Гетеры майора Соколова - мое мнение о фильме

 Пока привязан к дому карантином из-за коронавируса, решил посмотреть 8-серийный фильм «Гетеры майора Соколова» выпуска 2014 года. Честно говоря, наше современное кино на военную тему очень редко радует удачами. В принципе, это и не удивительно. Удаленность от тех событий во времени и уход людей, переживших войну, помноженные на целевую переустановку психологии современного человека со службы Родине на службу себе, дорогому и любимому, а так же «Его Величеству Златому Тельцу», не могли не отразиться на отношении кинематографистов к освещению данной сложной темы. Снижению качественного уровня современных фильмов успешно способствует так же «штурмовщина» сериальных съемок, когда график выпуска очередной серии/сезона просто не оставляет времени на осмысление и проработку не только деталей, но даже самой темы. Соответственно, и актеры, не получая от режиссера установок на характер роли, играют «как Бог на душу положит», часто – «спустя рукава». Да и зачем напрягаться, если от тебя ничего особого не требуют, а денюжку все равно заплатят. И «вишенкой на торте» кинематографического упадка возвышается надоевшая до тошноты «романтизация криминала» (куда уж дальше, если теперь даже на праздничных концертах в Кремле звучит «Мурка»!). Все это, а так же появление в постсоветской России целого ряда очерняющих советское время «либероидных» мифов, привело к засилью в нашем кинематографе идиотских штампов, ставших уже просто обязательными. По ним все командиры нашей армии были тупицами, комиссары – сплошь сволочами, а НКВДшники – кровавыми садистами и убийцами. Войну выиграла, если верить современному кино, не Красная Армия, а «призванные в штрафбаты» геройские «зеки», которые якобы оказались более профессиональными бойцами, чем кадровые военные… Откуда же при таких пошлых штампах взяться хорошим фильмам?
К сожалению, в какой-то мере не избежали этих штампов и «Гетеры» - в этом фильме советская контрразведка сплошь состоит только из подозревающих всех в предательстве туповатых садистов, мешающих нашей же разведке проводить операции против врага. А ряд преподавателей разведшколы – вчерашние репрессированные арестанты, бывшие политические заключенные, вставшие на защиту притеснявшего их государства. Но, к счастью, на этом стандартная для нашего времени «штампизация» фильма и заканчивается. А вот всё последующее оставляет только хорошее впечатление. Лихо закрученный многослойный сюжет, психологический драматизм, отличная игра актеров, превосходная проработка характеров героев, детальное восстановление исторического антуража, одежды, причесок и даже макияжа того времени, умелое сочетание драматизма, лирики, а иногда и юмора делают «Гетер», на мой взгляд, достаточно удачным фильмом. Во всяком случае, он выглядит значительно более достойным, чем большинство современных, совершенно провальных сериалов на военную тему. Лично мне этот фильм настолько понравился, что даже не хочется придираться к нескольким «ляпам» (которые, впрочем, неизбежны в любом кинофильме – хоть в российском, хоть в советском, хоть в «забугровом»). Для вездесущих фанатичных любителей дотошно цепляться к мелочам, сразу скажу: да я заметил, что здесь НКВДшники носят знаки различия, соответствующие их званиям в РККА, а не в Госбезопасности (которая имела приоритет в 2 ступени). И я тоже удивился появлению в 1939 году в руках героинь Вальтера Р.38, который немцы начали серийно выпускать только в 1940-м. Так же я заметил и то, что в 30-40 годы в РККА и в НКВД стрельба из пистолета велась отнюдь не в «американской стойке», как показано в фильме. Но на фоне остальных удач сериала эти мелкие неточности как-то теряются, становятся не очень значительными. Зато - какое удовольствие следить за интересным, драматическим сюжетом и наблюдать за великолепной игрой актеров!
