Однажды в Голливуде Тарантино vs Учебник для детей

Знаете, сегодня мы получили ответ на важный экзистенциальный вопрос: кто кровожаднее, Квентин Тарантино или авторы учебников для младшеклашек. Но всё по порядку.

Наконец я тут набралась духа посмотреть с Володей «Однажды в Голливуде». Ожидание: бойня, резня, кровища, музыка, эстетика в каждом кадре. Реальность: на 90% — добрый ламповый фильм для семейного просмотра… Если, конечно, это семья киноманов.

Сцену, в которой Шэрон Тейт лучезарно улыбается в полутёмном кинотеатре, пересматривая глупенький эпизод со своим участием, отнесу, пожалуй, к лучшим кадрам, какие мне доводилось видеть в жизни. И если бы это был ЕДИНСТВЕННЫЙ шедевральный кадр — мне бы хватило для счастья, честно!

Но Тарантино решил доломать мою впечатлительную психику и ввёл в сюжет восьмилетнюю девочку-вундеркинда с талмудом (биографией Диснея) в руках и профессиональной одержимостью в охренительно твёрдом недетском взгляде. Это первая сцена, во время которой приходится останавливать просмотр, чтобы просто отсмеяться.

Но дальше бедолага Ди Каприо рыдает в любую подставленную жилетку, швыряясь вещами в вагончике — и в этом безумном мире становится уже просто ХОРОШО, и ты уже готов смотреть это вечно. «Фу, а похолоднее сделать нельзя?» — «Это огнемёт». — «А, ну да…» Эх, вот есть у меня в друзьях человек, который наверняка заценил эту шутку; но вряд ли он прочтёт эти строки.

А потом Бред Питт аккура-а-атненько прикладывает Брюса Ли к дверце кадиллака. А потом он, обкурившись, из любопытства лижет собачий корм, делая ЕЩЁ человечнее своего героя. Героя, который, конечно же, мог бы получить приз за Самую Обаятальную в истории синематографа роль. Воплощение терпеливой доброты, отваги, силы, скромности, надёжности, цельности, мечта, идеальный друг…

Если бы не одно но. По прихоти автора, этот простецкий парень, живущий в вагончике с любимой собакой, так и останется для нас «персонажем Шрёдингера». А по концовке — так и вдвойне.

И нифига не понятно. Так что там с…? А с…? А эта-то куда делась? А эти?! Погодите, а… Тысяча вопросов — и кривая ухмылочка Тарантино в ответ. «Какая вам разница, ребята? — как бы вопрошает он радостно. — Правда ведь, было здорово?!»

И, повернувшись спиной, удаляется обратно — играть в свою киновселенную. Ту, в которой так мучительно много света, и этот свет (как отдельный, если не главный персонаж фильма) всегда пронзителен и драматичен, и побеждает любую тьму.

Вселенную детской сказки, где злодеи будут наказаны, добро победит, слабого — защитят, а талант и упорство непременно вознаградят. И заветные ворота откроются настежь. И будет кому отнести завтра пончик, и даже…

Ага. Вот мы, собственно, и вернулись к вопросу, прозвучавшему в самом начале рецензии. При виде уже упомянутой выше собаки — естественно, обаятельнейшей — я, к сожалению, не могла не вспомнить о пачках валидола, проглоченных в то злополучное лето, когда сыну задали сборник для чтения для первоклашек под обманчиво-невинным названием «Родничок». Вот уж откуда не ждали подвоха… Но сын рыдал и не мог уснуть после каждого второго рассказа, и мне приходилось буквально укачивать его на руках, выслушивая очередное: «Мам, они померли… они все померли… цыплятки — от голода, оленёночка отравили, рыбок съел кот, а сам он в лес убежал и тоже умрёёёёёт!....»

Сначала я удивилась. Ну, не может же быть таких совпадений, это было бы странно! Потом полистала сборник сама — и слегонца поседела. Мне показалось, что все советские рассказы для детей о животных написаны по одной схеме. «Жил был (оленёнок, мышонок, крольчонок — нужное подчеркнуть). Он был такой миленький-миленький, такой трогательный, нежный, пушистенький, всех вокруг любил и не делал зла… А ПОТОМ ОН СДОХ!!!» По крайней мере, в «Родничке» для первого класса было именно так. И для второго — тоже. Дальше мы не читали, так как запасы валидола в аптеках города оказались не бесконечными.

