1 14 мая 1900. Прощание Иринея с учениками

Преосвященн;йшій Ириней предъ выездомъ изъ Каменца посетил 1-го мая (по с.с. – автор) духовно-учебныя заведенія г. Каменца. Въ духовную семинарію онъ прибыль въ 10 ч 30 мин утра. Встреченный семинарскою корпораціей у подъезда, Владыка проследовалъ въ семинарскій храмъ, где въ ожиданіи прибытія Архипастыря, собрались все воспитанники. При входе Преосвященнаго въ храмъ, ему поднесенъ быль духовникомъ семииаріи св. крестъ, а воспитанники въ это время начали петь: «Ангелъ вопіяше».

Приложившись къ св. кресту, Владыка прошелъ въ алтарь и, сотворивъ зд;сь земной поклонъ, облобызалъ св. престолъ, а зат;мъ, выйдя на солею, обратился къ воспитанникамъ съ р;чью, въ которой сказалъ, что пос;тилъ онъ семинарію съ т;мъ, чтобы преподать свое прощальное благословеніе воспитанникамъ и припомнить имъ еще разъ то, о чемъ часто раньше говорилъ имъ и чему всегда училъ ихъ, — именно, чтобы они не забывали высоты служенія, къ которому готовятся.

Ц;ль ихъ воспитанія и образованія та, чтобы подготовиться къ прохожденію пастырскаго служенія, чтобы выйти на ниву Господню д;лателями непостыдными и чтобы явить себя достойными Пастыреначальника, указавшаго и въ Своей жизни и въ Своемъ ученіи, особенно въ причт; о добромъ пастыр;, каковъ долженъ быть этотъ добрый пастырь. Добрый пастырь, по запов;ди Спасителя, душу свою полагаетъ за овцы своя и не уподобляется наемнику, уб;гающему при вид; «волка грядуща».

Такими добрыми пастырями, постоянно пекущимися объ овцахъ, и должны быть воспитывающіеся въ семинаріи, когда Господь призоветъ ихъ на д;ло служенія. Дал;е Владыка зам;тилъ, что въ настоящее время со стороны пастырей требуется особенная внимательность къ паств; и особая забота о томъ, чтобы удержать эту паству въ оград; св. Церкви. Недавно, л;тъ 30-50 тому назадъ, условія жизни были иныя, иныя были отношенія паствы къ пастырямъ, легче было и пастырямъ управлять паствою. Теперь далеко не то.

Прежде пастырямъ приходилось защищать паству отъ волковъ, теперь же часто овцы вступають въ союзъ съ волками противъ пастырей. Виною этому бываютъ и сами пастыри, которые, уподобляясь наемникамъ, причиняютъ вредъ овцамъ, но преимущественно виною тому бываютъ условія жизни. Это должны помнить готовящіеся къ священству и воспитать въ себ; вс; т; качества, какія необходимы современнымъ пастырямъ, чтобы «право править слово истины» и чтобы не допустить овецъ удаляться съ тучныхъ пастбищъ Православной Церкви.

Должны они также помнить, что въ жизни ихъ ожидаютъ тяжелые труды; много горя и скорбей они перенссутъ, стремясь къ достиженію ц;ли пастырскаго служенія; но таковъ уд;лъ челов;ка: какъ птица, по словамъ многострадальнаго Іова, предназначена для летанія, такъ челов;къ осужденъ на страданія, — т;мъ больше страданій и напастей предстоятъ пастырямъ въ ихъ нелегкомъ и отв;тственномъ д;л;.

Посл; того Владыка благословилъ воспитанниковъ иконою Спасителя: «Благословляю васъ, - говорилъ онъ, - на предстоящіе подвиги образомъ Спасителя. Спаситель изображенъ зд;сь держащимъ Евангеліе, раскрытое на словахъ: «Пріидите ко Мн; вси труждающіеся и обремененніи». Многознаменательны эти слова Господа. Они указываютъ, какъ и гд; искать приб;жища и ут;шонія отъ бурь житейскихъ и б;дствій земнаго существовапія. Вс; труждающіеся, т.е. вс;, кто терпитъ невзгоды, б;дствія и напасти, не въ другомъ комъ, а лишь въ Господ; могутъ найти такое пристанище, ут;шеніе и упокоеніе. И вы въ минуты трудныя, которыхъ не мало нредстоитъ вамъ въ жизни, обращайтесь за помощью и ут;шеніемъ къ Спасителю Пастырепачальнику».

