Часть IV. Очевидное-невероятное. Глава 1

Продолжение детектива "Питерская поэма".
Начало тут: http://proza.ru/2019/05/09/1549
----------------------------------
Часть четвёртая. "Очевидное - невероятное"*.
Глава первая. Очевидное - не очевидно
-----------------------------------
На Васильевский остров Инга Берестова приехала на метро. Вход в помещение банка "Балт-Юнивер"прятался внутри закрытого двора шестой линии. Берестова перешла по брусчатке пешеходной зоны с седьмой линии на шестую, к подворотне. Она не стала звонить в запертые ворота - достала "вездеход" и отперла кодовый замок. Едва шагнула в тёмный проход - на неё вырулил охранник.

- Девушка! Вы куда идёте? Откуда у вас ключ?

"Сколько вопросов! - удивилась Инга. - Он что, всех сотрудников банка и жильцов дома в лицо знает?"

Вместо ответа она сунула охраннику "корочки". Мужик хлопнул челюстью, но с дороги не ушёл. "Сейчас процитирует любимую фразу из детективов", - подумала Инга и не ошиблась.

- Все эти удостоверения в переходе метро продают! - заявил он.

- Я как раз оттуда, - обнадёжила его Берестова. - Проверяй. Звони в Большой Дом.

- Да я верю, - поменял тон охранник. - А что случилось-то?

- Ваш банк собираются ограбить, - бросила Инга и пошла под низким сводом подворотни, не оглядываясь.

Дверь ей открыли, не успела она поднять руку к звонку.

- Проходите! Старший менеджер ждёт вас, - обнадёжил второй охранник, указав ей в конец коридора.

- Я внутри, - сообщила Инга Сергею Сергеевичу Ланскому, с которым поддерживала связь через неприметный беспроводной микрофон под воротником.

Такой же неприметный наушник телесного цвета отозвался знакомым голосом:

- Я подключился к местному вайфаю. Будь там подольше.

Пока она внутри банка, все звонки и выходы в интернет попадали под контроль Ланского. Незаконно, без ордеров и разрешений. СС посчитал, что на формальности нет времени. Надо быстро прощупать все точки доступа к счетам одного из "погружённых", спящего в лаборатории УВР - Павла Алексеевича Коростылёва. Кто-то продолжал пользоваться услугами банков от его имени. Двойник наверняка в курсе, что его ищут - и может исчезнуть, как только обойдёт все банки из списка Коростылёва. Он посетил уже три. Остались два, в числе которых "Балт-Юнивер".

- Чем я могу вам помочь? - спросил у Инги солидный пожилой мужчина, когда она вошла в кабинет. - Или это вы поможете нам? Охраннику вы сказали, что планируется ограбление. А можно ещё раз взглянуть на ваши документы?

"Какие они все разговорчивые!" - отметила Берестова достала удостоверение и поднесла к самому лицу менеджера. Тот поправил очки, внимательно прочитал и кивнул.

- Благодарю! Присаживайтесь! Извините за мою растерянность, но вы - первая из вашего ведомства, с кем я имею честь познакомиться.

- Смирнов Валерий Игнатьевич, - уточнила Инга, раз уж мужчина за болтовнёй забыл представиться. - Работаете в этом банке с первого дня. Ваши клиенты арендуют индивидуальные сейфы.

- Да, мы предоставляем такую услугу, - подтвердил Смирнов. - Всё законно, аренда входит в перечень услуг любого банка. И мы тщательно проверяем клиентов. Чай, кофе?

Берестова игнорировала предложение.

- Меня интересует один из ваших вкладчиков: Коростылёв Павел Алексеевич. Помимо счёта, на нём числится ячейка. Она арендована без заполнения данных владельца. Кажется, вы называете это анонимностью.

Смирнов откинулся на спинку кресла, открыл рот, закрыл, выдохнул - и наконец спросил:

- Могу я узнать, откуда у вас информация?

- Не волнуйтесь, ваши служащие ни при чём, - успокоила его Берестова.

- Понимаю! У ФСБ свои источники, - разочарованно протянул Смирнов.

- Это Коростылёв? - Инга передала Смирнову фотографию. - Когда он посещал ваш банк последний раз?

Мужчина изучил фото также внимательно, как пару минут назад смотрел её удостоверение.