О сюжете много рассказывать не буду: тем, кто видел фильм, это не нужно, а если кто-то только захочет посмотреть – зачем ему сбивать интерес спойлерами в стиле «а убийца – садовник»? Поэтому кратко – только о завязке. Осень 1939 года. Уже началась Вторая мировая война; еще не воюющие СССР и Финляндия тоже на самом пороге вооруженного конфликта. Вернувшийся из Финляндии после провала и потери всей своей разведгруппы майор Соколов набирает новую группу из пяти молодых девушек, и организовывает их обучение премудростям профессии разведчика. При этом параллельно обучению его группа противодействует агентам внедрившейся в СССР белоэмигрантской организации РОВС, работающей в сотрудничестве со спецслужбами Финляндии. Этим разведгруппе приходится заниматься  не только потому, что местная контрразведка НКВД, благодаря тупости своего регионального руководителя, вражеских агентов замечать совершенно не желает, а все свои силы тратит на охоту за своими же разведчиками. Для Соколова борьба с РОВС – личное дело: руководитель этой организации Семенов по кличке «Крест» - бывший сослуживец Соколова по разведке еще в Российской императорской армии; эти люди хорошо знают друг друга, и давно стали заклятыми врагами: именно «Крест» уничтожил предыдущую разведгруппу Соколова. У обоих противников одинаковая выучка и равные способности; их поединок похож на многоходовую шахматную партию, в которой каждый стремится перехитрить врага, используя хорошо известные ему слабости соперника. И логика некоторых кажущихся поначалу нелогичными поступков становится понятной только в самом конце сериала…
В отличие от большинства других современных военно-шпионских фильмов, которые можно охарактеризовать, как «история любви на фоне войны», или «история любви на фоне шпионажа», в «Гетерах» любовные коллизии, хоть они и есть, не играют главной роли. Правда, и показу тонкостей обучения профессии разведчика здесь особого внимания тоже не уделяется (это гораздо подробнее показано в вышедшем одновременно сериале «Разведчицы»). Основой сюжета в «Гетерах» стали разведывательные и контрразведывательные операции группы Соколова; в них любовные чувства являются лишь помехой выполнению задания. Нет, практически у каждой девочки-курсантки где-то в глазах светится влюбленность (а куда деваться – все они в возрасте влюбчивости), но она остается всего лишь психологическим нюансом: главное – выполнение задания! Соответственно, «постельных сцен» в фильме практически нет, да и вообще, хотя название «Гетеры» и намекает на какую-то фривольность, в сериале этой фривольности нет и в помине.
Интерес к хитросплетениям шпионского сюжета дополняется интересом и к характерам героев фильма. Актерская игра в этом сериале просто превосходна: что у маститых «зубров» нашего кинематографа, что у девочек, в то время только начинавших карьеры актрис. Сценарная и актерская проработка характеров действующих лиц – на высшем уровне: каждая из героинь своеобразная, запоминающаяся, не похожая на других личность. Не то что в новой киноверсии «А зори здесь тихие», где я, даже хорошо зная сюжет, до самого конца фильма так и не научился отличать Риту Осянину от Жени Комельковой (это при том, что Риту играла актриса из «Гетер»!). А вот в «Гетерах» та же самая Анастасия Микульчина «выложилась по полной»: сыграла Тайку-«Артистку» - отОрву, которой сам черт не брат - так азартно и даже залихвастски, что забыть этого персонажа уже просто невозможно. Ее «Артистка» при кажущейся легкомысленности характера многогранна и многопланова. Она отталкивающа в своем «беспардонстве», обаятельна в чисто женской страсти к флирту, и восхитительна в беззаветной материнской любви. «Артистке» что нахамить начальству, что настучать селедкой по физиономии преследователя, что переспать с подозреваемым во вражеском шпионаже, дело простое. Как она сама говорит: «Меня этому учить – только портить». Но дочка - это святое! Встречи с ребенком преображают ее в совершенно другую женщину…