Когда Владыка закончилъ свое наставленіе, выступил с ответным словом воспитанникъ VI класса семинаріи Николай Лозинскій:

«Благоволите же, Ваше Преосвященство, принять отъ насъ сыновнее изъявленіе благодарности за вс; эти отеческія заботы, а также за ту отеческую доброту и снисходительность, которую Вы проявляли по отношенію къ намъ вс;мъ, а особенно по отношенію къ т;мъ изъ насъ, которые впадали въ гр;хи юношескаго легкомыслія и недомыслія, но которыхъ Вы съ отеческой настойчивостью и ласковостью старались возвратить на путь добраго труда и честной жизни. Вм;ст; съ т;мъ мы усиленно просимъ всегдаишихъ молитвъ о насъ Вашего Преосвященства, да пребудемъ мы на томъ пути, который Вы намъ указывали».

В этих наставления и речах, вероятнее всего, выражено то отношение архиерея Иринея, с которым он встретил 9/22 мая 1900 года на престольном празднике в Никольской церкви села Бабка юного алтарника-пономаря 13-летнего Василия Максимова, несомненно, поразившего 64-летнего епископа своим ангельским голосом и видом, талантом чтеца и певца молитв и песнопений. Несомненно, традиционные наджежды паствы на чудо и обязательства священников в день честоввания святого Николая Чудотворца, в купе с только что пршедшими прощальными мероприятиями в духовных училищах Каменец-подольского, подвигли архиерея Иринея к желанию также сотворить судьбоносное чудо в жизни юного отрока-алтарника Василия Максимова.

Посл; прощальных речей воспитанники духовной семинарии г. Каменца стали подходить къ Архипастырю подъ благословеніе. Благословляя ихъ, Владыка, сказалъ, между прочимъ, что, когда онъ ;халъ еще въ Подолію, ему много говорили о семииаріи и притомъ дурнаго, однако, все это оказалось безусловно ложнымъ. «Во все время моего пребыванія у васъ, - говорилъ Владыка, - семипарія радовала меня, и я всегда былъ спокоенъ за семинарію. Радовали меня воспитанники и своей видимой добропорядочностью и своей искренней религіозной настроенностью. Я внимательно сл;дилъ за т;ми воспитанниками, которые назначались п;ть, читать и прислуживать при Архіерейскомъ богослуженіи, и всегда вид;лъ въ нихъ только доброе и похвальное. За это спасибо начальствующимъ и воспитателямъ! Дай Богъ, чтобы семинарія и впредь оставалась на томъ добромъ пути, по которому она шла досел;».

На картинке: 1900. Здание Каменец-Подольской духовной семинарии. В 1782 году архитектор Ян де Витте завершил строительство здания римо-католической семинарии, которое было возведено на месте нескольких участков, принадлежащих Кафедральному костёлу Св. Апостолов Петра и Павла, В 1773 году в границах этих участков существовали два расположенных торцами к Рынку строения, объединённых в одну усадьбу. В них проживали кафедральные ксёндзы. Кроме этих основных зданий на усадьбе располагались ещё два небольших строения. Новое её здание, сохранившееся до наших дней, было построено на средства каноника Гронкевича. Первоначально семинария представляла собой двухэтажное здание одностороннего коридорного типа в плане разомкнутого в юго-западном углу прямоугольника размером 38 х 19 метров под высокой барокковой, с перехватом, покрытой гонтом крышей. Длинной северной стороной она примыкала к кафедральной усадьбе, короткими – была ориентирована на Рынок и Иезуитскую (Францисканскую) улицу. Вход на подворье семинарии находился со стороны Иезуитской улицы, а главный вход в здание семинарии в виде крыльца из тёсаного белого камня с двумя встречными лестничными маршами — на северном фасаде, со двора кафедры. Во время строительства семинарии в 1781-1782 годах была также возведена входная арка, названная Триумфальной,  с помощью которой был организован парадный вход на усадьбу костёла и к главному крыльцу семинарии. Семинария существовала в этом здании с 1782 по 1798 год, после чего строение было конфисковано российской властью для размещения в нём губернских присутственных мест, а с 1841 года — губернского правления. В конце XIX века в этом заднии располагалась духовная семинария г. Каменец. Над крушей здания виден купол семинарского храма, в котором епископ Ириней прощался с семинарскою корпорацией и учениками.


Рецензии