Ну так вот, во время перерыва в просмотре я, наученная опытом, уверенно заявила, что собачку в конце убьют. Иначе зачем она такая верная, умная и хорошая? Непременно убьют, причём зверски. Сто пудов, она падёт, защищая хозяина до последнего вздоха. Но мой муж (он чаще смотрел Тарантино и реже листал «Родничок») был настроен более оптимистично. Мы даже делали ставки: какой из художественных источников окажется кровожаднее. К счастью, я проиграла. Тарантино — добрее, ага. До финальных титров дожили, конечно, не все, но собачка жива, почти невредима и сладко спит.

Мой мир никогда не будет прежним… Он стал оптимистичнее. И светлее.


Рецензии
Есть с хорошим кино одна заковыка. Каждый понимает фильм по - своему. Впрочем это не только с хорошим кино. Вот как понял его я.
Когда юный Квентин обомлевал и отчаивался, плакал и смеялся в темном зале кинотеатра на экранах царили совсем другие ребята (Тут должна быть длинная телега из биографий актеров 30 - 50 и технических возможностях кинотрюкачей. Мол, эти ребята падали с поезда в реку, а не изображали тот же процесс лицом на фоне зеленой тряпочки. Мол, эти ребята не щурились когда хлопали бутафорские петарды в резиновом муляже пистолета, а знали как правильно ставить ноги, и как дышать, и скорее всего эти ребята умели стрелять. И водить машины. А каскадеры подменяли их там, где поперек съемочного процесса ложился страховщик с воплем "Только через мой труп!" У нас в СССР тоже было поколение таких артистов. Вы помните как плакал Смирнов в "В бой идут одни стрики"?! Капитан артиллерийской разведки, взявший в плен (что - то там десятками) языков, кучерявый и улыбчивый амбал позировавший на фото на фоне руин поверженного в прах Берлина с мг - 34 в каждой руке, (а там под 12 кг в каждом), эта улыбка над широкой грудью с четырьмя нашивками за тяжелые ранения, он знал когда и как плачут мужчины. Каким он был веселым в комедиях.
А кавалерист Юра Никулин, выбравшийся из под Вязьмы живым.
Помните их в "Они сражались за Родину". Были и у нас актеры из настоящих мужиков.
Из того несгибаемого поколения, когда гореть в кадре приходилось по настоящему.)
Вот это уходящее поколение и представляют персонажи Бреда и Леонардо. (Так и не вспомнил, как их зовут.) Вернее даже ученики последыши того настоящего кино.
А вот Брюс Ли это уже другое поколение. (Да, ваш покорный слуга тоже смотрел в детстве "Когти Ярости" или как оно там называлось? Вот это кино уже настоящим не было. И прежде всего не настоящими были страсти. Да, Ли снимался в трюках сам, но это были уже другие трюки. Да и сценарии были другие. Я посмотрел десяток фильмов с Брюсом, но убей - не вспомню, кого и за что он там колотил руками и ногами.
Так оно и верно. Если заранее знаешь, что и поезд будет не настоящий и прыгать с него будет даже не каскадер а кукла на кране, какой смысл писать под эту яркую глаза не оторвать лабудень настоящий сценарий. Именно тогда, в конце семидесятых кино окончательно стало коммерческим и теперь нам не кажется странным, что из плюсов фильма теперь озвучивают сумму сбора в первый уик-энд проката, как будто это имеет какое-то отношение к художественной ценности.
(Тут бы тоже длинную телегу про творчество Полански в частности и про новый кинематограф вообще, но пощажу ваши глаза, и так уже размахался)
Не случайно в финале персонаж Дикаприо входит в ворота Полански. Он ушел на "темную" с точки зрения того ребенка Квентина из темного кинозала детства, на строну коммерческого кино. Продался. Но, ничего личного парень, просто бизнес.
И именно поэтому покалеченного Питта увозит скорая в небытие в хлам, в забвение. С этого дня больше не нужны парни умеющие прыгать на ходу из горящего поезда. Им на смену пришли парни которые умеют сделать поезд размером с пачку сигарет и разбить его об скалу, выдернув куклу в костюме главного героя краном. А скоро и их сменят парни умеющие снимать на фоне зеленого полотна огнедышащего дракона уносящего в когтях отчаянно дымящий поезд с натурально паникующим главным героем.
И такому "кину" нужны будут совершенно другие сценарии.
Ну вот как эти новые фильмы про супергероев. Вроде бы красиво снято. Но тебе, одному зрителю, как-то сразу глубоко и искренне наплевать на саму историю, что смотреть на их прыжки бои и полеты еще скучнее чем пересматривать старую серию Том и Джерри без звука.
Вот поэтому в ключевом моменте фильма Пит и отвешивает люлей Ли, но по итогу оказывается в проигрыше. И он так же точно обманут Голливудом как и те, еще не ставшие убийцами потерянные дети цветы. Как обманул и самого маленького Квентина новый коммерческий Голливуд пластиковых киногероев и картонных сюжетов.
Есть с хорошим кино одна заковыка. Оно никогда не бывает просто кино и все. Это всегда история, это всегда вселенная. И, как бы ты не снимал про ковбоев или гангстеров, про инопланетян или про сферического коня в кубическом вакууме, оставшаяся за кадром эпоха всегда проникает в настоящее кино.
В семидесятые закончилась та эпоха не только в кино (Тут опять длинная телега про трансформацию моральных приоритетов и либеральных ценностей в США, про то как толерантность постепенно превращается в новый тоталитаризм, когда слово политика может быть только ложью, когда... и эти перемены очень не нравятся тому маленькому заплаканному Квентину из темного кинозала детства... но нафиг эту телегу)
Ведь тогда же ушла эпоха настоящих американцев работящих, упертых, нахальных, таких - настоящих, которые и построили ту уходящую Америку. То были последние люди эпхи когда если кому в дом и вламывались грязные хиппи, то полицая нужна была только для уборки трупов. Такие ребята, у кого возле кровати не только библия, но и дробовик. А все мы, включая замеревшего с тающей мороженкой в кинозале детства Квентина, немножечко влюблены в эпоху детства и папины друзья кажутся титанами и богатырями.
Вот такой странный реквием по эпохе умеющих прыгать с поезда парней был для меня этот фильм. Ну, опять же, это сугубо частное мнение.
(Извините за размер)