Полная противоположность буйной «Артистке» тихая скромная «Синица» (актриса Мария Антонова) – радистка разведгруппы. Ее шокирует сама мысль, что во врага нужно стрелять; а перспектива того, что чтобы «втереться в доверие» к врагу, придется соблазнять мужчину, вызывает у «Синицы» вообще неподдельное возмущение. Между тем именно ей поручается перехват ключа кодов шифрования и ликвидация вражеского радиста…
А вот спортсменка «Бешеная» (актриса Дарья Мельникова) готова убить любого, на кого ей укажут, как на врага Родины. Прямолинейная, как штык, и надежная, как «трехлинейка», «Бешеная» представляет собой типичного «нового советского человека» 30-х годов. Она воспитана в ожидании скорой войны настоящим бойцом. Стойкая, готовая стерпеть пытки и умереть, если понадобится, она фактически - уже подготовленное для боя оружие (недаром именно с нее начинается формирование группы). Тем не менее, Мельникова сыграла не героиню с плаката, и не робота-убийцу. Ее «Бешеная», несмотря на мальчишеские ухватки, довольно женственна. А в стальных глазах готового убивать врагов солдата то и дело проглядывает наивный ребенок; и так трогательны ее испуг от первого, еще не совсем осознанного чувства любви, и даже чисто детское ослепляющее бешенство по отношению к кажущейся конкурентке…
Шифровальщица «Тула» (актриса Алиса Горшкова) – тоже «солдатик», готовый идти на смерть. Только, в отличие от «Бешеной», «Тула» совершенно мужикоподобна, невзрачна как женщина, хамовата, драчлива и колюча, как ёж – сказалось голодное детство в детдоме, где «каждый сам за себя». А в разведшколе специалисты начали работать над ее преображением в женщину, что привело к появлению нескольких чисто сатирических, но в то же время чем-то трогательных эпизодов.
Интеллигентная «Инфанта» (актриса Аглая Тарасова) попала в разведшколу совершенно случайно: просто потому, что ее мать, дворянка, направленная из лагеря в спецгруппу учительницей иностранных языков, отказалась учить курсанток, если при ней не будет дочери. Так «Инфанта» стала разведчицей, не обладая для этого никакими качествами, кроме красивой внешности. Это уже потом, при выполнении заданий выяснилось, что она умеет читать «по губам» и обладает феноменальной памятью, что очень пригодилось в проведении операций.
«Графиню» - мать «Инфанты», учительницу иностранных языков - играет старая знакомая Татьяна Лютаева, впервые «засветившаяся» в кинематографе еще в 1987 году в фильме «Гардемарины, вперед!», где она сыграла одну из главных ролей (Анастасию Ягужинскую). В «Гетерах» «Графине» приходится не только обучать курсанток, но и самой участвовать в операциях – как по причине своей «породистой внешности» и знания многих языков, так и  потому, что она по возрасту подходит для маскировки «в супружескую пару» майору Соколову. Но при этом «Графиню» ожидает поистине драматическая встреча со своим прошлым…
Небольшую роль бывшей балерины Анны Леопольдовны, политзаключенной, которую Соколов освободил ради обучения курсанток женским премудростям и достойным манерам, сыграла актриса Юлиана Ромашина. Ее героиня – женщина воздушная и воспитанная, внешне хрупкая, но внутри твердая: даже в тяжелых условиях лагеря она не потеряла чувства собственного достоинства. «Балерина» вся из другой эпохи, и совершенно не похожа на своих учениц – детей советского государства. И видно, что ей доставляет огромное удовольствие преображать «неотесанных комсомолок», которым предстоит внедряться в общества иностранных государств, в настоящих воспитанных дам...