- Сегодня, - ответил он с сомнением в голосе. - Как раз перед вашим приходом. Я могу уточнить.

Берестова кивнула. Смирнов позвонил.

- Господин Коростылёв уже ушёл? - спросил он у сотрудника. Получив ответ, он посмотрел на Ингу. - К сожалению, этот человек вышел пару минут назад. Вы могли столкнуться с ним на входе, - ответил он, отключая внутреннюю связь.

- Коростылёв всё ещё в банке, - прозвучало в наушнике Инги.

- Поняла, - ответила та, мило улыбнувшись менеджеру. - Жаль, что мы разминулись.

Она поднялась со стула и направилась к выходу из комнаты.

_____________________________

* Научно-популярная передача, выходившая на экраны телевизоров с 1973 по 2012 год.
_____________________________


* * *

(Санкт-Петербург, дом Иверина на набережной Фонтанки)


Коллега Малышева, полицейский эксперт СК Адмиралтейского района, ревниво наблюдал за действиями эксперта ФСБ. Бердникова явилась вместе с тощим, всклокоченным лаборантом, которого называла "Андрюшенька" и вторично осматривала пустую квартиру дома на Фонтанке. "Да я уже двадцать раз там всё обползал!" - говорило выразительное лицо полицейского эксперта.

- Не знаю, что ещё вы надеетесь найти, - озвучил он свою мысль. И передразнил вполголоса: - "Андрюшенька!.."

- Андрюшенька! Возьми ещё вот тут, - громко позвала в этот момент Бедникова. Её верный помощник, раскрывая на ходу очередную пробирку, ринулся к плинтусу в прихожей.

Малышев покосился на Соколького. Тот криво усмехнулся.

- Ладно, Дмитрий Алексеевич, - официально обратился Малышев к полицейскому эксперту, которого обычно называл Димой. - Не томи, рассказывай, что нарыл.

- Подробности после экспертизы, - сварливо откликнулся Дима, но подумал: вдруг Бердникова выложит свои выводы сразу, а ему останется поддакивать. - Перед тем, как вы квартирку вскрыли и начали стенки ломать, в неё с месяц никто не заглядывал.

- С чего такой вывод? - удивился Малышев.

- С того, что следы только ваши и здешнего слесаря. - Он снова покосился вглубь коридора, где Андрюшенька ползал по расстеленной газете, усердно шаря ватной палочкой под плинтусом. - Следов кошачьей шерсти и экскрементов тоже нет, - проговорил он громче.

- Когда тётка с котом ушла, я слышал, как наверху захлопнулась дверь и ключ щёлкнул, - вспомнил Малышев.

- Я тоже слышал, - подтвердил Сокольский. - Чердачный вход выше и с другой стороны. Вряд ли мы оба перепутали грохот железной чердачной створки с этой дверью.

- Ну, не знаю! - Эксперт пожал плечами. - Подробности после экспертизы. - Он сам криво хмыкнул, словно перехватил мимику Сокольского. - Одно из двух: либо мы столкнулись с преступником, который знает способ, как имитировать нетронутую пыль, либо... - Он кашлянул и заключил: - Либо вы, ребята, общались с фантомом.

- Я согласна с Дмитрием Алексеевичем, - поддержала эксперта Бердникова, подходя к ним. - В квартиру никто не заходил последние три-четыре недели. Слой оседания пыли об этом говорит. Надо было посмотреть под ноги, прежде чем входить.

Майор Малышев поморщился. Он сам не понимал, что его понесло топтаться во вскрытой квартире вместо того, чтобы дождаться экспертную группу. Словно помрачение нашло - не иначе! "Кто знал, что тут труп?" - мысленно оправдался он, но неприятный осадок никуда не делся.

- Я взяла пробы и смывы на оседание частиц, - продолжила Бердникова. - Даже на посев! Что это даст - увидим. С трупом придётся потрудиться. Видимых признаков насильственной смерти нет, остальное расскажу после того, как изучу всё это.

Она показала пластмассовый контейнер, передала его лаборанту Анрюшеньке, пожелала всем удачи и направилась вниз.

- Я ещё раз проверю чердак! - решил полицейский эксперт и тоже ушёл.

- Надо понять, на кого был рассчитан маскарад со старухой и котом, - озвучил свою мысль Сокольский.