Егоров   04.04.2021 22:25     Заявить о нарушении
Еще раз прошу прощения за размер, Юлия. Просто давно хотел обсудить с понимающим человеком этот фильм.

Егоров   04.04.2021 20:49   Заявить о нарушении
Ну, ваш размах меня совершенно не пугает, уважаемый Собеседник. Наоборот, очень интересно! Вот только отвечать быстро не получается, заранее прошу прощения за этот косяк. Хочется как-то вникнуть во все нюансы, жалко было бы что-нибудь упустить.
Эпоха там не просто "проникла" - её целесообразно воссоздавали огромной сплочённой командой, с любовью и кайфом. Достаточно посмотреть в восторженные глаза костюмерши, рассказывавшей, как все ахали при виде очередной рубашки в клеточку (да, я в своё время чего только не пересмотрела об этой киношке). И это при том, что Квентин фактически вводит нас в воображаемую вселенную, в дополненную реальность, где звучат сэмплы никогда не существовавших песен, по телеку крутят трейлеры не существовавших сериалов и рекламу не существующих фирм... Всё так тонко! И всё - с пылающими глазами, как я люблю. :)))
Ну, и кроме этого - постоянные обломы зрительских ожиданий, это же тоже отдельная песня! Вот Брэд входит в страшный дом, не зная, что там: труп, прикованный к кровати обколотый дед, пляшущие на его костях истязатели или что похуже... Злобные хиппи мысленно хоронят его, расстреливая в спину своими хищными взглядами. У зрителя уже сердце в глотке. И ЧТО?! И ничего. Зашел, поболтал и вышел! Это же высший пилотаж кинохамства, и это прекрасно! А там таких сцен - дофига.
Что же касается "парней, умеющих прыгать на ходу из горящего поезда" -- это вы МНЕ будете рассказывать? :)))))) Я лет семь пишу роман об одном из этих парней. Точнее, о лучшем из них, если верить специалистам. В докарантинное время практически не вылезала из Каскадёрской крепости, что на Сетуни. Храню дома, как реликвию, самиздатовскую автобиографию Николая Ващилина (работы в "Белом солнце пустыни", "Гамлете" Козинцева, "Балладе о Робин Гуде", "Шерлоке Холмсе", "Мушкетёрах" и т.д.) с его личным автографом. Хотела даже основать в родном городе каскадёрский музей (такого в мире нет до сих пор), но со временем поняла, сколько в этой профессии интриг, обмана, покрывательства или, наоборот, клеветы. По крайней мере, поверьте: и в наши дни полно "парней, прыгающих с поезда". Они до сих пор переворачиваются в горящих машинах, калечатся под копытами коней, вылетают из окон спиной вперёд... Кстати, Том Круз до самого последнего времени предпочитал работать без дублёров и пару лет назад здорово припечатался о небоскрёб, перепрыгивая с крыши на крышу. Но там хотя бы страховку выплачивают честь честью, в случае чего. А у нас, например, на съёмках "Подольских курсантов" (не к ночи они будь помянуты), по пьяни размазали немецким трофейным танком 30-летнего парня, Олега Шилкина. Он был чемпионом мира по пауэр-лифтингу и просто потрясающе солнечным человеком. Так перед убитыми горем родителями даже не извинились.
Я к чему: богатыри и титаны по-прежнему среди нас. Скорее, сюжетов им под стать не находят. Да и зритель, страшно сказать, мельчает. Хавает, что попроще.
Кстати, как вы трактуете образ девочки, читающей биографию Уолта Диснея? По-моему, он оставляет надежду на то, что ещё не всё потеряно? А иначе было бы неинтересно. :)

