К-9. Мои дорогие...

Я из послевоенного поколения. Не рассказывали мне о войне родители, ни бабушки, ни прабабушка, тихая кружевная старушка, всегда укутанная в тонкую белую пуховую шаль и летом и зимой, ни её младшая дочь, бабушкина сестра. Было у них всё в кружевных салфеточках - радио, комод, буфет и большая кружевная скатерть на круглом столе. После всегдашнего чаёвничания, прабабушка, каким-то только ей свойственным движением, смахивала хлебные крошки с кружева скатерти и отправляла их в рот. И я всё время удивлялась, как не застревало в этих петельках ничего, никаких крошек. 
Они пережили блокаду. 

Сейчас трудно себе представить, что такое блокадные 125 гр. хлеба.
Маме 14 лет. Сначала дежурили с одноклассниками на крышах, гасили зажигательные бомбы, рыли в пригороде окопы. А потом наступила зима. Таких морозов в Ленинграде не было ни до, ни после той страшной зимы.

Отключили водопровод и замёрзла канализация. Холод пронзал всё, казалось внутри организма вымерзало до молекул... Самыми страшным были январь и февраль 1942. Дедушка, Керн Михаил Петрович, отдавал половину своей пайки доченьке. Она не отказывалась, принимала как должное. В феврале по Дороге Жизни их с бабушкой эвакуировали. Дедушка до эвакуации не дожил несколько дней. Он умер от голода. Единственный момент, который вспоминала мама, это когда их в открытом грузовике везли через Ладогу, впереди идущая машина провалилась под лёд  со всеми... Всеми...
А их водитель только объехал полынью и повёз  дальше. 
...Приказ не останавливаться.


В январе 1944 сразу после снятия блокады бабушкина мама и сестра успели прислать из Ленинграда вызов в Красноярск и они отправились домой. Потом с этими вызовами стало очень трудно. Мамочку в конце весны взяли в военизированную охрану на заготовку дров под Выборг, откуда она вернулась через год весной 45. В победном мае ей исполнилось восемнадцать.

Однажды рассказывала мне, как уже в 40-летнем возрасте побывала на экскурсии в Бресте. Комплекс мемориальный тогда был новый. Их, экскурсантов, не предупредили о звуковых сигналах. И вот ведут по полутёмному пространству, показывают экспонаты и вдруг раздается вой сирены.
Память проснулась... Мама испугалась так, что бросилась бежать, бежать на свет, на воздух. Она даже босоножку потеряла. Уже на улице, когда выскочила, потеряла сознание. А ведь после войны прошло больше 20 лет.


 Дедушка по папиной линии пропал без вести в боях на Синявинских болотах. К слову, оба дедушки моего мужа тоже погибли на Ленинградском фронте. И два старших папиных брата. И я не знаю как они погибли.
Мой свекор прошел войну в авиаполку. Самые страшные бои оказались под Новороссийском. Почему-то запомнился его рассказ о том, как переправляли тех.состав, когда меняли дислокацию. Они летели в бомболюках без парашюта, скорчившись в позе эмбриона, и люк мог раскрыться.
...Стреляли.

9 мая сын прислал скриншот документа из военного архива Кронштадта.

 Там говорится, что мой отец, с 1942 года старшина второй статьи Захаров Василий Павлович был направлен нести военную службу на о. Сескар, "участвовал в высадке морского десанта на о. Бисрке и о. Б. Тютерс, где получил ранение в руку. А также на о. Б. Тютерс принимал непосредственное участие в разминировании заминированных участков укреплений и жилых домов".

А ведь папочке в 1942 году было всего восемнадцать... Мальчишка!!!
Под самый конец жизни захотел папа написать воспоминания. О войне. Не успел.
Так и останется только  в строчках архива, да в нашей памяти.
Низкий поклон вам, мои родные, мои любимые, мои дорогие.



 К-9.Основная номинация «ВТ». Конкурс к 75-летию   Победы над немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне.http://proza.ru/2020/05/09/486


Рецензии
одно только не понял -почему К-9?..
подумал что про подводников - оказалось еще серьезнее...

Отключили и замёрзли водопровод и канализация.
простите - тут правильно было бы
Отключили водопровод и замёрзла канализация.
своего рода опечатка - но как заноза на отличном тексте!7+

Петр Кондратьев   01.08.2022 22:49     Заявить о нарушении
Пётр, это был такой конкурс к 75-летию Победы. Я честно сказать не хотела принимать участие. Но в последний день вдруг подумала, что если не сейчас, то когда я расскажу о своих родных? И если не думать об оценке... Взяла и отключилась от слова "конкурс".
Условия - до 500 слов. Надо было уложиться. Я помню, что хотела рассказать только о мамочке. Но тут что получилось, то получилось.
Сейчас заглянула по ссылке под текстом - я подала заявку последней. К сожалению таких грандиозных конкурсов больше не будет.
И, Пётр, спасибо за правильность, конечно так. Исправлю. Вообще пыталась несколько раз эту тему развить, но у меня слёзы к горлу, давление подскакивает... И думаю- а каково было им? ИМ?.

Эль Ка 3   02.08.2022 00:02   Заявить о нарушении
у меня БЛОКАДНАЯ КНИГА так и лежит непрочитанной...Понимаю

Петр Кондратьев   02.08.2022 22:08   Заявить о нарушении
При подведении итогов конкурса Евгений Романович привёл мои слова. Добавлю и я их из той публикации.
Сегодня в 80-ую годовщину полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады
*
ЭЛЬ КА 3: «Вот стою я... как будто на трибуне... А передо мной идёт-течёт «Бессмертный полк».... с портретами наших близких.
Мы ими гордимся. Мы их помним.
Так и наш конкурс-река
Это то, что мы можем сейчас сделать для них.
Вспомнить и низко поклониться.
Когда на Западе (и не только) хотят переписать историю Второй Мировой Войны...
Наверно наш вклад будет именно таким - под девизом «никто не забыт и ничто не забыто»...Вместе мы сила!»

Эль Ка 3   27.01.2024 18:35   Заявить о нарушении
Люба! Добрый день! Вторую рецензию не пропускают, К сожалению Е. Говсиевич покинул нас, но его творчество всегда с Нами! Хорошей зимы!
Твой В.

Вахтанг Рошаль   31.01.2024 13:30   Заявить о нарушении
Спасибо, Вахтанг! Спасибо, что помнишь и заглядываешь. Иногда ))
Всего самого доброго!

Эль Ка 3   31.01.2024 13:52   Заявить о нарушении
На это произведение написано 36 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.