- На самого Иверина вряд ли, - продолжил его мысль Малышев. - На лестнице все знали, что старичка увезли в больницу. Если кто-то зарился на его тайник и рукопись, попытался бы проникнуть в квартиру незаметно.

- Согласен. Я попросил оценить, сколько может стоить такая рукопись, но допустим, дело не в ней. На кого тогда рассчитывала наша неизвестная? На Серафиму? Кто-то мог слышать, что она должна вернуться и заглянуть в квартиру.

- Зачем эта тётка вылезла, когда появились два незнакомых мужика? - возразил Малышев.

- Захотела проверить, что происходит, а кот удрал. Пришлось идти за ним.

- Ну, допустим. - Малышев кивнул. - Заодно проверила, кто именно пришёл вместо твоей супруги. Тогда... - Малышев внимательно посмотрел на Сокольского, кашлянул и добавил осторожно: - Извини, Игорь Сергеевич, что спрашиваю. Могла Серафима Андреевна пятнадцать лет назад быть знакома с покойной? Что ты о ней знаешь?

Сокольский медленно покачал головой.

- О её юности я не знаю ничего, - признался он. - Обязательно спрошу. Но тогда можно предположить и другое: ни тётка, ни кот никак не связаны с Ивериным и с моей женой. Допустим, эта парочка собиралась к кому-то другому, а мы спугнули.

Малышев помолчал немного и предположил:

- Чертовщину, я так понимаю, мы в расчёт не берём?

Сокольский даже не улыбнулся его фразе.

- Скорее придётся признать, что мы имеем дело с очень ловкой особой.

- Пятнадцать лет! - Михаил Иванович спохватился. - Зачем ждать 15 лет, прежде чем организовать эту канитель?

- А вот это интересно, - поддержал его Сокольский. - Где человек мог находиться полтора десятка лет, чтобы у него не было возможности прийти раньше?

Малышеву пришло в голову сразу несколько ответов. Один - особенно очевидный.


* * *

(Ленинградская область, садоводство на Карельском перешейке)

Оперативники не зря задержались в Грядино. Группа УВР прочёсывала окрестности, в сотый раз заглядывая под каждый куст, вороша подозрительные кучи валежника и поленницы дров за домами. Пропавшую "Газель", которую видела внимательная местная пенсионерка Марта Карловна, нашёл Данила Некрасов: обходил посёлок по задворкам - обратил внимание на странную пристройку за крайним домом. Небольшая такая, покрыта рубероидом до самой земли. Возле неё обнаружились свежие следы протекторов, ведущие от огорода Хобиных. Данила прошёлся в обратную сторону, проверил забор - оказалось, что секцию легко отсоединить от краеугольного столбика и отвести, как створку ворот. Здесь Хобин мог выехать на своём микроавтобусе и незаметно укатить на соседний участок.

Сарай, при ближайшем рассмотрении, оказался не сараем, а своеобразным рубероидным чехлом на каркасе. Под ним стояла "Газель" с царапиной на боку. Теперь её осматривали эксперты. Данила со старшими товарищами, Капустиным и Шхерой, переминались поодаль и ждали результатов.

- Ну вот! - сообщил эксперт, вытаскивая из фургона длинный предмет, завёрнутый в кусок старого гобеленового ковра. - Натуральный панцершрек! - Он понюхал предмет, потёр пальцем место прицела и кивнул головой. - Недавно из этой штуки стреляли. Поздравляю! Вам крупно повезло, что успели выскочить из машины.

- Это мы уже поняли, - уныло протянул Капустин, которому больше хотелось найти внутри микроавтобуса самого стрелка и оторвать тому верхние конечности.

Пока парни рассматривали старинное оружие, Юраша с досады ковырял носком ботинка оттаявшие из-под снега куски рубероида. Тут он заметил, что за забором, в стороне леса, что-то шевельнулось. Делая вид, что увлечён барахлом вокруг сарая, он негромко проговорил:

- Спокойно, парни! За нами следят.

Шхера и Некрасов оборачиваться не стали. Данила напрягся, а Тимофей, не расставаясь с весёлым выражением лица, сказал в микрофон на воротнике:

- За нашими спинами большая сосна у забора. За ней. Зайдите с обоих сторон. Неизвестно, куда он рванёт.