Юлия Моисеенко   04.04.2021 23:58   Заявить о нарушении
Вот то, что эпоха воссоздавались столь скрупулёзно вы меня удивил. Я, признаться, не знал, что в фильме была "не настоящая" реклама. Но, простим меня))) Я не очень слежу за новостями и последние 5 лет читаю только техническую литературу. Ну, есть одна техническая загадка, которую очень хочется разгадать)))
А обманутые ожидания зрителя это то самое чеховское ружье, висящее на стене в первом акте. Если в первой части фильма мы видим секту Чарлза Менсона, то невозможно не ожидать, что в конце фильма, как это было в реальности, они не выпотрошат беременную жену Полански и не напишут её кровью на стене "Смерть Свиньям" Я с трепетом ждал этого реального финала. И это было бы совершенно логично. Типа, вот, произошла однажды в Голливуде и такая кровавая история. Мол, и чего только не бывает. Мол, ничего не предвещало...
И именно потому, когда Питт входит в дом старого каскадера мы тоже ждем кровавой развязки. На этих милых детишках ведь больше десятка жмуров, так что...
Вот это и есть обманутые ожидания зрителя. И этому стоит поаплодировать.
А вот зачем там девочка, читающая Диснея?
Тут даже стоит разобраться со всеми женскими персонажами в фильме. А их там не много.
Все женатые мужики в этом фильме - подкаблучники. Персонаж старого каскадера - полностью зависящего от женщины хиппи. Бригадир каскадеров, который выгоняет со съемочной площадки Пита не потому что он помял машину жены Брюсом Ли. Даже эти девочки хиппи. Все они сильные женщины. Именно в ту эпоху власть постепенно уходила к женщинам. И вот эта девочка - женщина лидер новой эпохи. Очень умная, очень собранная, целеустремленная. Этакая смесь Маргарет Тетчер, Опры Унфрид и Коко Шанель. Умная и с амбициями. Это тоже зародыш нового времени. Могильщик эпохи мускулиновых тщеславных дураков с огнеметами. (Как бы не было их жалко)
Даже вот пример. У меня на предприятии работает 40 человек. 38 мужиков, причем эти ребята тоже умеют "прыгать с поезда на ходу№ треть коллектива отвоевала, треть отсидела, треть побывала и там и там. Дизеля, компрессоры, прессы высокого давления, многотонные краны - короче мужское раздолье. А вот после меня главных двое. Девочка Лена - диспетчер, логист, главный инженер, и прочая и прочая и прочая, и девочка Юля - бухгалтер. И я знаю, что каждая из них в конце месяца кладет в карман зарплату в 5 раз больше чем любой из мужиков. Это при условии, что я знаю все о бухгалтере)))) Новое время, когда чтобы добиться чего то не обязательно быть мужиком))) Мне кажется эта девочка буревестник гендерной революции восмидесятых. Ну, как то так.

