19. 05. 1900. Начало судьбы В. Н. Максимова

Увы, начало официальной версии биографии священномученика Василия Никитовича Максимова широко опубликованное во множестве источников, например, в Книге Шестой: 10 (23). «Священномученик Василий (Максимов). Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви ХХ столетия», S. 4696 (vgl. Мученики, исповедники и подвижники... Книга 6., S. 0 ff.); «Православный Календарь»; «Древо» (Открытая православная энциклопедия); «Полит.ру» (Бутовский полигон); «Правмир», а также Московская Епархия Русской Православной Церкви Орехово-Зуевское благочиние (Информационный портал), в том числе, основанное на этих источниках описание автором путешествия 64-летнего архиерея Иринея и его юного спутника 13-летнего алтарника Василия Никитовича Максимова в дорожной коляске по дорогам Российской империи 1900 года длинной пути в 2022,5 км из села Бабка в уральский город Шадринск, неточно соответствует Истине – фактической, реальной и действительной правде того путешествия и официальной биографии.

То путешествие по России и те события, которые предшествовали тому путешествию и последовали за ним, оказались настолько судьбоносными в жизни архиерея Иринея и алтарника Василия Максимова, что требуют детального, подробного, тщательного и хронологически точного изложения, документального подтверждения, обстоятельного анализа и объяснения, толкования и комментария. Дело в том, что именно со времени этого путешествия вместе с архиереем Иринеем, началась судьба Василия Никитовича Максимова, а вместе с ней и судьба его жены Юлии Александровны Максимовой (Конёвой) и их детей: старшей дочери Марии, средней дочери Нины (мамы автора) и младшего сына Николая.

Согласно архивным данным (ГАОО. Ф. 606. Оп. 1. Д. 78. Л. 1-7) епископ Подольский и Брацлавский (с 2 ноября 1896 года) Ириней (Харисим Михайлович Орда), после совершения в Подольской епархии многих славных дел, 29 марта 1900 года (по с.с.), был перемещён на Екатеринбургскую и Ирбитскую кафедру. 2/15 мая 1900 года архиерей Ириней выехал из Каменца-Подольска. 9/22 мая 1900 года провёл службу престольного праздника в Никольской церкви села Бабка. 18/31 мая 1900 года прибыл в город Челябинск. На следующий день 19 мая (по с.с.) или 1 июня (по н.с.) 1900 года архиерей Ириней прибыл в Екатеринбург, встретился с духовенством и официальными светскими лицами, занял своё рабочее место и вступил в церковную должность епископа Екатеринбургской и Ирбитской епархии. С 9/22 мая 1900 года архиерея Иринея сопровождал его юный спутник 13-летний алтарник-пономарь Василий Максимов.

Что его ожидало? Куда он попал? С кем имел дело? С кем общался? Где и чему учился? Как, где и с кем жил? Кто был его учителем и наставников по жизни? Что он видел и впитывал в себя из окружающего мира? Как воспитывался и чему научился? Как он стал таким, каким был? Кто и как повлиял на его судьбу? Каким он был сам по характеру и личности?

Автор попытается кратко ответить на эти судьбоносные вопросы и в этом ему помогут данные архивов, епархиальные ведомости, мемуары современников епископа Ириней, старые фотографии и воспоминания мамы автора, Нины Васильевны Суворовой (Максимовой).

За время 10-дневного путешествия вместе с архиереем Иринеем по маршруту село Бабка – город Екатеринбург, 13-летний Василий Максимов многое увидел, многое испытал и многому научился. Прежде всего, он научился ладить со старшим по возрасту и очень авторитетным человеком, священнослужителем высочайшего уровня, с одним из начальствующих руководителей Церкви, учёным и любознательным человеком, настоящим исследователем жизни народов России. Постоянное ежедневное общение с этим человеком, совместная служба с ним в качестве помощника-алтарника-пономаря, а также выполнение обязанностей спутника путешествующего иерарха Церкви, несомненно, оказали существенное влияние на воспитание, поведение и личность Василия Максимова, возможно, определили его внешнюю стать, стиль и манеру поведения.

