Студенты и армия. Военный эксперимент

Солнечным весенним утром 1984 года на лекции первого курса физико-механического факультета Ленинградского политехнического института имени М. И. Калинина, проводимой  доцентом Петуховым по программированию царило необычное оживление. На перемене мужская половина студенчества активно обсуждала новость об отмене отсрочек от службы в армии для студентов. «Ну что, пора покупать сапоги?» - говорили некоторые. Лектор, поняв причину оживления, попытался успокоить студентов, произнеся фразу «Вы вроде проскочили». Однако куда или как проскочили, до конца было не ясно. Обычай в советское время делать все скрыто, порождал у студентов определенную неуверенность в завтрашнем дне.
Много лет спустя становится понятна причина такого оживления, скорее всего до студентов дошли слухи о принятия приказа Минвуза СССР об отмене отсрочки от военной службы для обучения в вузе. [1]
В нашей группе весной 1984 года призвали двух ребят в армию, правда, они уже учились в других вузах,  были отчислены и, потеряли право на отсрочку от призыва. Еще одного студента призвали осенью 1984, после отчисления из-за академической неуспеваемости.
На дне открытых дверей в 1983 году нам говорили, что в Ленинградском Политехническом Институте есть военная кафедра, и все студенты получают отсрочку от призыва в армию, а после прохождения военной подготовки, получают воинское звание лейтенанта, и служат в армии офицерами.  Уже ходили слухи, что в вузах без военной кафедры студентов призывают в армию.
Первым признаком изменений стала приемная компания 1984 года, когда в группы по специальности «Ядерная физика», куда обычно набирали только парней, было принято несколько девушек. В случае призыва студентов этих групп, их пришлось бы закрывать, так как студентов после армии на нашем факультете было немного, да и учиться им было трудно, они очень часто отчислялись на младших курсах.
По информации, ходившей среди студентов, в Ленинграде освобождались от призыва студенты Ленинградского механического института (в просторечии - Военмеха), а также Ленинградского Кораблестроительного Института (ЛКИ) и Ленинградского Института Точной Механики и Оптики (ЛИТМО). Конкурс в эти вузы вырос.
Сейчас можно поразмышлять и предположить причины, заставившие руководство нашей страны провести столь необычный эксперимент по призыву студентов в вооруженные силы СССР, а именно прерывать учебу студентов в вузе на два или три года для службы в армии и на флоте. Такие причины как нехватка ребят для службы в армии  (так называемая «демографическая яма») и борьба с привилегиями, за равенство всех при выполнении воинской обязанности можно сразу отбросить как не имеющие под собой оснований. Студенты имели только отсрочку от призыва в армию, и по окончанию вуза вполне могли быть призваны на военную службу уже как подготовленные военнослужащие, что было бы хорошо для армии и флота, получавших новую технику и требующей в своем составе квалифицированных специалистов.  Такой процесс вполне можно было спланировать, ликвидировать военные кафедры в части вузов и ограничить прием на военные кафедры в оставшихся вузах. Аналогичные преобразования уже прошли в предыдущие годы в отношении техникумов, в части которых ранее так же велась подготовка офицеров запаса, а в 1980-х годах выпускников техникумов, уже готовых специалистов, призывали в армию рядовыми. Борьба с привилегиями в первой половине 1980-х годов еще не началась, при Андропове только попытались повысить дисциплину и навести порядок, заставить соблюдать действующие нормы.
Почему надо было призывать именно недоучившихся студентов? При этом, как показали последующие события,  ликвидировать военные кафедры в вузах или освобождать от занятий на них отслуживших студентов никто не собирался. Сложилась ситуация, когда студенты, отслужившие в армии и закончившие военную кафедру, получали звание лейтенанта и могли быть повторно призваны в армию офицерами.
Более вероятная причина отмены отсрочки - это в условиях происходившего разложение армии, распространения неуставных отношений, дедовщины попытаться при помощи призыва студентов, как наиболее воспитанной и дисциплинированной части молодежи, исправить ситуацию в вооруженных силах. Для повышения мотивации службы рядовым по призыву сделать ее частью карьеры специалиста с высшим образованием.
