Два жирных кита поэзии
Что такое поэзия, кто такие поэты, что значит хороший поэт, плохой поэт и прочая, и прочая, и прочая. Понятное дело, что не остались в стороне и сами стихотворцы. С чем только не сравнивался этот творческий процесс, и чему только не уподоблялась сама поэзию - перечислять нет возможности. Короче, только ленивый ещё не высказался по этому поводу. Думаю, что слова Жоржа Батая вообще невозможно переплюнуть: ”Поэзия всегда в некотором смысле противоположна поэзии”. И нам остаётся только тихо медитировать над этой формулировкой в ожидании скорейшего просветления.
Я – ленивый, и ранее никак по этому, как оказалось весьма популярному вопросу, своих размышлений не озвучивал. Но с ленью надо бороться. Поэтому, хотя и понимаю, что втиснуться между великим греком и Иосифом Давыдовичем, мне не удастся, всё же несколько мыслей рискну вынести на суд уважаемой публики.
На мой взгляд, поэзия покоится на двух жирных китах (предупреждаю, что любые возникающие ассоциации - это только плод вашего воображения). Вы спросите: «Почему же сразу жирных?». Ну, посудите сами: сколько уже написано томов поэтических откровений? А сколько ещё будет написано? Худосочные мальки вряд ли смогут удержать такое богатство. Конечно, следуя научной традиции, нужно было бы взять трёх зверюг, но в данном случае хватит и двух. Одно из этих морских чудищ – форма, другое – содержание.
С первым, казалось бы, всё должно быть понятно – всего-то две основные тактико-технические характеристики: рифма и ритм. Хотя, если задаться изучением теории стихосложения, то эта кажущаяся ясность медленно растворится в стремительном потоке терминов и определений. Я искренне уважаю и восхищаюсь людьми, которые всё-таки смогли во всём этом разобраться. Не думаю, что наличие этого знаниевого багажа является гарантией успеха, но и у теории стихов должны быть свои адепты.
Так вот, оказывается, что выдержать единый ритмический рисунок на протяжении всего стихотворения не всем пишущим под силу. Частенько он скачет и подпрыгивает, пытаясь сбросить с себя незадачливого хозяина. И здесь только упорство и опыт могут исправить ситуацию.
С рифмами – та же засада. Существует целая классификация этой проблемы начинающих (и упорствующих) авторов: мужские и женские, начальные и внутренние, смежные и перекрёстные и т.д. Кроме того, почему-то считается дурным тоном использовать глагольные рифмы. Классики мировой поэзии об этом видимо ничего не слыхали, поэтому, нисколько не стесняясь, всё-таки вставляли их в свои произведения. Сложно? Может быть. Хотя, в конце концов, даже Незнайка научился рифмовать свои незатейливые строчки.
С содержание ещё сложнее, поскольку «каждый пишет, как он дышит». А дышим мы все по-разному, и, порою, дыхание ближнего нашего вызывает у нас исключительно неприятные ощущения. И если даже облечь эти поэтические выдохи в чёткую форму, желание отвернуться всё равно не пропадает. Особенно тяжело воспринимаются многословные произведения при условии крайне ограниченного словарного запаса автора. И получается грустная ситуация: человека переполняют эмоции, но он не в состоянии передать их теми словами, которые ему подвластны. Такое произведение читается несколько тяжело, поскольку мысль автора понятна, но изложена крайне косноязычно. Возможно, что в этом случае начинающему поэту поможет чтение уже когда-то написанных хороших стихов. Причём, принимать это лекарство можно в неограниченных количествах – чем больше, тем лучше.
Да, процесс стихотворения совсем непрост, и далеко не каждый способен достичь качественных результатов. Но высказать своё мнение о прочитанном сможет любой. Поэтому – не стесняйтесь, я с удовольствием выслушаю ваши мнения о поэзии, поэтах, об этой заметке и обо мне лично.
P.S. Вот не удержался и добавил в уже и так переполненный мешок афоризмов ещё один: поэтами не рождаются, поэтами – умирают.
Свидетельство о публикации №220052201429
Ирина Петал 25.05.2020 15:12 Заявить о нарушении
Павел Филин 30.05.2020 14:44 Заявить о нарушении
_________8____8__________8_____8_____________________
_______8___8_____8____8_____8____8___________________
_____8____8_______8__8_______8_____8_________________
___________________88________________________________
_____________888888888888_______________8_______88___
__________888888888888888888____________888___8888___
_________8888888888888888888888__________8888888_____
________8888@)888888888888888888___________888_______
~~~~~88888888888888888888888888888888888888~~~~~~~~~~
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Ирина Петал 30.05.2020 15:33 Заявить о нарушении
Павел Филин 31.05.2020 17:58 Заявить о нарушении
Ирина Петал 31.05.2020 18:15 Заявить о нарушении