Телесериал Голиаф

Сложные чувства. Я люблю книги и фильмы из жанра судебных драм-детективов, но пристрастно отношусь к качеству - ведь именно в этом виде драмы очень важна профессиональная подготовка автора. И хоть в сериале актерская и режиссерская работа на высоте, но мастерства и профессионализма у сценариста оказалось недостаточно. И потому в целом от первого сезона осталось чувство легкого разочарования. Это чувство усиливается во втором сезоне, когда уже начинаешь просматривать пунктиром, пропуская на голову больные моменты, а потом и вовсе прыгая через серии. Разочарование доходит до максимума в третьем сезоне, когда уже смотришь начало, пару эпизодов из середины и финал. Чтобы плюнуть в конце. Если бы это была книжка, то было бы приятно бросить об стену. Или сжечь в камине, как делал незабвенный детектив Ниро Вулф.

Итак, начнем с названия. Голиаф. Великан, которого победил мальчик-пастушок Давид. По содержанию понимаем, что жалкий спивающийся и разорившийся адвокат это и есть тот самый маленький Давид, который повалит жутко богатую адвокатскую контору, несмотря на то, что та имеет в своем кармане огромные деньги, массу сотрудников, купленных полицейских, коррумпированных судей, наемных убийц и много чего ещё - и не боится всё это использовать. Тогда получается, что в центре повествования - именно "Голиаф", сильный и ужасный, но обречённый на поражение? Тогда почему главным героем все же поставлен "Давид"? И эти проблемы с логикой будут на протяжении всех сезонов.

В подробностях покажут работу и внутренние проблемы этой богатой конторы, ее атмосферу и раздражающие-унижающие, я бы даже сказала - уничтожающие - внутренние отношения. Упивающийся своей властью глава фирмы, выпендривающаяся начальница отдела, забитая девочка - начинающая помощница с проблемами речи (заикание, что в профессии практически равно профессиональной непригодности) и готовая на всё - даже безропотно спать с боссом... Все роли блестяще сыграны очень хорошими актерами - тут без претензий.

В противовес будут показывать бедного, стареющего, но талантливого адвоката, выброшенного на обочину жизни, где он обитает в грязном и бедном мотельчике, пропивая и прокуривая всё, что у него было. Кстати - по количеству выпитого и выкуренного в фильме остается ощущение, что производители табачной и алкогольной продукции являются главными спонсорами фильма. Впрочем, это частое явление в современных фильмах, где авторам приплачивают за марки машин, компьютеров, смартфонов, мелькнувших в кадре, и вообще за любой логотип. Се ля ви.

Итак, перед нами бедный адвокат почти без работы, которого нанимают вести один вроде бы простой случай, и который спит с клиенткой и успешно опаздывает на первое судебное заседание - и дело, которое он должен вести, будет просто закрыто без рассмотрения. Впрочем, опоздание это было по уважительной причине, но этого никто не знает, и ему никто не верит. Но все же он найдет способ подавать заявление снова и снова. "Ты может быть и крепкий парень, - скажет адвокат продажному полицейскому, который его арестовал, - но я сумасшедший парень. А сумасшедшие не сдаются."

Настолько сумасшедший, что сможет оскорбить судью, закрывшего дело. Назвать его подкупленным. Получить штраф в несколько тысяч долларов, но при этом получить и возможность оспорить это наказание в судебном порядке, чтобы просто иметь возможность предъявить доказательства - доказательство продажности судьи. Такие моменты в сериале красивы - и просто ради них можно смотреть и все остальное. Игра актеров на высоте.

Вместо армии высококвалифицированных адвокатов у нашего "Давида" будет в помощниках только строптивая и скандальная дама-риэлтер, которая ничего не знает о судебных процедурах, и еще одна помощница, которая давно уже дама с пониженной социальной ответственностью -- но тем не менее дело сдвинется с мертвой точки.

В процессе будет накапливаться количество угроз, опасностей, неприятностей и даже трупов; дело будет опять закрываться, но все же снова будет возвращаться в тот же зал судебных заседаний... И вроде бы есть и интересное расследование, и потери, и восстание из пепла, и острые моменты, но... По идее - по хорошей идее - кульминацией этого дела должна быть последняя битва - Давида и Голиафа. Битва титанов: адвоката и главы той самой адвокатской конторы, который невидимо присутствует на каждом заседании и который ворочает миллионами. Да, они встретятся, будет словесная битва, но тем не менее... финал будет не таким, каким его ожидаешь. В смысле, авторы конечно имели право пойти тем путем, который они выбрали, но это оставляет чувство скептической неудовлетворенности. Выглядит это как в захватывающем детективе вдруг автор написал что-то вроде - "и тут вмешался бог"... Не хочу делать спойлер для тех, кто захочет посмотреть сериал, но тем не менее сказать свое "фи" имею право. Фи.

Вот собственно и всё. Второй сезон будет уже другой "Голиаф", будет нежная любовь-морковь, злая мафия, больные на голову уроды, расчленёнка, море трупов, предательство - и никакой нормальной победы в конце. Да и самого нормального процесса тоже не будет. Слишком много личного. Когда отношения героев в сериале начинают вытеснять главную интригу, когда судебная драма и детектив превращаются в мелодраму, то от этого проигрывают все - и авторы, и зрители. Мы-то думаем, что смотрим судебную драму, а сериал никак не хочет ею становиться... Кроме того - если в конце первого сезона наш адвокат решил взяться за голову и перестать пить хотя бы ради дочери, то во втором сезоне спонсоры видимо высказали свои претензии, и тут уже пьют все - и адвокат, и его несовершеннолетняя девочка (кстати совершенно бездарная актриса). И это дополнительный негативный элемент фильма.

В третьем сезоне авторы оказались ещё более ушибленные на голову; у них полная потеря реальности и бред. А значит и у их героев. И закончится прямо по известной фразе: "короче все умерли". Впрочем, наличие четвертого сезона показывает, что все же не все умерли, "но это я не ем, я не козёл"...


Рецензии