Врач разведшколы Маргарита Сергеевна (актриса Оксана Базилевич) связана с майором Соколовым трагическим прошлым: она винит майора в гибели своей дочери, и мечтает убить его за это. Тем не менее, Соколов привлекает Маргариту Сергеевну к работе в спецгруппе, как высококлассного специалиста и в лечении, и в составлении ядов. И той приходится ради важного дела забыть о мести. Что, однако, не означает изменения ее отношения к Соколову…
Мужское население разведшколы составляют водитель, он же завхоз Кирюша (актер Анатолий Гущин), преподаватель рукопашного боя «Михалыч» (актер Сергей Гармаш), и помощник начальника разведшколы, а по совместительству стрелковый инструктор, капитан госбезопасности Евгений Клюев (актер Артур Смольянинов). Все три актера – известные мастера своего дела, и их работа в сериале выше всяких похвал: каждый создает свой, неповторимый и запоминающийся образ…
Водитель Кирюша внешне простоват, но при этом очень проницателен; этакий «хитрован от народа», человек «себе на уме», понимающий больше, чем ему сказано. «Михалыч» тоже выглядит простоватым, вроде бы «бесхитростным пролетарием». Поначалу он даже кажется недалеким - с его панибратским, простонародным обращением к окружающим, и грубоватыми солдафонскими «приколами». Тем не менее, это опытный оперативник: в прошлом – ротмистр, разведчик царской армии, сослуживец Соколова и «Креста»; а ныне - ветеран НКВД. И при выполнении финальной операции он предстает совсем другим человеком… А скупой на слова, исполнительный умница капитан Клюев интеллигентен и внутренне очень порядочен («в пику» киноштампам, показывающим НКВДшников только тупыми маньяками и подлецами). С подчиненными ему «зечками»-преподавательницами и девочками-курсантками Клюев ведет себя ровно и исключительно по-джентльменски (хоть и беспощадно терроризирует на занятиях по физ.подготовке).
В общем, исполнители всех основных ролей в сериале хороши – их герои получились объемными и интересными. Тем не менее, все же «главную скрипку в этом артистическом оркестре» сыграл исполнитель роли майора Соколова. Эта роль стала последней и одной из лучших в биографии рано ушедшего от нас поистине Великого Актера Андрея Панина. Его Соколов неординарен и многозначен; в одном эпизоде он может быть приветлив и добр, но уже в следующем – жесток и беспощаден. При этом он то и дело уходит «в себя», становится отрешенным, отстраняясь от того, что происходит рядом – в эти моменты Соколов напоминает шахматиста, по ходу дела продумывающего продолжение шахматной партии… Тонкая, филигранная актерская работа, буквально завораживающая своей глубиной и психологичностью. Майор Соколов, словно вода, непостоянен и изменчив; трудно предугадать, каким он будет в следующий момент. Из кадра в кадр он меняется даже внешне: невзрачный гражданин в цивильном костюме, в мундире НКВД он тут же преображается в сурового начальника… В роли майора Соколова Андрей Панин вернул нам уже забытый было образ чекиста из советского кино: не тупого и злобного НКВДшника, а умного разведчика, до последнего преданного своей Родине. По уровню мастерства воплощения этого образа Панин лично для меня встал в один ряд с самим Вячеславом Тихоновым и его Штирлицем…
К сожалению, Андрей Панин погиб; погиб до того, как съемки сериала были завершены. И это далеко не лучшим образом отразилось на финале картины. Сценарий последней серии пришлось полностью переписать, заменив Соколова другим героем. В результате окончание фильма, хоть и было наполнено перестрелками и другим «экшеном», тем не менее, уже потеряло тот психологический накал, который придавал сериалу Панин…
Но все же, несмотря на несколько «смазанное» окончание, «Гетеры майора Соколова» остались, на мой взгляд, очень удачным шпионским сериалом о предвоенной времени. Сюжет фильма достаточно оригинален и интересен. На протяжении всех восьми серий скучать не приходится: действие развивается безостановочно; каждую минуту в кадре что-то происходит, не давая зрителю оторваться от экрана. Благодаря этому, а так же отличной игре актеров «Гетеры майора Соколова» сочетают в себе лихо закрученный шпионский триллер, и в то же время - трогательную военную драму.

В финале своего обзора предлагаю посмотреть рекламный трейлер на этот сериал. Хотя в этом трейлере излишне усиленно «педалируются» имеющиеся в фильме модные для нашего времени штампы о «жестком НКВД», в целом он очень неплохо передает психологический накал сериала. https://www.youtube.com/watch?v=iOBaUMVTiJ0&t=23s

Тем, кто этого сериала не видел, но заинтересовался им, «Гетер майора Соколова» можно найти на многих киноплощадках интернета, в том числе и на том же Ютубе.


Рецензии
спасибо, очень интересно как всегда! С уважением и наилучшими пожеланиями

Соня Ляцкая   28.05.2020 18:49     Заявить о нарушении