Егоров   05.04.2021 09:26   Заявить о нарушении
О, как вы интересно завернули! «Буревестник гендерной революции»… Я чё-то даже не думала в эту сторону. Для меня девочка — просто ребёнок, товарищ по площадке, символ нового поколения. Наверное, потому что я много читала про эпоху «ревущих двадцатых» и получила некоторое представление об уровне темперамента, работоспособности и амбициозности девушек, стоявших у колыбели синематографа. Чем, по-вашему, они занимались, пока мужчины рисковали жизнью на фронте? Самые изнеженные и гламурные фифы (которых хватало среди обоих полов), как минимум, приезжали на фронт с концертами, прекрасно держались под бомбёжками и повидали всякого. Надо будет повесить мой перевод автобиографии Клары Боу — с историями о том, как «Золотое дитя Голливуда» по ночам бегало от сумасшедшей матери, пытающейся прирезать «продавшуюся дьяволу актриску», как в восемь лет она вытащила из огня своего единственного друга и он догорел у неё на руках. Много любопытных примеров можно найти и в автобиографии Бастера Китона. Его мама (странствующая саксофонистка), будучи уже глубоко беременной, была выброшена в канаву понёсшейся от испуга лошадью. Когда к женщине подбежал чуть не умерший от испуга муж, она лишь невозмутимо спросила: «Лошадь поймали?» Его сестра Луиза едва ли не превосходила брата силой характера и каскадёрским талантом. Хрупкая актрисочка Кэтлин Ки как-то в порыве ревности разнесла гримёрку Бастера, а его самого пыталась изнасиловать и зарезать. Двое дюжих копов еле справились с разбушевавшейся девушкой. Его третья жена Элеонора во время выступления в цирке ударилась головой и потеряла сознание, но и это ухитрилась обратить в шутку, которую потом повторяла.
Да чё там: начитавшись подобного, даже я разок сиганула ночью из набиравшего ход вагона на обледеневший склон, рискуя переломать обе руки, занятые объёмными сумками. И ничего. А вот зарабатывала на нефтезаводе почему-то меньше мужчин. Примерно так: мою зарплату за месяц они получали за час, а по выходным и праздникам — так и за полчаса. Ну, потому что они же брутальные строители в касках, кирзачах и светоотражающей спецовке, а я — просто девочка-переводчица в лёгком платье в цветочек и босоножках (каски мне по статусу не полагалось). Хотя грязь, 13-тичасовой рабочий день, опасность навернуться с колосниковых решёток на рельсы или получить по башке улетевшим огнетушителем и целительный запах бензина мы с ними делили поровну. :) Так что рада за ваших коллег, повезло им!
Ну, а про банду Мэнсона я даже упоминать не стала, только намекнула. Во-первых, спойлер для не смотревших, а во-вторых, это был бы чересчур очевидный пример. :)))))) На мой скромный взгляд, осознанное нахальное нарушение системы не считается за ошибку. «Грязь — это химические вещества не на своём месте, а стиль есть осознанное нарушение нормы», — по крайней мере, так нас учил преподаватель интерпретации текстов. Да, все ждали трагической развязки — и все обломались. Но ведь так, согласитесь, было бы лучше? ))))) «Читатель ждёт уж рифмы «розы»? А фиг ему!» Зато Полански, прочтя сценарий, расплакался: «Моя крошка жива!»
Мир, созданный гением Квентина, не просто красив — он реально прекрасен. Про свет, например, в этом фильме, я бы вообще диссертацию написала. За это можно отдельного Оскара дать — КАК он там играет! Пыльный луч, геометрически прорезающий тьму салуна; нагнетающие тревогу мигалки скорой; ностальгические огоньки неоновых реклам вдоль дороги; фары, высвечивающие самоуверенный оскал Ди Каприо на афише; очистительные всполохи верного огнемёта; наконец, борзое электричество, ослепившее подкуренного Питта: «А-а, это было зря!»…
Короче, растравили вы душу, придётся теперь пересматривать. :))))
Да, и удачи вам с технической загадкой!!!

Юлия Моисеенко   05.04.2021 11:56   Заявить о нарушении