1900. Салон-вагон архиерея Иринея

Служебный салон-вагон, в котором совершал путешествие архиерей Ириней из Киева в Екатеринбург в мае 1900 года, был одновременно обычным и необычным, потому что внешне это был обычный вагон пригородного сообщения, а внутри он имел необычную планировку, рассчитанную на комфортное круглосуточное пребывание 5-7 человек. Эти вагоны строились, прежде всего, для руководителей и специалистов, которые выезжали на места аварий, строительства, а также инспекции станций и железнодорожных путей.

Параметры систем жизнеобеспечения в салонах-вагонах разной планировки соответствовали санитарно-гигиеническим требованиям к устройству, оборудованию и эксплуатации пассажирских вагонов локомотивной тяги и вагонов-ресторанов, спальных вагонов класса «люкс», первого и второго, то есть салоны-вагоны класса «люкс», 1 и 2 класса имели купейное исполнение. При этом эти салоны-вагоны отличались дороговизной отделочных материалов, интерьерами, и качеством отделки. Отдельным и особым был так называемый «императорский поезд», созданный непосредственно для российского императора Николая II, его семьи, приближённых, охраны и обслуги. Архитектурно-композиционное решение салонов-вагонов соответствовали типу вагонов, их назначению и классности.

Салон-вагон управления Юго-Западной железной дороги, предоставленный архиерею Иринею, имел такую планировку – котловой конец вагона имел специальный тамбур-площадку с двумя трапами, расположенными под углом к диаметральной плоскости вагона по обеим сторонам. Эти короткие трапы-сходни имели ажурные ограждения и выглядели парадно. Тамбур имел также проходную дверь на площадку сцепки, чтобы можно было переходить в следующий вагон. В тамбуре были две двери, ведущие в салон-вагон: одна дверь в общий коридор, расположенный вдоль борта вагона-салона, а другая дверь в кухню, о которой ещё будет поведано отдельно.

В общем коридоре было 4 двери. Первая дверь вела в служебное купе, которое ещё называлось «электро-купе», в котором располагался служащий железной дороги, обеспечивающий безопасное и работоспособное состояние салона-вагона и его оборудования, порядок и чистоту в салоне-вагоне. Вторая дверь вела в общий туалет и умывальную комнату. Третья дверь вела в двухместное купе (только нижние сиденья-кровати и багажные полки). Четвёртая дверь вела в четырёхместное купе (два сиденья-кровати нижнего яруса и две полки-кровати верхнего яруса, багажные отделения). В торце общего коридора была ещё одна дверь, ведущая в персональный коридор так называемого «генеральского отделения» (в нашем случае – «архиерейского отделения»).

В самом начале общего коридора располагается открывающееся окно в кухню, через которое обитатели общего коридора и купе могли общаться с поварами, получать столовые приборы и кушанья, передавать использованную посуду и остатки еды. Окно в кухню открывалось только по необходимости, чтобы не распространять кухонный чад, дым от котельного отделения и «кухонные запахи» в коридоры и купе салона-вагона. Снабжение кухни и перемещение поваров в кухню и из кухни осуществлялось через дверь в тамбур салона-вагона. Напротив окна в кухню у борта салона-вагона располагается титан – угольная печка-подогреватель воды до состояния кипятка (титан находится в ведении проводника).

Кухня салона-вагона была оборудована всем необходимым оборудованием для хранения продуктов и приготовления пищи как для пассажиров салона-вагона, так и для гостей. В кухне находились: ларь для овощей и картофеля; шкафчик для продуктов; шкаф для столовой посуды; стол разделочный и сервировочный стол с хранилищем кастрюль и сковородок; печка с двумя конфорками, которая топится каменным или древесным углём, либо дровами и, конечно же, раковины посудомойки с сифоном и сливом отходов в подвагонную емкость. С печкой для приготовления кушаний сопряжено котельное отделение, которое отапливает паровым отоплением весь салон-вагон и даёт на посудомойку и умывальники горячую воду. Кроме этого кухня оборудована зондом с принудительной вытяжкой, сушилкой для посуды и контейнером для отходов. Управляется всем этим один шеф-повар, а помогают ему сопровождающие гостя (архиерея Иринея).

Служебное «электро-купе» проводника оборудовано электро-шкафом, который управляет системами в вагоне: включает освещение в вагоне и габаритные огни вагона (если вагон последний в составе); контролирует датчиками уровень заряда аккумуляторных батарей, обеспечивает связь с системой пожарной безопасности и аварийное торможение (остановку). Электропитание салона-вагона осуществляется посредством аккумуляторных батарей в подвесных ящиках под вагоном. Эти батареи заряжались от генератора, который посредством привода от колесных пар во время движения вырабатывает электричество. Служебное «электро-купе» проводника имело диван и откидной подоконный столик, предназначенный для ведения служебной документации, мелкого ремонта и иного делопроизводства, а также сигнальное оборудование и средства связи со всеми купе салона-вагона. Иного бытового оборудования в служебном «электро-купе» не было.

