеть под русским владением".

«Если это будет сделано, — считал он, — то не пройдет и десяти лет, как вся Палестина и Сирия обратятся во Владимирскую или Харьковскую губернию. Народ наш так и ринется поселяться в страну, где жил наш Спаситель, Его пречистая Матерь, Апостолы, пророки и мученики. Там будет уже место для чисто русской культуры, для русской речи, для русской торговли и промышленности, в частности, две последние отрасли обильною лавою польются по Волге и Каспию через Кавказ к Средиземному морю и обратно. Пустынная местность вновь процветет, как земля, текущая "медом и млеком", а всякий русский христианин сочтет долгом раз в своей жизни отправиться на поклонение Живоносному Гробу; даже наши баре и барыни забудут о Карлсбадах и Парижах и будут знать Иерусалим, Вифлеем, Назарет. Вот тогда со всею силою проснется русское самосознание; наука и поэзия возвестят миру о чувствах и молитвах русской души и исполнятся чаяния последних Рюриковичей и первых Романовых о том, что Московскому Царству суждено быть Третьим Римом, а четвертому Риму не бывать».

Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей преосвященный владыка Антоний (Храповицкий) мужественно выступал против сатанинских учений иудаизма и масонства. Подписал Соборное послание, в котором масонство осуждалось как преступная организация, а нераскаявшиеся члены ее подлежали отлучению от Церкви.

Скончался владыка Антоний 10 августа 1936 года в сербском городе Сремски-Карловцы, похоронен в Белграде в Иверской часовне. Перед кончиной принял схиму. (Автор текста комментария: Игорь Чернозатонский).

На картинке: 10 августа 1936. † Митрополит Антоний (Храповицкий). (Автор фотографии пока неизвестен). Изложба архивских докумената „Српска Православна Црква и руска емиграција (1920-1940). Са благословом Његове Светости Патријарха српског г. Иринеја и Светог Архијерејског Синода Српске Православне Цркве Архив Српске Православне Цркве Архив је приредио редовну годишњу изложбу на тему Српска Православна Црква и руска емиграција (1920-1940). Изложба ће бити, уз Божју помоћ, отворена у Дому Војске Србије (Ул. Браће Југовића 19) у четвртак, 31. марта 2016. године, у 13 часова. Архивистичка изложба се састоји од 121 експоната (докумената, фотографија, плаката, летака и новина). Изложба је посвећена 80-годишњици упокојења великог руског архијереја, митрополита кијевског и галицког и предстојатеља Руске Православне Заграничне Цркве Антонија Храповицког (1863-1936). Рецензенти каталога су др Алексеј Тимофејев (Философски факултет Универзитета у Београду) и др Мирослав Перишић, директор Архива Србије. (Источник: сайт Управы Архива СПЦ).


Рецензии
"Архиепископ Антоний считал, что России следует восстановить Византийскую Империю, объединив Грецию с Константинополем (Царьградом) под мирской властью Самодержца-грека и под духовной властью Вселенского греческого Патриарха". Но так не считали, Александр,антирусские силы во всём мире и сделали всё, чтоб этого не произошло.
С уважением,

Николай Бузунов   21.05.2020 19:07     Заявить о нарушении
Уважаемый Николай Бузунов, грандиозные дела делаются не спеша и по своим законам. У нас, у России, ещё всё впереди. Грядёт, уже началась общемировая Интеллектуальная революция и Россия, Русский мир, есть и будет мировой цивилизацией. Вот увидите сами, Николай. С уважением. Спасибо за отклик.

Александр Суворый   21.05.2020 23:19   Заявить о нарушении
Будем надеяться, Александр!

Николай Бузунов   27.05.2020 09:20   Заявить о нарушении