Информация врассыпную

Великий пролетарский писатель Максим Горький сказал: "Любите книгу - источник знаний". Эту литую фразу в СССР можно было встретить повсюду. Когда она мне попадалась на глаза, в моих мозгах неизменно возникал фразеологический синоним: "Любите компот - источник сухофркутов!". Идеологи на службе советского государства вырвали этот девиз из контекста. Далее М. Горький продолжил, немного смягчив  очевидную глупость сказанного: "...только знание спасительно, только знание может вас сделать духовно сильными, честными, разумными людьми, которые способны искренне любить человека...". Пролетарии действительно любили книгу, стояли в очередях за полными собраниями сочинений, которые выставив на полках, никогда не открывали, поскольку книги служили в качестве демонстрации того, что их владельцы интеллектуально развиты.

Очевидная глупость горьковской фразы проистекает из того, что в отличие от знаний книги бывают такими, в которых знания не только отсутствуют, но которые могут быть даже источником незнания, как, например, книга по политэкономии, по которой мы сдавали экзамены в советских университетах. Смысл имеет только простой, сокращённый вариант горьковского лозунга, а именно: "Любите знания!". Любовь к знаниями приложима к любому аспекту жизненной активности, а не только к приобретению искренней любви к человеку. М. Горький, кстати, очень дружил с советскими каннибалами. Любовь к знанию имеет самое непосредственное приложение и к профилактике здоровья.

Дело в том, что цивилизационный прогресс несёт человечеству не только удобства и простоту существования, цивилизационный прогресс открывает путь прирождённым жуликам к активному внедрению в жизнь среднего человека. В 1980 году Олвин Тоффлер (Alvin Toffler) - американский социолог и футуролог в своей книге "Третья волна" обосновал концепцию постиндустриального общества, отличающегося от аграрного и индустриального общества переходом к новой технологической революции, ведущей к созданию сверхиндустриального, информационного, или постиндустриального общества.

По моему мнению Тоффлер всё же кое-что сильно недоучёл, а именно то, что научно-технический прогресс, в частности, и цивилизационные тенденции, в целом, со всей неизбежностью порождают и "Четвёртую волну", которая представляет собой обвальный рост в обществе числа мошенников: спамеров, нечестных банкиров, берущих деньги с вкладчиков за то, за что раньше вкладчикам платили, удлинителей пенисов, хакеров, наглых навязывателей бесполезной рекламы, жуликов-страховщиков, государственных деятелей, изо всех сил плодящих уборщиков улиц и идиотов, от голосов которых  они зависят, гигантов фармацевтической промышленности и прописывателей бесполезных лекарств, попов и мулл, раввинов, дурящих людей глупейшей диетой, производителей контрафактных товаров, финансовых брокеров...

Цивилизационный прогресс предоставил каждому человеку, грамотному и не очень, собственные средства массовой информации. В наше время любой, горящий желанием поделиться своим мнением по любому вопросу фундаментальной науки, имеет для этого все возможности. Даже в том случае, если единственной книгой которую он в своей жизни прочёл, были сказки народов Востока. Ещё хуже обстоит дело с радикальным упрощением доступа к информации, осуществляемым с помощью интернетных поисковиков. Дело в том, что знание - это не аддитивная смесь прочитанного. Знания - это система информации, в которой фрагменты запоминания многомерно связаны. При отсутствии системы знаний можно представить себе существование загробного мира, можно верить сказкам испытавшим состояние клинической смерти и видевшим галлюцинации, связанные с возникновением гипоксии. При наличии системы знаний существование загробного мира и тысячелетние блуждания мессии воспринимаются в качестве тяжелой формы идиотизма.

Ранее мы покупали товары в небольших магазинах, знали в лицо хозяев, которые знали в лицо и нас - своих постоянных покупателей. Ныне отношения между покупателями и продавцами обезличены, в гигантских супермаркетах можно наблюдать очевидные проявления постиндустриального идиотизма: постоянную смену расположения товаров для того, чтобы покупатель подольше побродил по супермаркету, ежедневные колебания цен товаров на 100-200% с последующими крупными дискаунтами на те товары, которые не покупают из-за дороговизны и которые начинают портиться... Невозможно с определенностью сказать, кто именно получил больше бенефитов от доступа к информации, от простоты обмена информацией - средний человек или же генетически запрограммированный мошенник или обиженный жизнью дебил.

Глупо думать, что причастность к благородной профессии лечения людей от недугов имеют отношение исключительно благородные от природы и воспитания люди. Сплошь и рядом можно наблюдать малоблагородных или совершенно неблагородных работников этой профессии. Например, неоднократно сообщалось о том, что хирурги даже в такой стране, как США, производят мастэктомию или замену суставов на механические людям, которые совершенно в этом "сервисе" не нуждаются. Отсюда, как мне кажется, следует довольно очевидный вывод: в недалёком будущем будут устанавливаться жесткие штрафы за уклонение от мошенничества, поскольку рост числа безработных мошенников будет представлять из себя проблему большой социальной опасности. Всё сказанное выше лишь подчёркивает значимость лозунга "Любите знания!". Ведь грамотный в области медицинской биохимии человек никогда не купит в магазине обезжиренный йогурт, торт, покрытый кремом в несколько сантиметров тощиной и набитый искусственными красителями, немолочные сливки, диетическую кока-колу и многое, многое другое, не станет жарить на кукурузном масле, не станет из принципа покупать кофе, на упаковке которого написано, что в нём нет холестерина...

В наше постиндустриальное время каждый из нас имеет неограниченные возможности приобретать знания практически по любому вопросу. Если несколько десятков лет назад для этих целей необходимо было пропадать в библиотеках, то теперь приобрести необходимую информацию в интернете можно за пару минут, не выходя из дома. Но, к сожалению, весьма немногие понимают, что в наше время система знаний приобретает качества телохранителя. И в медицине, и в отношениях с правительственными учреждениями, с продавцами товаров и т.п. и т.д. Особенности постиндустриального периода, насыщение компьютерами и смартфонами, облегчённый доступ к информации в интернете многими воспринимаются в качестве упрощения процедуры приобретения знания. Но это не так. Повторяю: знания - это не склад информации в памяти человека, это не аддитивная смесь прочитанного. Знания - это система информации, в которой фрагменты запоминания многомерно связаны. Только система знаний является надёжной защитой от постиндустриального потока фейков, которыми всё больше наполняется интернет. Это - и различные примеры моделирования, ежедневно выдаваемые малограмотными математиками, считающими, что математика сложнее биологии, статистические данные в области медицины, которые в большом объёме выдаются выпускниками университетов, у которых хватает ума лишь на то, чтобы обеспечить откатами грантодателей...

Я всё это написал под впечатлением общения с людьми, которые обращались ко мне по вопросам, связанным с витаминологией. Я отвечаю на заданные мне вопросы всегда. И при этом рекомендую для углублённого знания статьи, написанные мною по теме, которая интересует моих адресатов. Очень часто я обнаруживаю, что статьи, ссылки на которые я послаю, практически никто не читает. Людям достаточен мой краткий ответ на заданный ими вопрос. Они просто не понимают, что информация врассыпную - это не знания.


Рецензии