Евгений Онегин - о ком нам рассказал Пушкин?

     Кто был прообразом Евгения Онегина? Много есть разных версий у пушкинистов. Одни считают, что это Чаадаев. Другие говорят - Грибоедов. Третьи утверждают, что это Катенин. Четвёртые...
     Предположений много. Есть разумно-компромисные: Онегин - это собирательный образ, вобравший в себя черты нескольких друзей и знакомых Александра Сергеевича.
     Лично я всегда видел в Онегине самого автора. С себя он Онегина писал, только чуток дофантазировал, подчас выдавая желаемое за действительное. Или - кто знает - он просто верил, что он такой? Или хотел таким быть?
     Однако, сам Пушкин, предугадав такое предположение, вот как ответил:

        Всегда я рад заметить разность
        Между Онегиным и мной,
        Чтобы насмешливый читатель
        Или какой-нибудь издатель
        Замысловатой клеветы,
        Сличая здесь мои черты,
        Не повторял потом безбожно,
        Что намарал я свой портрет...

    Думается, что неспроста это он так... Лукавил?

     Теперь о Татьяне. Кто был прообразом Татьяны? Есть парадоксальное суждение друга (а временами и врага) Пушкина - Кюхельбекера, "Кюхли": Пушкин писал Татьяну с себя самого.
    Ну прям как Флобер: "Мадам Бовари - это я".
    А почему и нет? 

    Таинственна и многогранна сущность человека. А у такого поэта, как Пушкин, и подавно. Я верю, что описывая Татьяну, он рассказывал нам о себе, приоткрывая истинную, но скрытую часть своей души.

    Кстати, Татьяна - единственный персонаж поэмы, который представлен без насмешек и иронии. С трепетом и любовью:

    ...Простите мне: я так люблю
       Татьяну милую мою!

    Конечно, Пушкин любил именно эту часть своей души, которая "звалась Татьяна".
    Но он (отчасти) и Онегин. У Онегина и Татьяны сложные отношения. И, как мы все знаем, не увенчавшиеся единением. Как Востоку и Западу - "и вместе им не сойтись".

    Итак, завершая моё короткое и сумбурное выступление - подытожу: сдаётся мне, что Александр Сергеевич в поэме "Евгений Онегин" рассказал о себе, каким он был в своём собственном представлении. Тайны души своей приоткрыть хотел...
    Или не хотел, но нечаянно сделал?

   


Рецензии
Здравствуйте!
Любопытные версии. Не уверена, что "описывая Татьяну", Александр Пушкин "рассказывал нам о себе". Из того, что я прочитала о поэте и его отношениях с женщинами, могу сделать вывод, что поэт не был высокого мнения о женщинах (ум, таланты).
Он был поклонником красоты, включая женскую, а потому - любовался, брал от этой красоты то, чего желал.
Конечно, Евгений Онегин и Александр Пушкин - совершенно разные типы людей; холод и пламень.
У читателей и почитателей таланта поэта есть право домысливать. Это никак не идёт в ущерб его величайшему дару. А поэма "Евгений Онегин" - философское произведение и жить оно будет долго. Возможно, когда люди начнут переселяться на Луну или в "эфирные города", то возьмут с собой и всё А. Пушкина.
Желаю Вам новых тем для произведений!


Василиса Фед   22.11.2020 21:07     Заявить о нарушении
Да, всё верно. А если бы мне суждено было бы переселиться на Луну, то конечно, взял бы с собой томик Пушкина)))
С благодарностью,

Гуаров   23.11.2020 13:33   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.