Несомненно, 13-летний Василий Максимов подражал, то есть соответствовал обликом и поведением своему наставнику и учителю, действовал в едином стиле с архиереем Иринеем, воспринимал его как пример, образец, канон священства и священнодействия. Также, несомненно, 13-летний Василий Максимов пришёлся по нраву и по душе архиерею Иринею, взявшему 4 августа 1888 года в 50-летнем возрасте монашествующий обет безбрачия. Вероятнее всего, юный Василий Максимов стал для него «духовным сыном», наследником и продолжателем его, Иринея, мировоззрения, учения и святости личности. Каждый отец и каждый учитель мечтает об истинном ученике – продолжателе его дела.

Священномученик Василий Никитович Максимов всю свою короткую жизнь (1887-1937) будет представителем «белого духовенства», но по воспоминаниям моей мамы Нины Васильевны Суворовой (Максимовой) он всё время, не изменяясь даже на минуточку, был строгим, дисциплинированным и принципиальным священнослужителем, не отступающим от установленных правил «ни на йоту». «Мой папа, - просто, твёрдо, уверенно и убеждённо говорила мама автора, - был бы великим церковным деятелем и учёным, как его друг и наставник монашествующий архиерей» (мама уже не помнила точно имени Иринея).

Вот почему автор уверен, что 13-летний Василий Максимов был всё же на особом положении в структуре и системе окружения епископа Екатеринбургской и Ирбитской епархии, преосвященнейшего епископа Иринея, был при нём в качестве ученика-помощника и продолжал выполнять рядом с ним обязанности алтарника-пономаря во время исполнения епископом церковных служб и религиозных обрядов.

Василий Максимов отбыл положенный срок обучения в двухклассной церковно-приходской школе в Никольской церкви села Бабка. Он был не просто грамотен, а с успехом читал и заучивал тексты молитв и песнопений на церковнославянском языке. Он знал почти все ритуалы и правила поведения алтарника в алтаре, в церкви и вне церкви, но для своего соответствия сану и должности епископа епархии, он, конечно же, должен был учиться и совершенствоваться. Вот почему он прислуживал епископу Иринею в качестве алтарника-пономаря, прежде чем поступить на учёбу в духовное училище. При этом Василий Максимов, вероятно, продолжал сопровождать епископа Иринея в его поездках по Екатеринбургской и Ирбитской епархии.

Теперь автор поведает о том, куда же попал 13-летний Василий Никитович Максимов, какой была в 1900 году Екатеринбургская и Ирбитская епархия, какую историю она имела, какие дела творились в этой епархии. Здесь же будет ответ на вопросы: «Почему в Екатеринбургской и Ирбитской епархии так часто менялись епископы?» и «Как и чем добрались архиерей Ириней и алтарник Василий Максимов из села Бабка в Екатеринбург?».

На картинке: 09.03.1904 год. Шадринск. 17-летний псаломщик Василий Никитович Максимов (1887-1937). Семейная реликвия рода Максимовых: большого формата фотопортрет В.Н. Максимова 1904 года (фрагмент). Источник: Екатеринбургские епархиальные ведомости, "Епархиальные известия. Перемены по службе", 1904, № 6, с. 116. Текст: «Допущены къ и. д. псаломщиковъ: при церкви села Зотинскаго, Кам. у., безместный псаломщикъ Александръ Иваницкий. 3 Марта; при градо-Шадринскомъ Собор;, окончившій курсъ въ Оренбургской церковно-приходской регентской школ; Василій Максимовъ, 9 Марта; при церкви Талицкаго завода, Кам. у., заштатный псаломщикъ Григоргй Меркурьевъ и при церкви с. Гаевскаго, Екат. у., бывшій воспитанникъ Перм. Дух . Семинаріи Александръ Кузнецовъ. 12 Марта».


Рецензии