Следующим помещением за служебным «электро-купе» по коридору был общий туалет. В любом вагоне вообще должно быть не менее 2-х туалетных помещений, площадью не менее 1,2 кв. м. Общий туалет салона-вагона был равен по площади служебному купе проводника. Хотя по правилам двери туалета должны открываться вовнутрь, но в данном салоне-вагоне она открывалась в общий коридор. Дверь была размером не менее 1880 х 490 мм и имела указатели «свободно» или «занято». Двери обоих туалетов в салоне-вагоне имели отверстия для вентиляции. Пол в туалетах имел уклон к отверстию для слива воды с закрывающейся пробкой.

Туалет общего пользования имел унитаз с педальным приводом промывки, пробковое сидение с крышкой и ручку для её поднятия при необходимости; сидение фиксировалось в поднятом положении. На стене туалетного помещения возле унитаза на высоте 700-750 мм был поручень, рядом с унитазом  располагался ящик с пакетами для сбора мусора, полка для туалетной бумаги, а также ёмкость с моюще-дезинфицирующим раствором и ершом для очистки раковины унитаза. Унитаз располагался «спиной» к непрозрачному окну вагона, а рядом с входной дверью на стене переборки между туалетом и служебным «электро-купе» располагался умывальник. Оборудование умывальника и унитаза обеспечивало равномерную (порционную) подачу воды и смыв без разбрызгивания и расплескивания воды.

Умывальник в туалете общего пользования был установлен на высоте 750-850 мм, оборудован смесителем горячей и холодной воды, дозатором моюще-дезинфицирующего раствора, полкой с бортиком для мыла и туалетных принадлежностей, зеркалом. Около умывальника раздельно размещались ёмкости для чистых и использованных салфеток (полотенец), крючки-вешалки для одежды и индивидуального полотенца. Поверхности стен и потолка во всех служебных помещениях салона-вагона были облицованы материалами, стойкими к воздействию моющих и дезинфицирующих средств.

Следующим купе в общем коридоре было служебное помещение проводника салона-вагона площадью не менее 2,6 кв. м. Это служебное купе было оборудовано: раздельными шкафами для хранения спецодежды, посуды, продукции и продуктов чайной торговли. Здесь же находился бачок с холодной кипячёной водой. Служебное купе проводника салона-вагона было двухместным и оборудовано широким диваном (рабочее и спальное место проводника) и спальной полкой второго яруса (резервное спальное место). Расстояние между спальной полкой и перегородкой в купе проводника было не менее 420 мм. Подоконный столик был шире и к нему полагалось кресло для дежурного проводника. В этом купе было зеркало, сигнальное оборудование (сигнальные табло) и средства связи в салоне-вагоне и в поезде.
Здесь располагались проводник и повар салона-вагона.

Следующим помещением в общем коридоре салона-вагона было пассажирское четырёхместное купе 2-го класса. В этом купе располагались два спальных дивана и две полки для лежания, две полки третьего яруса для багажа и одна багажная ниша (антресоль) над общим коридором. Длина спальной полки в пассажирском купе была не менее 1665 мм. Под окном купе располагался откидной подоконный столик с закругленными углами, на переборке у входа – крючки и вешалки для верхней одежды. Над каждым спальным местом располагались откидные сетки-полки для мелких вещей. У входной двери была встроена в переборку выдвижная лесенка для подъёма пассажиров на верхние спальные места. В изголовье каждого спального места располагались средства освещения, сигнализации и связи (сигнальные табло). В купе были термометр и зеркало встроенное в дверь. Спальные полки были оборудованы оградительными бортиками. Нижний спальный диван имел пыленепроницаемое покрытие, обеспечивающее использование его в качестве рабочего дивана (в дневное время). Под сиденьями диванов располагались рундуки (ящики для хранения личного багажа пассажиров).

В этом четырёхместном пассажирском купе во всё время путешествия архиерея Иринея из Киева в Екатеринбург жили и располагались его спутники, в том числе и 13-летний алтарник-пономарь из села Бабка Павловского уезда Воронежской губернии Василий Никитович Максимов. Сообщение спутников и Василия Максимова с архиереем Иринеем осуществлялось посредством средств сигнализации и связи, а также через торцевую дверь, разделяющую салон-вагон на две части – общую и индивидуальную. Об устройстве персонального салона архиерея Иринея в салоне-вагоне в следующей новелле.

На картинке: 1900. Салон-вагон Владикавказской железной дороги с клёпанным бронированным бортом из толстой листовой стали, позволяющей обойтись без жёсткой подвагонной рамы. Салон-вагон предназначен для длительных поездок высшего руководства Российской империи и различных ведомств, в том числе и военных руководителей. Стальные «бронированные» полустенки позволяли лёжа на полу салона-вагона спастись от пулевого обстрела. Салон-вагон имел в торце большой салон для заседаний и обедов. При прицепке в хвосте состава это даёт возможность хорошего широкого обзора окружающей местности и обстановки. За салоном расположено «генеральское» купе-кабинет-спальня и персональный «генеральский» туалет с ванной. За дверью в малом коридоре располагаются два мягких купе для сопровождающих лиц и обслуживающего персонала. Далее общий туалет, служебное купе проводника и повара, «электро-купе», котельное отделение, кухня и тамбур. Практически салон-вагон образца конца XIX века был домом на железных колёсах.


Рецензии