Призыв студентов в армию в 1980-х годах продолжал тенденцию негативного отношения к интеллигенции набиравшую обороты с 1970-х годов, включавшую использование работников умственного труда в качестве дешевой рабочей сила на сельскохозяйственных работах или овощных базах. Обычный студент физико-механического факультета за время обучения должен был посвятить не менее 4 месяцев малоквалифицированному труду для помощи народному хозяйству. И это не считая военных сборов и производственной практики, проводимых во время летних каникул.  Если студент проявлял инициативу, и активно участвовал в движении студенческих отрядов, время такого труда увеличивалось.  В таких условиях нашему руководству вполне логичным показалось встроить в процесс обучения и службу в армии. Ранее в СССР была построена четкая система воспитания и подготовки кадров для народного хозяйства. Плохо учащиеся школьники шли после 8 класса в ПТУ, середнячки обычно шли в техникумы, а хорошисты и отличники вузы. Армия так же входила в систему подготовки и воспитания, так как будущие рабочие и младшие специалисты шли служить рядовыми, а лица с высшим образованием проходили военную службу офицерами.  Теперь и будущих специалистов с высшим образованием решили воспитывать рядовой военной службой.
В плановой экономике призыв так же планировался и, скорее всего, в первой половине 1980-х еще не было необходимости призыва всех студентов вузов.
В Ленинградском Политехническом Институте реально призыв студентов начался только осенью 1985 года, когда большинство ребят достигло совершеннолетия. Численность студентов во многих группах сократилась наполовину и более.
Массовое возвращение студентов из армии и зачисление их на второй курс началось в 1987 году, когда их однокурсницы и белобилетники уже учились на четвертом курсе. Среди таких студентов сразу стал проявляться негатив к армии и решению об отмене отсрочки призыва. Ребята вернулись во многом в «другую страну», где на страницах периодической печати, по радио и телевидению обсуждались острые, волновавшие многих людей жизненные проблемы.
Продолжения обучение  на втором курсе для многих отслуживших ребят было не просто. Им были сделаны послабления. Преподаватели уже не могли угрожать не нравящимся студентам неудовлетворительной оценкой с последующим отчислением и призывом в армию.  Обстановка в институте накалялась.
Первым объектом для «мщения» бывших армейцев стала военная кафедра. Если ранее даже служившие в армии студенты спокойно проходили военную подготовку на военной кафедре и получали звание лейтенанта вместе с не служившими однокурсниками, то теперь у отслуживших в большинстве своем ребят никакого желания заниматься на военной кафедре не было. Тем более, что у девушек в день занятий на военной кафедре был выходной.  Студенты, прошедшие путь от бесправных салаг до забивших на все дембелей, презирали офицеров, сидевших на тепленьких местах военных кафедр.
С осени 1988 на третьем курсе у возвратившихся из армии ребят начинались занятия на военной кафедре. Офицеры военной кафедры как всегда за прошедшие два года ни к чему не подготовились и собирались, как обычно, вести занятия. Однако студенты были уже совершенно другими людьми.
На военной кафедре неожиданно узнали, что студенты 3-го курса гидротехнического факультета (ГТФ) написали открытое письмо ректору института Ю. С. Васильеву с предложением отменить или, по крайней мере, реорганизовать военную подготовку.
Для обсуждения сложившейся ситуации 22 сентября 1988 года в кабинете проректора по учебной работе политехнического института Г. В. Симакова собралась группа демобилизованных студентов 3-го курса, начальник учебного отдела, представители партийного комитета, комитета комсомола и военной кафедры.
Демобилизованные студенты сразу поставили острый вопрос:
У каждого из нас есть своя воинская специальность (ВУС). Возникает вопрос: зачем нужно отрывать от столь насыщенного учебного процесса столько часов учебного времени, чтобы переучивать только что демобилизовавшихся молодых людей на новую воинскую специальность?
Проректор ответил, военная же подготовка относится к ряду обязательных дисциплин, утвержденных Госкомитетом СССР по народному образованию. Отменить военную подготовку ректор не может,  это может сделать Государственный Комитет СССР по народному образованию, но тогда военная кафедра будет ликвидирована. Так же ректорат добивается, чтобы с 1990 года студентам института вернули отсрочку от службы в вооруженных силах. Если же военную кафедру ликвидируют — все последующие поколения политехников будут призываться в армию для прохождения срочной службы. Проректор предложил через комитет комсомола обратиться в ЦК ВЛКСМ, который не подотчетен Госкомитету по народному образованию и с мнением которого не могут не считаться.
Дальнейший разговор продолжился уже в присутствии ректора, которому студенты сказали:
— Первый семестр обучения на военной кафедре посвящен изучению уставов и строевой подготовке. Это было естественно до того, как студентов стали призывать в армию с младших курсов. Большая часть нынешних третьекурсников имеет звания сержантов и старшин запаса и знает основные положения, статьи устава и умеет, выполнять строевые приемы не хуже, а то и лучше преподавателей кафедры...