- Готовы? - спросил Юраша.

- Погоди, дай моим занять позицию. Вдруг у него ещё одна базука в запасе, - не меняя тона, попросил Шхера.

Наверное, человек увидел, что хотел, или почуял опасность. Он отступил от сосны в сторону леса.

- За ним! - скомандовал Капустин и ринулся к забору, перепрыгнув через мёрзлые грядки.


* * *

Кирилл Хобин не отличался спортивным телосложением, зато места знал. Перебравшись через оросительную канавку, он поскакал по набросанным на сырое место доскам. Оперативники мест не знали. Судя по возгласам за спиной, кто-то из них влетел в отмёрзшую топкую вязь.

- Так вам и надо, - выдохнул Хобин, прыгая по гати.

Ещё минута - и он оказался на дорожке, ведущей вокруг деревни. Летом это место по пояс зарастало травой, но сейчас оставалось открытым и подмёрзшим. Бежать стало легче. Кирилл разогнался, понимая, что если не будет останавливаться, у него появится шанс уйти. Главное - не забегать в те места, где много снега. Когда ищейки поймут, что отстали - начнут прочёсывать местность. Свежие следы найдут, но к тому времени он уйдёт далеко.

В боку начало покалывать. Дыхание сбилось. Трудно сохранять ритм, когда постоянно приходится скакать с кочки на кочку, обходить деревья и перепрыгивать через скопившийся за зиму валежник. "Ещё немного, - утешал себя Кирилл. - Вот сейчас добегу до балочки, там спрячусь..."

Он вынесся из-за очередного дерева - и замер. Напротив, на плешивом бугорке, стоял весёлый мужик и целился в него из пистолета.

- Привет! - сказал тот. - Ручки подними. Да прислонись ты к дереву, а то упадёшь! Совсем запыхался, бедолага.

Шхера позволил Некрасову с Капустиным "загонять" добычу, а сам обежал трудный участок по тропинке и двигался параллельно, пока не понял, что есть шанс обогнать беглеца. В отличие от Хобина, командир силовиков чувствовал себя отлично - хоть сейчас в бой.

Кирилл поднял руки и сполз вдоль ствола. Сев на корточки он машинально сунул ладони за голову. Так было легче.

- Вот ты где! - Капустин появился из-за кустов, злой и агрессивный. - Ну, сволочь! Встать! Носом в дерево! Ноги раздвинул!

Обшарив карманы жертвы, Юраша немного успокоился, защёлкнул на запястьях Хобина наручники и рывком повернул к себе.

- Я тебя научу, как по людям из базуки стрелять! - рявкнул он, врезав арестованному под рёбра.

Хобин согнулся, закашлявшись. Сопротивляться он и не думал, выдохся и впал в уныние. Оружие он не выкинул - жаба задушила. А теперь эти ищейки запросто докажут, что из базуки стрелял именно он!

- Оставь его, - посоветовал Шхера Капустину. - Нам ещё поговорить надо. Про озеро и про огоньки в воде.

Хобин выпрямился, с трудом подняв голову. Теперь он смотрел на Шхеру круглыми глазами.

- Я тут наладил дайверов из Всеволожска, - пояснил Шхера, вспомнив, что Капустин не в курсе дел. - Нашли мы, что в озере светится. Осталось выяснить - зачем оно там и с какой целью.

Хобин нечленораздельно ругнулся сквозь зубы и сел под дерево. Слова весёлого фээсбэшника разрушили его самые сокровенные надежды.

Продолжение: http://proza.ru/2020/05/27/1340


Рецензии
Инга в банке разыскивает двойника Коростылёва, который снимает его деньги.
Бердникова обследует квартиру Иверина, но следов никаких нет. труп ещё будут обследовать. Так и неизвестно, что за тётка с котом была в подъезде. Почему не пришла раньше?
В Грядино нашли пропавшую газель. Арестовали Хобина. Шхера сказал, что определили, что светилось в озере. Читаю дальше. Люблю детективы и Санкт-Петербург. С уважением Нина.

Нина Измайлова 2   02.05.2022 10:54     Заявить о нарушении
Ниночка, спасибо! Я очень рада!
С уважением,
Маргарита.

Маргарита Гуминенко   02.05.2022 16:25   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.