Ректор предложил сократить занятия по названным студентами дисциплинам, однако представитель военной кафедры ответил, что это будет сделано только в следующем учебном году.  Студенты не согласились с таки решением. Ректор предложил отменить самоподготовку, и решить до 4 октября вопрос об установках на одежду, бороды и прически. Установленным в то время на военной кафедре требованием был внешний вид студента, а именно ношение на занятия делового костюма, включающего белую рубашку и галстук, короткая прическа и отсутствие бороды.  После двух лет службы с требованием соблюдения формы одежды и внешнего вида, такие требования раздражали студентов.  [2]
После прошедшей встречи с руководителями института, демобилизованные студенты создали на факультетах для защиты своих институтов студенческие координационные комитеты (КСК).
27 октября состоялось собрание представителей студенческих координационных комитетов всех факультетов, на котором были приняты следующие общие требования студентов института, касающиеся обучения на военной кафедре:
1. Признать учебный процесс, существующий на военной кафедре, требующим принципиальной реорганизации. Перестроить его таким образом, чтобы подготовка офицеров запаса из студентов не мешала их обучению основной специальности.
2. Проводить обучение на военной кафедре по следующей программе: для тех, кто не служил в рядах СА, и для желающих из числа отслуживших — полугодичный еженедельный курс практических и теоретических дисциплин с последующими полуторамесячными сборами, по окончании которых — присвоение офицерского звания; для отслуживших студентов, имеющих ВУС,— организация прохождения воинских сборов в соответствующих частях с последующим присвоением офицерского звания.
3. Исключить возможность повторного призыва студентов, окончивших вуз, на службу в ВС СССР в качестве офицеров.
4. Требовать от вышестоящих организаций восстановления отсрочки от призыва на действительную военную службу студентов вуза.
5. Создать экспертную комиссию по внедрению требований и предложений студентов, состоящую из членов КСК, представителей военной кафедры и администрации вуза.
6. Со 2 ноября приостановить занятия на военной кафедре до выработки новой программы обучения, кроме групп, заканчивающих обучение на военной кафедре в этом семестре.
7. На ближайшем ученом совете 31 октября рассмотреть вышеизложенные требования.
Координационный студенческий комитет постановил: в случае невыполнения п. 6 требований КСК объявить занятиям на военной кафедре со 2 ноября бойкот, который следует рассматривать как средство привлечения внимания вышестоящих инстанций к проблемам студентов.
27 октября состоялось собрание представителей Координационных студенческих комитетов нескольких ленинградских вузов Горного института, Лесотехнической академии, Университета и Политехнического института. В принципиальных вопросах требования студентов-политехников совпали с требованиями студентов других вузов. Движение отслуживших студентов набирало обороты, и постепенно становилось грозной силой.
В атмосфере назревавшего скандала, руководство Политехнического института пошло на уступки студентам. Правда, военные как всегда отличились,  они вдруг поняли, что преподаватели военной кафедры могут «остаться без работы», и пустили в ход «угрозы»: «Делайте, что хотите, ходите как пожелаете — сессия придет — отчислим».
Однако ректор не пошел на поводу у военных. 1 ноября 1988 года его решением занятия по военной подготовке были приостановлены. Офицеры на военной кафедре уже были согласны на любые условия по внешнему виду и посещению занятий, только что бы студенты продолжили обучение военной подготовке. [3]
Страсти по поводу занятий на военной кафедре бушевали не долго. Уже весной 1989 года отсрочка от призыва в армию для студентов дневной формы обучения была восстановлена, а летом всех недоучившихся студентов срочно демобилизовали, включая тех ребят, у кого не было отслужено положенного срока обязательной службы. Постепенно нормальный режим занятий по военной подготовке был восстановлен.[4]
Наверное, будущей интеллигенции не надо было показывать внутреннюю жизнь армии, иначе у нее хватит творческих способностей и желания вылить цистерну помоев на армейские порядки.

Литература
1. Приказ Минвуза СССР от 13 марта 1984 года № 44с.
2. Эльханов  Л. Аты-баты, шли студенты... // Политехник.  – Ленинград, 1988. –  Вторник, 1 ноября № 30 (2932) – С. 2.
3. Эльханов  Л.  Нет победителей, нет побежденных. // Политехник. – Ленинград, 1988. –  Четверг, 10 ноября № 32 (2934) – С. 2.
4. Постановление Верховного Совета СССР от 11 июля 1989 г. «Об увольнении с действительной военной службы отдельных категорий военнослужащих срочной службы».


Рецензии
Если бы оставили занятия на кафедре лишь для неслуживших - проблемы бы не было.
Военная кафедра, находится не в воинской части а на гражданке и потому запрет бороды - нарушение личных границ а не армейский порядок.

Думающий   03.10.2022 19:34     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.